Законы и закономерности управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и закономерности управления



Объективные законы управления, в отличие от юридических законов, это существенные, необходимые, повторяющиеся формы взаимосвязей между субъектом и объектом, между системой управления и социальной средой.

 

Обусловленные законом взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций и конкретных явлений, индивидуальных актов. Реализация законов зависит от многих условий и, прежде всего от управляющего субъекта и его способностей.

Роль законов управления выражается в том, что они:

- образуют теоретический фундамент науки;

- способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

- выражают качественные свойства и связи процессов управления;

- позволяют правильно оценить ситуацию;

- позволяют оценить опыт свой и других организаций;

- позволяют определить направления дальнейшей деятельности.

 

К таким законам можно отнести:

- закон синергии,

- закон развития,

- закон информированности и упорядоченности,

- закон единства анализа и синтеза,

- закон композиции и пропорциональности и др. (Предложить подготовить доклады по применению этих законов в теории управления).

 

Ряд исследователей выделяют законы и принципы управления по другим основаниям.

М.Г.Лапуста (Справочник директора предприятия, 1998) формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления):

- закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы типовых знаний, целей, ситуаций, вариантов решения проблем, тренингов.

- Закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации, увеличения числа работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышает компетентность и потребность в новой информации.

- Закон перехода от административных методов к организационным. Реализуется за счет эффективных технологий управления. В то же время часто администрирование можно расценить как признак слабой профессиональной компетенции руководителя.

 

Дргие авторы (например, Граждан В.Д. / 7, с162 –183/) рассматривают законы управления применительно к информационным процессам. Законы сводятся в две группы: информационно-аналитическую и организационно-административную.

Среди информационно-аналитических законов выделяются:

- закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (принцип Питера);

- закон самовозрастания бюрократизма управленческих организаций;

- закон единства;

- закон адекватности;

- закон оптимальности;

- закон предрасположенности;

- закон устойчивости;

- закон управляемости;

- закон повышения квалификации)

- закон документального обеспечения и др.

К наиболее известным законам организационно-административного управления относят:

- закон самовозрастания численности управленческого персонала (первый закон Паркинсона);

- закон самовозрастания сложности управленческих организаций;

- закон самосохранения;

- закон развития; закон композиции;

- закон наименьших;

- закон коррелятивности и др.

 

Понятие «закономерность» близка к понятию «закон» и может выступать как первоначальная формулировка закона или его часть.

 

Принципы управления

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления.

Принцип (от лат. – начало, основа)_ 1) основное исходное положение; 2) внутреннее убеждение, норма поведения; 3) основная особенность какого-то устройства.

Что касается принципов науки управления, то следует оговориться, что сегодня часть из них являются дискуссионными. В отличие от законов принципы являются не абсолютной истиной, а лишь инструментом в процессе управления, правилом, как применять управляющее воздействие.

Принципы управления определяют требования к системе управления, структуре, организации процесса, составляют исходные положения для работы менеджеров.

Классик научного менеджмента А.Файоль говорил, что число принципов управления неограниченно. Всякое административное средство занимает это почетное место пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил.

Он выделил 14 принципов управления, которые по его мнению универсальны, их можно применять в бизнесе, на флоте, в правительственном учреждении:

разделение работы; власть;

дисциплина;

единоначалие;

единство направления;

подчинение индивидуальных интересов общим;

вознаграждение;

централизация;

иерархическая цепь;

порядок;

справедливость;

стабильность персонала;

инициатива;

кастовый дух.

Как видим, многие из этих принципов не потеряли ценности и сегодня.Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления.

 

Если у Тейлора объектом управления был цех, то у Файоля – вся организация, коммерческая структура или даже целая страна, этому надо учить. И Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях.

 

Кроме того, не следует забывать об особенностях менеджмента в условиях России. Поэтому в отечественной науке круг принципов теории управления окончательно не очерчен.

 

Сегодня система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам.

А) Принципы работы с информацией.

Эти положения можно назвать кибернетическими принципами, т.к. в кибернетике управление рассматривается как процесс движения информации.

Это положение можно признать за базовое, поскольку работа с информацией составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Управление – деятельность интеллектуальная и ее основным предметом является информация. Эта группа включает принципы: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.

Принцип объективности означает необходимость достоверного отражения субъектом управления реального состояния общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действий в соответствии с полученной информацией.

Принцип адекватности требует управленческих действий соответствующих реальной действительности.

Принцип обогащения состоит в «очищении «информации от несущественных элементов, не несущих полезной нагрузки. Избыток информации может играть негативную роль и усложнить управленческие процессы.

Принцип перехода информации в знания субъекта позволяет определить объем информации, необходимый для успешной работы подчиненных структур.

Принцип верификации требует проверки теоретических положений и информационных сведений опытным путем. (Практика – критерий истины!).

 

Б) Организационные принципы

В эту группу входят принципы: целеполагания, сочетания централизма и автономности, законности, плановости, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности, регламентации задач и функций, непрерывности, обоснованности.

Принцип целеполагания: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечить оптимальное соотношение горизонтальных и вертикальных связей в системе управления. При реализации данного положения широко применяются приемы централизма, делегирования полномочий, автономности.

Принцип законности требует, чтобы действия субъекта не выходили за рамки юридических, экономических, политически, социальных, моральных норм и правил.

Принцип плановости утверждает, что плановость – основа управления. Это основное условие достижения цели. Его атрибутами являются прогнозирование, всестороннее обоснование решений, установление задач для всех звеньев, осуществление контроля. Следует отметить, что этот принцип был несколько скомпроментирован в период гипертрофированного планирования в нашей стране, но это еще одно напоминание современным руководителям о необходимости соблюдении пропорциональности в системах управления.

Принцип объективности вытекает из того, что требуется строгое соблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей, знание действительного состояния сферы деятельности.

Принцип основного звена заключается в определении первоочередных задач и концентрации усилий для их решения.

Принцип оптимальности и эффективности имеет комплексный характер. Деятельность и структуры управления должны быть достаточно экономичными, но эффективно обеспечивать достижение максимальных результатов.

Принцип регламентации задач и функций очень важен для формирования структуры системы и обеспечения ее функционирования.

Принцип непрерывности показывает, что управление – не одномоментный акт, не единичное воздействие. Управленческое воздействие должно постоянно учитывать все текущие изменения во внешней и внутренней среде.

Принцип обоснованности – любое управленческое решение должно быть обеспечено необходимыми расчетами, доказательствами должно быть обеспечено документально и материально (нельзя назначить премию, если нет такого фонда, нельзя принять сотрудника, если нет вакансии, нельзя отправить товар без оплаты и т.п.).

 

В) Принципы работы с персоналом

Работа с персоналом – это очень важная составляющая управления людьми, социальными организациями. Поэтому принципиальные положения управления в этой области обусловлены с одной стороны управленческими процессами, а с другой – взаимоотношениями людей. Можно уверенно выделить такие принципы: сочетание единоначалия и коллегиальности; создание благоприятных условий для работы; делегирование полномочий; развитие человеческих ресурсов; конкурсное назначение; принцип соответствия: единства команды; демократизации управления стимулирования и др. (кратко раскрыть, предложить обсудить на семинаре).

 

Г) Принципы социального управления

Ряд авторов объединяет принципы трех перечисленных групп в общий массив под названием «принципы социального управления». (например, см. /7/, с.179). Их значение в том, что фиксируются руководящие установки, основания для упорядочения общественных отношений, управления социальными процессами. Выделяются четыре группы принципов.

1) принципы принятия управленческих решений (непротиворечивости УР; преемственности УР; своевременности УР; законности и правовой защищенности УР; ресурсной и документационной обеспеченности УР и др).

2) принципы государственного управления (разделения власти на политическую и административную (аппаратную); разделения государственной власти на территориальные уровни; разделения государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; и др.)

3) карьерные принципы (повышения служебной квалификации; «отцовского лифта» и др.)

4) организационные принципы (оптимизации управления; разумной управляемости; делегирования полномочий; автоматического замещения отсутствующего; единоначалия; доверия и проверки и др.).

Методы управления

Метод это совокупность однородных приемов, операций для решения конкретной теоретической или практической задачи, способ ее решения. Методы могут быть уже известные, практически отработанные, могут быть специально разработанные для конкретных условий. В управленческом плане метод можно рассматривать как способ воздействия субъекта на управляемый объект для достижения цели.

Следовательно, выстраивается цепочка «цель – деятельность – средство - результат».

           
   
Процесс (деятельность) Методы, способы, приемы достижения целей
     
  результаты
 

 


вход

 

Рис. Цепочка достижения результата

 

В разные периоды существования человечества применялись различные методы управления (см. тему Эволюция теории управления). Многие из них актуальны и сегодня, некоторые рождаются в новых условиях. Методы управления органически связаны с законами, принципами, целями и процессами, имеют многоаспектный характер и могут классифицироваться как экономические, организационные, безопасности, эстетические, творческие и т.п.

В специальной литературе чаще всего используются такие критерии классификации методов менеджмента как их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.

 

По критерию содержания можно выделить группы способов воздействия:

- организационно-распорядительные (административные) (орг.проектирование, регламентирование, нормирование, приказы, постановления, команды, интруктажи, рекомендации);

- экономические (система материального стимулирования, санкции, зарплата, прибыль, цена и т.п.);

- социально-психологические (социальное планирование, моральное поощрение, убеждение, внушение, личный пример, отбор кадров, формирование команд, стиль управления и др.).

 

По критерию мотивации: материальной мотивации, моральной мотивации.

По организационным формам: единоличные, коллегиальные, коллективные.

По сфере применения – общие и локальные.

Возможна классификация методов управления и по другим основаниям, например, по функциям управления (планирование, организовывание, мотивация, контроль, маркетинг, инновационное развитие и т.п.).

Совокупность знаний о способах и средствах управления производственными и социальными процессами и умелое их применение в практической деятельности можно определить категорией «Технология управления». В большом числе случаев технологии являются результатом творчества менеджеров, их знаний, активности и ннновационной деятельности.

Тема 8 Общие функции управления

Учебные вопросы

1.Сущность функций менеджмента

2. Планирование. Формы и стадии планирования. Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование.

3. Функция организации.

4. Мотивация деятельности в менеджменте.

5. Технология контроля в менеджменте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.041 с.)