Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления и управленческие отношения

Поиск

Системой управления является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность для достижения запланированного результата. Система отражает структуру управления. Ее элементы должны обеспечить высокую эффективность при оптимальных затратах энергии.

Система управления должна обладать свойствами:

- состоять из элементов, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости;

- целостность, образуемая совокупностью элементов, несводима к их сумме;

- элементы подчиняются правилам системы;

-система реагирует на состояние внешней среды и импульсы внутренних элементов.

 

Система управления состоит из управляемой подсистемы (объекта) и управляющей подсистемы (субъекта).

Объект является ведущей, определяющей частью системы, поскольку представляет ту часть, из-за которой и для которой возникают управленческие отношения. Объект должен быть достаточно оптимально структурирован, его структура должна соответствовать целям и задачам. Поэтому структура объекта чаще всего уникальна. Исключение могут составлять типовые структуры объектов управления в производственных, в силовых и т.п. сферах.

Субъект является надстроечной частью системы управления. Он полностью зависит от объекта управления. Субъект должен формироваться в соответствии с законом необходимого разнообразия, т.е. его структура должна соответствовать структуре объекта, это позволит чутко реагировать на изменения внешней и внутренней обстановки и готовить управляющие сигналы. Поэтому роль субъекта чрезвычайно велика. Но следует помнить, что как любая бюрократическая структура, наделенная властными полномочиями, управляющая подсистема способна к самоукреплению, расширению своих функций и штатов. При формировании субъекта управления следует руководствоваться принципом оптимальности и эффективности.

 

 

Субъект и объект не могут действовать автономно, если допустить, что это произойдет, то управляющая система будет работать вхолостую, а управляемая будет дезорганизована.

 

Отсюда - множество схем и объяснений процесса управления как процесса функционирования замкнутых и разомкнутых контуров управления, где есть вход, выход, функции, преобразования, обратная связь и т.п. (см. рис).

 

Возмущение

Программное управление

 
 
  Управляющая система (субъект)


Алгоритм программы
Состояние

       
   
 
 


 

       
   
 
 


Компенсирующее

управление

Обратная связь

 

Рис. Принцип компенсационного управления

 

 

Управленческие отношения – это сложная социальная система связей между людьми, которые возникают между людьми в процессе реализации функций управления. В науке управления многие вопросы, касающиеся данного понятия, остаются дискуссионными.

Эти отношения характеризуются всеобщностью (пронизывают всю социальную структуру), носят непреходящий характер (существуют, пока будет существовать общность людей), находятся в зависимости от уровня развития общества, отражают человеческий фактор. Управленческие отношения складываются разных плоскостях: между управляющей и управляемой подсистемами; между решением и исполнением.

Формы управленческих отношений могут быть различны. По характеру регулирующих норм – государственные (юридические), общественные, нравственные, производственные. По территории распространения – в соответствии с масштабом и уровнем действия (федеральные, региональные, групповые и т.п.). По времени действия – бессрочные и действующие в определенный период времени (трудовой договор, должностная инструкция и др.). По положению участников – вертикальные и горизонтальные. По характеру – формализованные, неформальные, личностные и др.).

 

По видам управленческие отношения могут быть сведены в группы.

1.Отношения субординации – система подчинения нижестоящих органов и лиц вышестоящим (правила служебной дисциплины).

Система управления в условиях субординации имеет иерархическую структуру и в ней превалирующий характер имеют вертикальные отношения администрирования, распорядительства, власти. Эти отношения регламентируются в уставах, положениях, инструкциях и т.п. В условиях субординации информация должна быть конкретной, однозначной, адекватной ситуации. Эти отношения полностью вписываются в схему прямой связи «руководитель – подчиненный» и предполагают дистанцию между этими элементами.

2.Отношения реординации – отражают обратную связь, обратное упорядочение. По каналам обратной связи поступает информация от объекта к субъекту на данный момент времени: что выполнено и в каком объеме, что планирует осуществить, как функционирует система. В значительной степени этим отношениям соответствуют функции контроля.

3.Отношения взаимодействия – направлены на согласованность действий всех подразделений и работников. В результате таких отношений происходит взаимное воздействие субъекта и объекта, могут изменяться организационные структуры, профессиональные навыки, коммутационные связи, морально-психологические качества и т.п.

Отношения взаимодействия могут быть внутрисистемными и межсистемными, могут быть персонифицированы или отражать связь между группами элементов. Формы взаимодействия: обмен информацией, совместное исполнение, непосредственное сотрудничество, односторонняя помощь и др. При этом влияние партнеров может носить паритетный или доминирующий характер.

 

Следует помнить, что все три группы управленческих отношений, хотя и являются чаще всего формализованными, наполняются личностным неформальным, нерациональным, социально-психологическим содержанием при принятии и реализации управленческих решений. Основное социальное отношение в управлении представляет собой противоречивую схему (предложить подготовить доклад см. /8/с.70-72). Основой является диалектическое противоречие между формализованными (безличными) и персонифицированными (личностными) отношениями управления, т.е. противоречие между рациональным и социальным управлением. Разрешается это противоречие нахождением оптимального сочетания противоположностей на разных этапах жизненного цикла организации на основе применения принципов и методов, отражающих требования объективных законов управления. При этом нужно понимать, что высшим моментом в развитии основного противоречия в управлении является переход противоположностей друг в друга и переход системы из одного качества в другое.

Форм разрешения основного противоречия может быть много: от применения жестких административных методов и санкций до широкого вовлечения персонала в процесс управления. Немало примеров, когда руководители своими неумелыми действиями приводят организацию к кризису.

Вся история управленческой мысли так или иначе отражает “стыковку” формализованных и персонифицированных отношений, отсюда и подходы: административный классический, школа человеческих отношений, школа человеческих ресурсов. Конфронтация этих позиций непродуктивна и постоянно идет поиск оптимального сочетания.

 

Одним из путей разрешения противоречий является применение технологий управления. Руководителю следует научиться делать замеры своих управленческих воздействий и уметь пользоваться ими. В практике менеджмента неудачи фирмы часто объясняются низким профессиональным уровнем менеджеров и часто успешное состояние организации связывается с умелым руководством. Кроме того, современному руководителю необходимо помнить, что сегодня в теории и практике менеджмента сложилась достаточно четкая концепция необходимости формирования высокой организационной культуры и синергетических связей, способствующих успешному выполнению задач социальных структур.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.012 с.)