Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль Российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль Российского права



Тема 1. Конституционное право – ведущая отрасль Российского права

Предмет и метод российского конституционного права

 

Система российского права состоит из ряда отраслей: конституционного, гражданского, административного, уголовного и др.

Конституционное право является ведущей отраслью системы права Российской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воздействуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др.

Основными критериями отграничения отраслей права, являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это однородная группа общественных отношений, которые регулируются нормами той или иной отрасли права.

Традиционно считалось, что предметом отрасли конституционного права являются общественные отношения по поводу осуществления государственной власти (властеотношения). Позднее, профессором Фарбером И.Е. была высказана гипотеза о том, что предметом конституционного права являются конституционные отношения социальных сил, определяющих взаимоотношения между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета, свободы личности и правопорядка.

В юридической литературе выделяют пять существенных признаков, характеризующих конституционные отношения как предмет правового регулирования конституционного права.

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения, независимые от права. Их объективный характер состоит в том, что они порождаются непосредственно не сознанием, а реально существующими отношениями.

2. Субъектами конституционных отношений выступают, с одной стороны, государство и его органы, а с другой – социальные группы: народ, нации, классы, граждане, политические партии, движения.

3. Объектами конституционных отношений являются народный суверенитет, народовластие и свобода личности.

4. Конституционные отношения – это отношения социальных сил: классов, политических и социальных групп, которое всегда отражает фактическое состояние прав и свобод человека в государстве и обществе и показывает – кто фактически стоит у власти.

5. Конституционные отношения – это более стабильные, прочные отношения, чем все иные, ибо сначала меняются базисные отношения, которые влекут уже потом необходимость изменения имущественных, трудовых и иных отношений.

Таким образом, предметом российского конституционного права является упорядоченная совокупность норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

 

Методом правового регулирования является совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения.

Для конституционного права характерно сочетание двух основных методов: императивного (метода властных предписаний, субординации, основанного на запретах, обязанности, ответственности) и диспозитивного (метода равноправия сторон, координации, основанной на дозволенности).

Дозволение применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государственных органов и субъектов Федерации.

Обязывание применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством.

Запрещение применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства.

Акты органов МСУ

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ – соглашения нескольких субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений.

1) внутригосударственные (Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ).

2) международные договоры – в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

4. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. В романо-германской правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ.

5. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – отнесение его к источникам конституционного права является дискуссионным вопросом, т.к. сфера его распространения в конституционном праве ограничена, однако значение этого источника игнорировать нельзя. На основе обычаев регулируются многие аспекты деятельности нашего парламента. К примеру, первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ) или принесение присяги Президентом при вступлении в должность и т.д.

Виды конституций

Классификацию конституций принято проводить по следующим основаниям.

1) по форме закрепления конституционно-правовых норм:

- писаные - в форме единого документа (Конституция РФ)

- неписаные, состоящие из законов парламента, судебных прецедентов, правовых обычаев (например, в Великобритании).

2) по порядку принятия:

- октроированные (дарованные монархом, например, Конституция Непала);

- принятые парламентами (представительными органами законодательной власти, например, Конституция Испании);

- учредительными собраниями (представительными органами, специально созываемыми для принятия конституции, например, Конституция США);

- референдумом (всенародным голосованием), например, конституции России и Франции.

3) по способу изменения:

- гибкие (изменяются и дополняются, как правило, так же, как и обычные законы, - простым большинством голосов депутатов парламента).

- жесткие (изменяются и дополняются в более сложном порядке). Для этого требуется так называемое квалифицированное большинство голосов - 2/3, 3/4 или 4/5 голосов депутатов парламента, а также соблюдение дополнительных условий. Например, поправки к конституциям США и России должны быть дополнительно ратифицированы законодательными органами субъектов Федерации.

4) различают юридическую конституцию (выражена, как правило в одном, реже – в нескольких правовых актах) и фактическую конституцию, представляющую собой сложившиеся в обществе отношения по поводу организации власти и осуществления свободы личности.

5) по фактически сложившимся общественным отношениям:

- фиктивные, т.е. не отражающие существующие общественные отношения (юридическая не совпадает с фактической);

- реальные, которые адекватно отражают сложившиеся общественные отношения (юридическая совпадает с фактической).

В литературе встречается делением конституций на монархические и республиканские, федеративные и унитарные.

В России выделяют Конституцию РФ и конституции республик, входящих в состав РФ.

4. Конституционное развитие Российского государства (конституции советского периода)

Конституционное развитие Российского государства – сложный и противоречивый процесс, на который оказывали значительное влияние политические и экономические события, а также идеология государства конкретного исторического периода.

В Росси было принято 5 конституций.

Конституция РСФСР 1918 года

Эта конституция была принята Пятым Всероссийским съездом Советов. Она была призвана закрепить и законодательно оформить приход к власти нового класса – пролетариата.

В основу этой конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она отвергала принцип разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали, отменяла частную собственность. В ней провозглашалось всеобщее вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии и полное разоружение имущих классов, а также лишение их всех политических прав.

Конституция 1918 г. была реальной, т.к. она обеспечивала диктатуру пролетариата и полностью соответствовала политике того времени.

Конституция РСФСР 1925 года

Она была принята на основе первой Конституция СССР была 1924 г.

Необходимость в новой Конституции была продиктована изменениями в национально – государственном устройстве России и вхождением ее в состав СССР. Конституция РСФСР 1924 г. практически дублировала союзную.

Гуманистические

Экономические

Политические

Эти основы находят свое выражение в принципах конституционного строя, содержащихся в статьях главы 1 Конституции РФ.

Принципы конституционного строя:

1) Приоритет прав и свобод человека;

2) Народный суверенитет;

3) Верховенство права;

4) Народовластие;

5) Федерализм;

6) Республиканская форма правления;

7) Социальный и светский характер государства;

8) Разделение властей;

9) Политический плюрализм;

10) Многообразие форм собственности и экономической деятельности;

Народный суверенитет

В ч.1 ст.3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

В науке конституционного права выделяют 3 вида суверенитета: народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это верховенство и полновластие народа. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил. На практике абсолютный суверенитет народа трудно осуществим, поэтому в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Национальный суверенитет – это право нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. В России национальный суверенитет подразумевает самостоятельность нации в рамках многонационального государства: создание автономий, развитие национальной культуры, образования, традиций. Суверенитет принадлежит не отдельным нациям, а всему российскому народу. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные государственные органы.

Из народного суверенитета вытекает суверенитет государственный, который означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях. Внутри страны оно независимо от политических партий и других общественных объединений, а за ее пределами — от других государств.

Никакие политические партии, общественные объединения, религиозные объединения и церковь, частные лица, юридические лица и г. д. не вправе присваивать власть в Российской Федерации. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ запрещена узурпация власти, т. е. захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия преследуются по федеральному закону.

Верховенство права

Как принцип конституционного строя означает, что Российская Федерация – правовое государство, т.е. деятельность государства основана на подчинении праву и обеспечении прав и свобод человека в сферах правотворчества и правопримения.

Еще в суждениях античных философов звучала идея о властвовании закона. К сожалению история советского государства знает примеры, когда в форму закона облекался государственный произвол. Советское государство было антиподом правового. Только с принятием Конституции 1993 г. начался процесс построения правового государства, в основу которого положены принципы верховенства закона, разделения властей, ответственности государства перед своими гражданами, равенство всех перед законом. Однако для России правовое государство пока еще цель, а не реальность.

Политический плюрализм

Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политическое многообразия жизни. Ее основу составляет политический плюрализм – проявление политической свободы человека. В отличие от советского прошлого, в российском обществе нет официальной идеологии, а Конституция РФ охраняет право граждан на инакомыслие. Свобода мысли и слова лежит в основе политического плюрализма. А одним из важнейших его проявлений выступает многопартийность (ст. 13. ч.3 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции РФ всех политических сил с помощью различных средств.

Через политические партии может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений партии отличаются тем, что они открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность управлять государством и обществом.

О многопартийности можно говорить только в том случае, когда в политической борьбе за власть участвуют более 2 – х политических партий.

Деятельность политических партий в РФ регламентируется ФЗ «О политических партиях» от 2001 г.

В то же время устанавливается конституционный запрет крайностям политического плюрализма: запрещается создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Многообразие форм собственности и экономической деятельности

Важнейшей основой конституционного строя России является рыночная экономика (ст.8 Конституции РФ). Ее принципы состоят:

1) в единстве экономического пространства;

2) свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержке конкуренции.

В России провозглашается свобода экономической деятельности, т.е. люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли, свободно вести торговлю. Однако государство, гарантируя эту свободу, должно регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна нарушать права работников, потребителей и социальную справедливость в обществе.

В ч.1ст.8 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т.е. признается многообразие форм собственности.

В частной собственности может находиться не только личное имущество граждан, но и предприятия, земля. Государство не вправе вмешиваться в управление частными предприятиями, но собственники обязаны соблюдать законы и платить налоги.

В государственной собственности находится все, что было создано на средства государства (заводы, железные дороги и т.д.). Государственные собственники – РФ и ее субъекты.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, других муниципальных образований (небольшие предприятия, жилые дома, больницы).

Иные формы собственности – собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий и т.д. (санатории, автобазы).

 

Правовой статус беженцев

 

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этой страны; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

Правовое положение беженцев определяется ФЗ от 19.02.93г. в ред. От 22.08.2004 г. «О беженцах» (СЗ РФ. 2004. № 35. ст. 3607).

Лицо, заявившее о желании получить статус беженца и достигшее 18 лет, обязано обратиться с ходатайством либо в дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ, если оно находится не в РФ, либо в органы миграционного контроля. Ходатайство рассматривается по существу и выдается свидетельство, удостоверяющее личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.

Лицо проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу:

1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;

3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве;

5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

6) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

7) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

8) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Статус беженца не может быть присвоен лицу:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

6) иностранным гражданам и лицам без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Политическое убежище в РФ

 

Определение и порядок предоставления политического убежища нашим государством регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденного Указом Президента РФ от 21.07.1997 г.

Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и вышеуказанным Положением.

Россия предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление и лишение Российской Федерацией политического убежища производится указами Президента РФ.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ "О беженцах";

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории РФ;

4) приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Министерства внутренних дел РФ на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища:

1) по соображениям государственной безопасности;

2) если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций;

3) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Право на жизнь

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. Это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни.

Конституция РФ не содержит прямого запрета на убийство человека, однако именно такой запрет и подразумевается. Он находит свое выражение в УК РФ.

Статья 105 УК РФ, предусматривающая ответственность за убийство, раскрывает это понятие как умышленное лишение жизни другого человека. За совершение этого преступления установлены наиболее строгие меры уголовного наказания. Если оно совершено без отягчающих обстоятельств, судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах (убийство двух или более лиц, с особой жестокостью, по найму и т. п.) - наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

Не является убийством, умышленное лишение жизни в состоянии необходимой обороны, если не превышены ее пределы (ст. 37 УК РФ). В данном случае одновременно реализуется другое конституционное право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

Другой аспект права на жизнь связан с вопросом о применении смертной казни. В ч. 2 ст. 20 Конституции РФ установлено, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

Отсюда вытекают следующие гарантии против применения смертной казни:

1) эта мера наказания не вечна, со временем она будет отменена, о чем свидетельствует слова «впредь до ее отмены»;

2) она устанавливается только федеральным законом. Это означает, что смертная казнь не может быть установлена никакими иными актами: указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и т. д. Единственным федеральным законом, устанавливающим смертную казнь, является в настоящее время УК РФ,

3) смертная казнь - исключительная мера наказания. Ее исключительность закреплена в УК РФ. Это означает, что смертная казнь всегда имеет альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы и у суда всегда есть возможность выбора наиболее справедливого вида наказания (ст. 60 УК РФ).

Кроме того, смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ч. 2 ст. 59 УК РФ). Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. З. ст. 59 УК РФ);

4) смертная казнь может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Таких преступлений по УК РФ предусмотрено всего пять:

1) убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ);

2) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

3) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);

4) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);

5) геноцид (ст. 357 УК РФ);

В настоящее время смертная казнь в РФ официально не отменена, но на ее применение действует мораторий.

Это вызвано:

1) вступлением РФ в Совет Европы. Основополагающим документом этой международной организации в области прав и свобод человека и гражданина является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 г.

РФ в 1997 г. подписала протокол № 6 к этой Конвенции и обязалась в течение 3 – х лет решить вопрос об отмене смертной казни;

2) конституционным положением о том, что каждому обвиняемому в совершении тяжкого преступления против жизни должно быть предоставлено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако в настоящее время суды присяжных образованы не во всех субъектах Федерации, поэтому, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2.02.99 г., до тех пор, пока суды присяжных не будут образованы повсеместно, наказание в виде смертной казни назначаться не может.

Содержание права на жизнь не ограничивается запретом на применение смертной казни. Это право необходимо рассматривать в более широком аспекте – как возможность обращения к государству за защитой по поводу любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в человеческий организм, что могло бы поставить под угрозу его жизнь и здоровье. Речь идет, например, о запрете эвтаназии, о правовых ограничениях на осуществление трансплантации человеческих органов, проведении медицинских и иных научных опытов над человеком.

Право на объединение

Это право в общем виде закреплено в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ и означает возможность для каждого человека создавать общественные, т. е. негосударственные, объединения совместно с другими лицами и возможность вступать в такие объединения.

В Конституции РФ не перечислены виды таких объединений, имеется лишь упоминание о профсоюзах, создаваемых для защиты интересов их членов.

Содержание конституционного права на объединение и виды общественных объединений установлены ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Право граждан на объединение включает в себя:

- право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей,

- право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них,

- право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения.

Виды общественных объединений:

- общественные организации;

- общественные движения;

- общественные фонды;

- общественные учреждения;

- органы общественной самодеятельности.

Среди общественных объединений особо выделяются политические общественные объединения, т.к. правом на участие в них обладают только граждане РФ.

В политических объединениях не могут состоять некоторые категории служащих, военнослужащие, судьи, прокуроры и т. д. Организационно-правовыми формами (видами) политических общественных объединений являются политические партии и политические движения.

Общественные организации, в том числе политические партии, отличаются от остальных видов общественных объединений наличием фиксированного членства.

Общественные фонды преследуют цели формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности считается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Гарантия свободы деятельности общественных объединений заключается в том, что граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Созданные гражданами общественные объединения могут регистрироваться органами юстиции и приобретают в этом случае права юридического лица, но они могут функционировать и без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В то же время запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

 

Право граждан на обращения

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы или органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ. В обязанность должностного лица входит дать ответ на это обращение.

Родительские обязанности

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

Отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Защита Отечества является обязанностью российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не имеющих права на освобождение или



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.115 с.)