Полипарадигмальный статус управленческой науки. Структурно-содержательный аспект теории управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полипарадигмальный статус управленческой науки. Структурно-содержательный аспект теории управления.



Ольховиков Л.А.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебные материалы

 

Москва 2013

 

 

Литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций, - М.: ОМЕГА-Л, 2010

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - М.: Гардарики, 2011

3. Мильнер Б.З. Муниципальное управление – М.: Муниципальный мир, 2012

4. Переверзев М.П., Шайденко Н.Л., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник, - М.: ИНФРА-М, 2009

5. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления, Учебник, - М.: Экономика, 2011

6. Управление организацией: Учебник/ Под ред. Поршнева А.Г.,., 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Инфра-М, 2010.

7. Граждан В.Д. Теория управления: учебное пособие М.: Гардарики, 2007.

8. Игнатов В.Г., Албастова Л.Г., Теория управления: курс лекций – М.; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2006.

9. http://do.gendocs.ru/docs/index-17977.html Гапоненко Учебник по теории управления

10. http://www.twirpx.com/file/34183/ лекции по теории управления

 

 

Тема 1. Сущность и содержание теории управления

Учебные вопросы

1. Сущность управления, его содержание и место в системе социально-экономических категорий.

2. Объект, предмет и структура науки об управлении. Место теории управления в подготовке современного менеджера.

Структура науки управления

В зависимости от сферы общественных отношений, целевых установок, субъектов и объектов можно выделить направления, области, виды управления, как это показано на рис. 1.

 

Из рис. 1 видно, что управление – это всеобъемлющая категория. Можно представить укрупненную классификацию процессов управления по основным классам:

- процессы управления в технических системах и неживой природе;

- процессы управления биологическими системами;

- процессы управления в обществе (в социальных системах – социальное управление).

 

 

 

               
 
 
   
- Проектами - Технологиями - Учетом - Финансами - Сбытом - Снабжением - И т.п.
     
Отраслевой менеджмент (строительный, аграрный, транспортный, промышленный и др.)   Функциональный менеджмент (административный, финансовый, маркетинговый и др.)
 
-Соц. развитием -Образованием -Соцц. обеспечением -Трудом, -Рабочей силой и др.
 
 

 

 


Рис. Классификация и типология управления

С точки зрения деятельности специалистов в области государственного и муниципального управления наиболее интересны проблемы социального управления. Объектом изучения в социальном управлении выступают социальные системы, а предметом является система управления ими.

Социальное управление подразделяется на два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью и управление коллективной деятельностью и на три вида: административно-государственное (политическое); управление социально-культурной сферой; управление производственной сферой. Можно сказать и иначе.

Классификация видов социального управления соответствует трем основным сферам организации общества: политическая (область национальных, межгосударственных, властных и социальных отношений); культурная (производство, распределение и потребление духовных благ); экономическая (область производства и потребления материальных ценностей).

 

.

 

 
 

 

 


 

Рис. Место курса «Теория управления» в системе науки управления

 

 

Школа поведенческих наук,

Количественная школа.

Вклад отечественной школы науки управления.

3. Современные школы управления.

 

Изменения условий функционирования организаций вызвали множество научных идей, школ и подходов к этой проблеме. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации называются ситуационными.

 

 

М.П.Фоллет, занимаясь изучением «человеческих отношений» в коммерческих предприятиях, подчеркивала важность согласования целей фирмы и ее работников. Она утверждала, что власть, понятая как подчинение одного человека другому оскорбляет человека и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Альтернативой этому должна быть демократия в управлении уважение человеческих достоинств.

Другим оппонентом административного управления был профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880-1949). Он стал лидером движения за внедрение в управление новых принципов и методов, получивших название школы человеческих отношений.

Э.Мейо привлекает особое внимание в связи с проведенным им в 1924-1936 гг. на заводе компании «Вестерн Электрик» в г. Хоторне экспериментом. Изменение одного технического параметра (освещенность) не повлияла на производительность. Однако другие изменения: дополнительные паузы для отдыха до и после обеда; второй завтрак за счет компании; укороченный на 1 час рабочий день в пятницу дали рост выработки на 30%. Кроме того, выявились и побочные эффекты в виде улучшения социально-психологического климата.

Э Мейо пришел к выводу, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителя по повышению производительности труда, даже если он применяет материальное стимулирование. Иногда работники сильнее реагировали на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководителя и материальные стимулы. Позднее эти феномены были раскрыты А.Маслоу и др. психологами. Они объясняют это мотивами поступков людей. По Маслоу, мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень их удовлетворенности будет возрастать, что будет вести к повышению производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями / 10, с.100/, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

В дальнейшем школа человеческих отношений зваявила о появлении новой управленческой парадигмы. Начался переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования, начался поиск новых форм управления с социологическим и психологическим уклоном в сторону концепции сотрудничества между исполнителями и руководителями.

Школа поведенческих наук

Развитие таких наук, как психология и социология повысили степень научности процессы изучения поведения человека на рабочем месте, что оформилось отдельным направлением, названным школой поведенческих наук (организационным поведением).

Положения науки о человеческом поведении (бихейвиоризм, от англ. Поведение) применялись так, чтобы максимально использовались индивидуальности запросов и потребностей работника.

Бихейвиоризм представляют К.Арджирис, Р.Лайкерт, Ф.Херцберг Ф.Фидлер Д Макклеланд, Д.МакГрегор, А.Маслоу и др. Наиболее известны у нас Д.МакГрегор и Ф.Херцберг, А.Маслоу по своим теориям мотивации, которые изучали различные аспекты социального взаимодействия мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, лидерства, изменения качества жизни и содержания работы.

Школа поведенческих наукзначительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники нового подхода стремились оказать помощь работнику в осознании своих возможностей на основе применения поведенческих концепций к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что в 60-е годы почти полностью охватил область управления. Однако, как показывает практика, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказываются эффективными лишь для некоторых индивидов и в некоторых ситуациях. К сожалению, несмотря на многие положительные результаты, этот подход часто оказывался несостоятельным в условиях, отличающихся от тех, что исследовали его приверженцы.

 

2.5. Количественная школа (Школа науки управления ) активно заявила о себе с 50-х годов 20в. Появление данной школы - следствие применения математики, статистики, инженерных наук, экспертных оценок, ЭВМ в управлении. Такой подход дает углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря применению моделей и развивает количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях.

По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к проблемам организации. Разрабатывается модель ситуации, т.е. форма представления реальности часто в абстрактном виде (простейший пример – дорожная карта или система уравнений и т.п.). После задаются переменные параметры. Основой является замена словесных описаний математическими символами и формулами (для российского читателя более знакомо понятие «экономико-математические методы), что позволяет применять в исследованиях компьютеры.

Основные представители школы за рубежом – Р.Акофф, С.Чермен, Д.Марч, Г.Саймон, Д.Р.Форрестер, Х.Райфа

 

Рис. 5.1 Факторы внешней и внутренней среды

Внешние факторы можно разделить на две группы: прямого и косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия включает факторы непосредственно влияющие на операции предприятия и сами испытывающие на себе прямое же влияние операций организации. Это: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты.

Факторы косвенного воздействия, не оказывающие немедленного прямого влияния: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические события в других странах и т.п.

Для каждой организации число и разнообразие внешних факторов различны.

Рис. Механизм управления

 

 

Принципы управления

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления.

Принцип (от лат. – начало, основа)_ 1) основное исходное положение; 2) внутреннее убеждение, норма поведения; 3) основная особенность какого-то устройства.

Что касается принципов науки управления, то следует оговориться, что сегодня часть из них являются дискуссионными. В отличие от законов принципы являются не абсолютной истиной, а лишь инструментом в процессе управления, правилом, как применять управляющее воздействие.

Принципы управления определяют требования к системе управления, структуре, организации процесса, составляют исходные положения для работы менеджеров.

Классик научного менеджмента А.Файоль говорил, что число принципов управления неограниченно. Всякое административное средство занимает это почетное место пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил.

Он выделил 14 принципов управления, которые по его мнению универсальны, их можно применять в бизнесе, на флоте, в правительственном учреждении:

разделение работы; власть;

дисциплина;

единоначалие;

единство направления;

подчинение индивидуальных интересов общим;

вознаграждение;

централизация;

иерархическая цепь;

порядок;

справедливость;

стабильность персонала;

инициатива;

кастовый дух.

Как видим, многие из этих принципов не потеряли ценности и сегодня.Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления.

 

Если у Тейлора объектом управления был цех, то у Файоля – вся организация, коммерческая структура или даже целая страна, этому надо учить. И Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях.

 

Кроме того, не следует забывать об особенностях менеджмента в условиях России. Поэтому в отечественной науке круг принципов теории управления окончательно не очерчен.

 

Сегодня система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам.

А) Принципы работы с информацией.

Эти положения можно назвать кибернетическими принципами, т.к. в кибернетике управление рассматривается как процесс движения информации.

Это положение можно признать за базовое, поскольку работа с информацией составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Управление – деятельность интеллектуальная и ее основным предметом является информация. Эта группа включает принципы: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.

Принцип объективности означает необходимость достоверного отражения субъектом управления реального состояния общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действий в соответствии с полученной информацией.

Принцип адекватности требует управленческих действий соответствующих реальной действительности.

Принцип обогащения состоит в «очищении «информации от несущественных элементов, не несущих полезной нагрузки. Избыток информации может играть негативную роль и усложнить управленческие процессы.

Принцип перехода информации в знания субъекта позволяет определить объем информации, необходимый для успешной работы подчиненных структур.

Принцип верификации требует проверки теоретических положений и информационных сведений опытным путем. (Практика – критерий истины!).

 

Б) Организационные принципы

В эту группу входят принципы: целеполагания, сочетания централизма и автономности, законности, плановости, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности, регламентации задач и функций, непрерывности, обоснованности.

Принцип целеполагания: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечить оптимальное соотношение горизонтальных и вертикальных связей в системе управления. При реализации данного положения широко применяются приемы централизма, делегирования полномочий, автономности.

Принцип законности требует, чтобы действия субъекта не выходили за рамки юридических, экономических, политически, социальных, моральных норм и правил.

Принцип плановости утверждает, что плановость – основа управления. Это основное условие достижения цели. Его атрибутами являются прогнозирование, всестороннее обоснование решений, установление задач для всех звеньев, осуществление контроля. Следует отметить, что этот принцип был несколько скомпроментирован в период гипертрофированного планирования в нашей стране, но это еще одно напоминание современным руководителям о необходимости соблюдении пропорциональности в системах управления.

Принцип объективности вытекает из того, что требуется строгое соблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей, знание действительного состояния сферы деятельности.

Принцип основного звена заключается в определении первоочередных задач и концентрации усилий для их решения.

Принцип оптимальности и эффективности имеет комплексный характер. Деятельность и структуры управления должны быть достаточно экономичными, но эффективно обеспечивать достижение максимальных результатов.

Принцип регламентации задач и функций очень важен для формирования структуры системы и обеспечения ее функционирования.

Принцип непрерывности показывает, что управление – не одномоментный акт, не единичное воздействие. Управленческое воздействие должно постоянно учитывать все текущие изменения во внешней и внутренней среде.

Принцип обоснованности – любое управленческое решение должно быть обеспечено необходимыми расчетами, доказательствами должно быть обеспечено документально и материально (нельзя назначить премию, если нет такого фонда, нельзя принять сотрудника, если нет вакансии, нельзя отправить товар без оплаты и т.п.).

 

В) Принципы работы с персоналом

Работа с персоналом – это очень важная составляющая управления людьми, социальными организациями. Поэтому принципиальные положения управления в этой области обусловлены с одной стороны управленческими процессами, а с другой – взаимоотношениями людей. Можно уверенно выделить такие принципы: сочетание единоначалия и коллегиальности; создание благоприятных условий для работы; делегирование полномочий; развитие человеческих ресурсов; конкурсное назначение; принцип соответствия: единства команды; демократизации управления стимулирования и др. (кратко раскрыть, предложить обсудить на семинаре).

 

Г) Принципы социального управления

Ряд авторов объединяет принципы трех перечисленных групп в общий массив под названием «принципы социального управления». (например, см. /7/, с.179). Их значение в том, что фиксируются руководящие установки, основания для упорядочения общественных отношений, управления социальными процессами. Выделяются четыре группы принципов.

1) принципы принятия управленческих решений (непротиворечивости УР; преемственности УР; своевременности УР; законности и правовой защищенности УР; ресурсной и документационной обеспеченности УР и др).

2) принципы государственного управления (разделения власти на политическую и административную (аппаратную); разделения государственной власти на территориальные уровни; разделения государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; и др.)

3) карьерные принципы (повышения служебной квалификации; «отцовского лифта» и др.)

4) организационные принципы (оптимизации управления; разумной управляемости; делегирования полномочий; автоматического замещения отсутствующего; единоначалия; доверия и проверки и др.).

Методы управления

Метод это совокупность однородных приемов, операций для решения конкретной теоретической или практической задачи, способ ее решения. Методы могут быть уже известные, практически отработанные, могут быть специально разработанные для конкретных условий. В управленческом плане метод можно рассматривать как способ воздействия субъекта на управляемый объект для достижения цели.

Следовательно, выстраивается цепочка «цель – деятельность – средство - результат».

           
   
Процесс (деятельность) Методы, способы, приемы достижения целей
     
  результаты
 

 


вход

 

Рис. Цепочка достижения результата

 

В разные периоды существования человечества применялись различные методы управления (см. тему Эволюция теории управления). Многие из них актуальны и сегодня, некоторые рождаются в новых условиях. Методы управления органически связаны с законами, принципами, целями и процессами, имеют многоаспектный характер и могут классифицироваться как экономические, организационные, безопасности, эстетические, творческие и т.п.

В специальной литературе чаще всего используются такие критерии классификации методов менеджмента как их содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения.

 

По критерию содержания можно выделить группы способов воздействия:

- организационно-распорядительные (административные) (орг.проектирование, регламентирование, нормирование, приказы, постановления, команды, интруктажи, рекомендации);

- экономические (система материального стимулирования, санкции, зарплата, прибыль, цена и т.п.);

- социально-психологические (социальное планирование, моральное поощрение, убеждение, внушение, личный пример, отбор кадров, формирование команд, стиль управления и др.).

 

По критерию мотивации: материальной мотивации, моральной мотивации.

По организационным формам: единоличные, коллегиальные, коллективные.

По сфере применения – общие и локальные.

Возможна классификация методов управления и по другим основаниям, например, по функциям управления (планирование, организовывание, мотивация, контроль, маркетинг, инновационное развитие и т.п.).

Совокупность знаний о способах и средствах управления производственными и социальными процессами и умелое их применение в практической деятельности можно определить категорией «Технология управления». В большом числе случаев технологии являются результатом творчества менеджеров, их знаний, активности и ннновационной деятельности.

Тема 8 Общие функции управления

Учебные вопросы

1.Сущность функций менеджмента

2. Планирование. Формы и стадии планирования. Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование.

3. Функция организации.

4. Мотивация деятельности в менеджменте.

5. Технология контроля в менеджменте.

 

Планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей и определение средств и методов их достижения.

Планирование предполагает:

1. Определение целей и задач, стоящих перед отделом или организацией. Цель обычно бывает не одна, ее можно разбить на несколько взаимосвязанных по этапам и задачам. (Например, перед фирмой стоит цель – увеличить объем продаж. Задачами в этом случае могут быть: а) увеличение числа оптовых покупателей продукции; б)повышение качества конкурентоспособности продукции; в) снижение себестоимости продукции; г) проведение широкомасштабной рекламной кампании и т.п.)

2. Определение путей и средств достижения целей. Расматриваются разные варианты достижения целей, сравниваются результаты, выбираются оптимальные.

3. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения целей. Необходимо установить, способна ли организация выделить такие средства.

4. Составление плана и контроль за ним. Указываются сроки выполнения планов, формы контроля и отчетности, кто отвечает за контроль

Виды планов и программ

Их можно разделить по разным основаниям:

по срокам действия – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Краткосрочные - на 1-2 года и обычно не затрагивают стратегические цели предприятия, но являются средством постепенного достижения главной цели.

Среднесрочные – на 2-5 лет.

Долгосрочные – на срок более 5 лет (например, бизнес-план).

По адресу действия – программы для руководства и программы для сотрудников.

По жесткости – формализованные (не допускают инициативы со стороны сотрудников)и неформализованные (дают степень свободы).

 

Этапы разработки программ.

1. Определяются цели и задачи. Цель обычно определяется общей формулировкой, задачи всегда более конкретны, содержат цифровые показатели. На этом этапе главное – показать что вы хотите.

2. Анализируются условия, в которых находится предприятие и вырабатывается предположительный набор средств, при помощи которых можно достичь поставленных целей.

3. Сравниваются показатели, первых двух этапов. Становится очевидным, возможно ли достижение желаемых целей и задач, что мешает реализации задуманного.

4. Разрабатывается совокупность мер, позволяющих достичь желаемого результата. Эти меры ранжируются и группируются в виде плана, который и отражает очередность действий.

5. Корректируются ранее сформулированные цели и задачи.

Следует иметь в виду, что наиболее важная часть любой программы –это описание комплекса мер, т.е. инструментов, средств, при помощи которых будут достигаться цели.порограмма должна предусмотреть все действия, касающиеся товарной, сбытовой, ценовой, коммуникативной политики предприятия.

Роль менеджеров в разработке и реализации планов производства и социального развития.

Система управления, состоящая из иерархии ступеней, предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями или органами управления.

Главной задачей высшего руководства является процесс управления в целом: координация разных функций, их увязка и согласование, подбор руководителей соответствующих служб, организация управляющей системы в целом.

Руководители среднего и низового выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение людей для работы; руководство работой; согласование отдельных элементов производства; контроль за работой.

 

Функция организации

Функция организации состоит в формировании структурных подразделений предприятия и установлении производственных связей между ними, позволяющих эффективно достигать цели предприятия. Осуществляя эту функцию, управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая высшее руководство с низшими звеньями работников.

Итак, под организацией производства понимают распределение властных полномочий, задач и ответственности по разным уровням управленческой иерархии. В процессе работы возникает необходимость принимать решения, а именно поэтому право решать конкретные вопросы отдают конкретным должностным лицам.

Инструментами, с помощью которых устанавливают отношения между различными уровнями полномочий, являются: делегирование и приспособление организационной структуры к задачам организации. Делегирование представляет собой форму разделения труда и состоит в передаче определенных полномочий и задач работнику (структуре), который несет ответственность за их выполнение.В подлинном смысле делегирование превращает любой объект управления в его субъект, любого работника – в руководителя.

Есть закономерная связь между сложностью процесса управления. сложностью объекта, количеством работников и сложностью их действий и возможностями самого управляющего.

Например, в простых видах труда один руководитель может управлять 40-50 людьми; при более сложных работах – 7-10, а на высших звеньях управления – только 4-5 подчиненными руководителями высших звеньев.

По этой причине менеджер должен быть в состоянии проконтролировать выполнение работы подчиненными (количество объектов не должно превышать его возможностей). Кроме того, руководител ь должен отвечать за поступки и действия своих подчиненных.

Приспособление организационной структуры должно обеспечить:

- каждый работник должен иметь только одного начальника, иначе он может получать противоречивые распоряжения;

- все подразделения должны действовать в интересах целей предприятия;

- управляющий орган должен создаваться под выполнение конкретной функции (но не “под человека”);

- оптимальное сочетание свободы и ответственности.

Оперативное регулирование (диспетчирование, координация) заключается в постоянном наблюдении за работой предприятия, в анализе текущих результатов, в решениях по устранению причин отклонения от нормы и в поддержании необходимых соотношений между различными параметрами и результатами.

Принятие решений составляет основное содержание процессов управления на любом иерархическом уровне.

А). Мотивация как функция управления.

Основное средство мотивации – это приказы и распоряжения. Они могут быть устными и письменными. Выполняя функцию мотивации, руководитель должен понятно и полно довести свои требования до сотрудников.

Нацеленность менеджмента на побуждение работников действовать энергично по достижению целей предприятия и тем самым удовлетворять свои собственные потребности называют мотивационным управлением.

Б). Мотивация труда.

Любой целенаправленный труд имеет определенные негативные аспекты (физические нагрузки, ответственность, неблагоприятные условия на рабочем месте и т.п.). Их действие преодолевают возбуждением личного интереса работников в удовлетворении как своих собственных потребностей, так и потребностей близких им людей. Если работник заинтересован в достижении цели, то его деятельность будет более эффективна.

Уместно привести притчу: Три человека работали на стройке и делали оду и ту же операцию. Но когда их спросили, что они делают, ответили по-разному. Один сказал: «Я дроблю камни”. Другой сказал: “Я зарабатываю на жизнь”. Третий ответил: “Я строю храм”. Очевидно, что мотивация у этих работников различная, а поэтому они по-разному понимают цели, по-разному относятся к работе.

Мотивы очень трудно анализировать и учитывать при принятии решений. Но понимание этого очень важно для любого руководителя.

Рис. Виды мотивации

 

Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его способности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности и добросовестному труду.

Внешняя мотивация (ее иногда называют стимулированием) выступает в форме административной (по команде, по прямому принуждению в соответствии с нормами) и экономической (через экономические стимулы).

Мотивация осуществляется различными методами: воспитанием, разъяснением, личным примером, системой поощрений и наказаний. Эффективность ее оценивается по результатам деятельности сотрудников и организации.

 

 

       
   
 

 


Экономи ческая мотивация
Административная мотивация
да

 

       
   
Конец цикла
 
 


Внутренняя мотивация
Нет

 

     
   
 
 

 


Рис. Взаимосвязи элементов мотивационных процессов

 

К проблемам мотивации следует подходить комплексно и рассматривать ее в динамике. В настоящее время существует много мотивационных теорий, которые можно объединить в две группы – содержательные (основанные на анализе потребностей) и процессуальные (когнитивные), основанные на оценке ситуаций

 

Контроллинг – это система, позволяющая осуществлять контроль со стратегических позиций и своевременно принимать решения, чтобы стоящие перед предприятием стратегические цели были достигнуты независимо от изменений, происходящих в хозяйственной ситуации.

Контроллинг является оперативной системой управления предприятием. В нее должны быть включены все элементы оргструктуры, участвующие в производстве и особенно в контроле. Служба контроллинга сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля на предприятиях. Она анализирует отчетность предприятия, определяет направления его развития, оказывая таким образом помощь в принятии управленческих решений. В таких случаях служба контроллинга работает как штабная служба и подчиняется главному контроллеру.

 

Тема 6. Механизм управления: структуры управления

Учебные вопросы

1. Понятие и роль структуры управления.

2. Основные варианты построения организационных структур управления.

3. Новое в типах организаций. Эдхократическая и многомерная организации. Партисипативная и предпинимательская организации.

 

Дивизиональная,

матричная (целевая); (на рис. 8.1 взаимодействие на уровне “подразделение-подразделение” представлены тремя наиболее известными типами организаций: традиционная, дивизиональная и матричная).

 

Линейная организационная структура. Характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг и не характеризуются особой сложностью.

В линейных структурах преобладают линейные формы связей.

При этой структуре каждое подразделение только одного руководителя, который принимает все управленческие решения. Он подчинен вышестоящему руководителю. Таким образом, все подчиненные зависят только от своего руководителя. Вышестоящий орган не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.148 с.)