Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение и развитие управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Управление как практическая деятельность зародилось сразу же, как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию, прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом. В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. (В научной литературе можно встретить различное этапирование). Для примера рассмотрим периодизацию, которую предлагает Н.И.Кабушкин. 1 период (с 9-7 тысячелетия д.н.э. примерно до 18 в. н.э.) – период исторических предпосылок формирования основ управления. Человечество по крупицам накапливает опыт управления. К этому периоду относятся произведения известных мыслителей, ученых, государственных деятелей о проблемах хозяйственного и государственного управления в том числе – Сократа, Платона, Аристотеля и др. 2 период – индустриальный (середина 18 в. – конец 19 в.). В управленческой науке четко выделяются идеи о разделении сфер управления, о гуманизации управления производством, о необходимости обучения. 3 период (середина 19 в. – вторая половина 20 в.) – период систематизации научно-практических знаний. Активно формируются научные школы и направления, совершенствуется научный аппарат и подходы к процессам управления в связи с научно-техническими достижениями. Современный этап связан с внедрением в производственной, социальной и научной сферах информационных технологий. Сегодня наряду с уже известными теориями активно внедряются новые способы и приемы управления. Следует различать государственное управление (макроуправление) и управление корпорацией или предприятием (микроуправление). До XIX-XX веков управленческая мысль в основном развивалась и совершенствовалась вокруг государственного управления. Любое государство зарождалось, развивалось и крепло, имея стройную систему управления, основанную на вполне определенных управленческих установках, приоритетах, методах. И чем крупнее было государство, тем сложнее была система управления им. Многие правители и лучшие умы своего времени вкладывали свою мысль в развитие и повышение эффективности государственного управления. Однако истоки и эволюция теории государственного управления связывается, главным образом, с такими именами и памятниками письменности как: книга "Поучение Птаххотепа" (Др.Египет, ХХ в. до н.э.), Соломон (Израиль, Х в. до н.э.), Конфуций (Китай, VI-V вв. до н.э.), трактат "Артхамастра" (Др.Индия, VI-III вв. до н.э.), Кодекс законов Хаммурапи (Др.Вавилон, XVIII в. до н.э.), Сократ (Др.Греция, (469-399гг. до н.э.), Платон (427-347гг. до н.э.), Диоклетиан (Римская империя, 243-316гг.), Навуходоноссор II (Др.Вавилон, 605-562гг.), Николо Макивелли (Италия, 1469-1527гг.), А.Смит (1723-1790гг.), Пётр I (Россия, 1672-1725гг.), И.Т.Посошков (1652-1726), М.М.Сперанский (Россия, 1772-1839гг.), С.Ю.Витте (Россия, 1849-1915гг.), Макс Вебер (Германия, 1864-1920гг.). Во многих случаях развитие государственного управления шло бок о бок с осмыслением практики управления военными, религиозными, строительными, хозяйственными процессами.
2. Основные научные подходы и школы. В первой половине двадцатого века получили развитие несколько (4-5) четко различимых школ управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук, количественная школа, а также проявляются и более современные подходы и концепции (школа человеческих ресурсов, человеческого капитала, демократии на рабочих местах и др.). как это показано в табицах.
2.1. Школа научного управления (1885-1920) Эта школа предполагала использование научного анализа для определения лучших способов выполнения производственных задач. В 1911г., Ф.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.Внедряя скоростные методы производства, столкнулся с проблемой противодействия рабочих. Стараясь его преодолеть, применял традиционные методы воздействия - увольнение, снижение уровня оплаты, что вызывало новое недовольство. Это заставило Тейлора задуматься над необходимостью перестройки системы управления, чтобы интересы работников и администрации стали тождественными. Тейлор символизировал новый тип менеджера – предприниматель спортивного типа, умеющий ценить свое слово и уважать собеседника, прекрасно образованный, в совершенстве знающий тонкости производства. Ему приходилось постоянно с чем-то бороться – с сопротивлением профсоюзов, с завистью коллег, с косностью промышленников. Похоронен в Филадельфии. На его могиле начертано «отец научного менеджмента»). Главным объектом исследования Ф.Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого он выдвинул несколько положений организации производства: разделение труда; соответствие работников видам работ; измерение труда; задачи-предписания; точный учет рабочего времени, введение инструкционных карт, система слежения за производственным процессом; планирование и калькуляция; контроль и учет успехов и потерь; экономические стимулы, личная заинтересованность.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.009 с.) |