Зарождение и развитие управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие управления



 

Управление как практическая деятельность зародилось сразу же, как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением.

По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию, прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.

В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. (В научной литературе можно встретить различное этапирование).

Для примера рассмотрим периодизацию, которую предлагает Н.И.Кабушкин.

1 период (с 9-7 тысячелетия д.н.э. примерно до 18 в. н.э.) – период исторических предпосылок формирования основ управления. Человечество по крупицам накапливает опыт управления. К этому периоду относятся произведения известных мыслителей, ученых, государственных деятелей о проблемах хозяйственного и государственного управления в том числе – Сократа, Платона, Аристотеля и др.

2 период – индустриальный (середина 18 в. – конец 19 в.). В управленческой науке четко выделяются идеи о разделении сфер управления, о гуманизации управления производством, о необходимости обучения.

3 период (середина 19 в. – вторая половина 20 в.) – период систематизации научно-практических знаний. Активно формируются научные школы и направления, совершенствуется научный аппарат и подходы к процессам управления в связи с научно-техническими достижениями.

Современный этап связан с внедрением в производственной, социальной и научной сферах информационных технологий. Сегодня наряду с уже известными теориями активно внедряются новые способы и приемы управления.

Следует различать государственное управление (макроуправление) и управление корпорацией или предприятием (микроуправление). До XIX-XX веков управленческая мысль в основном развивалась и совершенствовалась вокруг государственного управления. Любое государство зарождалось, развивалось и крепло, имея стройную систему управления, основанную на вполне определенных управленческих установках, приоритетах, методах. И чем крупнее было государство, тем сложнее была система управления им.

Многие правители и лучшие умы своего времени вкладывали свою мысль в развитие и повышение эффективности государственного управления. Однако истоки и эволюция теории государственного управления связывается, главным образом, с такими именами и памятниками письменности как: книга "Поучение Птаххотепа" (Др.Египет, ХХ в. до н.э.), Соломон (Израиль, Х в. до н.э.), Конфуций (Китай, VI-V вв. до н.э.), трактат "Артхамастра" (Др.Индия, VI-III вв. до н.э.), Кодекс законов Хаммурапи (Др.Вавилон, XVIII в. до н.э.), Сократ (Др.Греция, (469-399гг. до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Диоклетиан (Римская империя, 243-316гг.), Навуходоноссор II (Др.Вавилон, 605-562гг.), Николо Макивелли (Италия, 1469-1527гг.), А.Смит (1723-1790гг.), Пётр I (Россия, 1672-1725гг.), И.Т.Посошков (1652-1726), М.М.Сперанский (Россия, 1772-1839гг.), С.Ю.Витте (Россия, 1849-1915гг.), Макс Вебер (Германия, 1864-1920гг.).

Во многих случаях развитие государственного управления шло бок о бок с осмыслением практики управления военными, религиозными, строительными, хозяйственными процессами.

 

 

2. Основные научные подходы и школы. В первой половине двадцатого века получили развитие несколько (4-5) четко различимых школ управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук, количественная школа, а также проявляются и более современные подходы и концепции (школа человеческих ресурсов, человеческого капитала, демократии на рабочих местах и др.). как это показано в табицах.

 

 

Номер Наиболее распространенное название школы (подхода) Другое название научных направлений
  Школа научного управления (1885-1920). Классическая школа
  Административная (классическая) школа Управления (1920-1950).
  Школа человеческих отношений (1930-1950).   Школа человеческих отношений
  Школа поведенческих наук (бихейвиоризм) (1950 - н.вр.).
  Количественная школа (науки управления) (1950 – н. вр.). Школа науки управления (количественная)
  Системный и ситуационный и другие подходы (1980 – н.вр.). Другие подходы и направления
  Школа человеческих ресурсов (социальный менеджмент) 1980 – н.вр.).   Школа человеческих ресурсов (социальный менеджмент)

 

 

 

2.1. Школа научного управления (1885-1920)

Эта школа предполагала использование научного анализа для определения лучших способов выполнения производственных задач. В 1911г., Ф.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.Внедряя скоростные методы производства, столкнулся с проблемой противодействия рабочих. Стараясь его преодолеть, применял традиционные методы воздействия - увольнение, снижение уровня оплаты, что вызывало новое недовольство. Это заставило Тейлора задуматься над необходимостью перестройки системы управления, чтобы интересы работников и администрации стали тождественными.

Тейлор символизировал новый тип менеджера – предприниматель спортивного типа, умеющий ценить свое слово и уважать собеседника, прекрасно образованный, в совершенстве знающий тонкости производства. Ему приходилось постоянно с чем-то бороться – с сопротивлением профсоюзов, с завистью коллег, с косностью промышленников. Похоронен в Филадельфии. На его могиле начертано «отец научного менеджмента»).

Главным объектом исследования Ф.Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого он выдвинул несколько положений организации производства: разделение труда; соответствие работников видам работ; измерение труда; задачи-предписания; точный учет рабочего времени, введение инструкционных карт, система слежения за производственным процессом; планирование и калькуляция; контроль и учет успехов и потерь; экономические стимулы, личная заинтересованность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.2.54 (0.007 с.)