Народовластие и формы его осуществления в РФ. Соотношение прямой и представительной форм демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народовластие и формы его осуществления в РФ. Соотношение прямой и представительной форм демократии.



 

Единственным источником власти в нашем государстве является многонациональный народ России.

Народ осуществляет свою власть в 2 – х формах:

1) непосредственно (прямая демократия);

2) через органы представительной власти (представительная демократия).

Исторически первой возникла непосредственная демократия, идея которой наиболее последовательно была разработана Ж.Ж. Руссо. Он считал, что никакое представительное собрание не может сосредоточить в себе всей полноты прав, принадлежащих народу: «… английский народ жестоко ошибался, признавая себя свободным. Он свободен только во время выборов членов парламента; как только они избраны, он становится рабом, он – ничто».

Таким образом, Руссо был сторонником непосредственной демократии и императивного мандата депутата, отрицал возможность самостоятельных решений парламентом.

Преимущества непосредственной демократии состоят в том, что она:

1) дает больше возможностей для выражения воли и интересов народа, обеспечивает полную легитимацию власти;

2) расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений;

3) развивает общественную активность населения;

4) способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом;

5) обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами;

6) предотвращает злоупотребления властью, бюрократизацию чиновников.

Недостатки непосредственной демократии:

1) низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и безответственности населения;

2) повышение опасности возникновения тоталитаризма и авторитаризма;

3) нежелание населения участвовать в решении вопросов местного значения.

Основателем теории представительной демократии является Ш.Монтескье.

Исходя из современного законодательства, регулирующего представительную демократию, можно выделить три ее разновидности, в основе которых лежат различные варианты взаимоотношения депутатов с избирателями.

1-й вариант – источником власти признается народ. Депутат рассматривается только как уполномоченный своих избирателей, т.е. как обладатель императивного мандата.

2-й вариант – предполагает формальным источником власти народ, предусматривает передачу этой власти на ограниченный конституцией срок представительному органу, депутаты которого независимы от избирателей, т.е. обладают свободным мандатом.

3-й вариант – имеет место, когда народ, оставаясь источником власти, передает ее представительному органу частично на определенный срок, сохраняя контроль за деятельностью представителей, т.е. депутаты имеют полусвободный мандат.

Классическая теория народного представительства основана на свободном мандате, однако такая представительная демократия характеризуется двумя моментами:

1) законодательная воля народного представительства не является безграничной;

2) народные представители осуществляют не свое, а чужое право.

Преимущества представительной демократии ее сторонники видят в наличии гарантий политической стабильности и порядка, более высокой по сравнению с непосредственной демократией компетентности и ответственности лиц, принимающих решения. Однако ее недостатком является чрезмерное проявление амбиций политиков и фракционные интриги.

Говоря о соотношении представительной и непосредственной демократии нужно иметь в виду, что возможности использования только непосредственной демократии для решения политических и социально – экономических вопросов весьма ограничены.

Непосредственная демократия реальна в рамках небольших по территории и численности населения муниципальных образований. В рамках всей страны без представительной демократии не обойтись.

Поэтому говорить о приоритете какой – либо формы демократии некорректно.

В современных условиях нельзя обойтись как без представительной, так и без прямой демократии.

Соотношение прямой и представительной демократии видится в том, что:

1) институты непосредственной демократии являются источником возникновения представительной демократии;

2) в определенных ситуациях институты прямой демократии могут заменить институты представительной. Например, сходы граждан, которые в соответствии с Уставом муниципального образования вправе выполнять функции представительного органа местного самоуправления;

3) посредством реализации некоторых институтов непосредственной демократии (референдум, петиции) граждане влияют на содержание, основные направления деятельности представительных органов государственной власти;

Т.о. путем прямой формы демократии представительная демократия получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти.

Институтами прямой демократии являются: референдум, выборы, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, народная правотворческая инициатива, собрания и сходы граждан, обращения (петиции) граждан.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Они похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам.

Их цель – выражение воли народа. Объектом при выборах является кандидат в депутаты представительного органа или кандидат на какую – либо должность. Объектом волеизъявления при референдуме является не человек, а определенный вопрос, по которому проводится референдум.

Всенародные обсуждения похожи на референдум, т.е. обсуждается какой – либо законопроект или другой важный вопрос, но результат всенародного обсуждения не имеет обязательной юридической силы. Т.е. всенародные обсуждения – это выяснение мнения народа – только и всего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.007 с.)