Таким образом, вклад представителей административной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, вклад представителей административной школы



состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, предложили эти функции (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления организацией (путем деления организации на подразделения под эти функции (производство, финансы, маркетинг), разработали принципы управления, актуальные для организаций любого типа.

 

2.3. Школа человеческих отношений

Как реакция на недостатки классического подхода, где стали очевидными физиологические возможности работников и их сопротивление растущим требованиям, возникли школа человеческих отношений и школа поведенческих наук, где стали применять приемы управления к межличностным отношениям. Появились исследователи менеджмента, которые увидели источники повышения производительности труда в сфере изменения работника к самому процессу труда. Среди них в первую очередь следует назвать Мери Паркер Фоллет (1868-1933), которой принадлежит определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

М.П.Фоллет, занимаясь изучением «человеческих отношений» в коммерческих предприятиях, подчеркивала важность согласования целей фирмы и ее работников. Она утверждала, что власть, понятая как подчинение одного человека другому оскорбляет человека и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Альтернативой этому должна быть демократия в управлении уважение человеческих достоинств.

Другим оппонентом административного управления был профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880-1949). Он стал лидером движения за внедрение в управление новых принципов и методов, получивших название школы человеческих отношений.

Э.Мейо привлекает особое внимание в связи с проведенным им в 1924-1936 гг. на заводе компании «Вестерн Электрик» в г. Хоторне экспериментом. Изменение одного технического параметра (освещенность) не повлияла на производительность. Однако другие изменения: дополнительные паузы для отдыха до и после обеда; второй завтрак за счет компании; укороченный на 1 час рабочий день в пятницу дали рост выработки на 30%. Кроме того, выявились и побочные эффекты в виде улучшения социально-психологического климата.

Э Мейо пришел к выводу, что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителя по повышению производительности труда, даже если он применяет материальное стимулирование. Иногда работники сильнее реагировали на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководителя и материальные стимулы. Позднее эти феномены были раскрыты А.Маслоу и др. психологами. Они объясняют это мотивами поступков людей. По Маслоу, мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень их удовлетворенности будет возрастать, что будет вести к повышению производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями / 10, с.100/, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

В дальнейшем школа человеческих отношений зваявила о появлении новой управленческой парадигмы. Начался переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования, начался поиск новых форм управления с социологическим и психологическим уклоном в сторону концепции сотрудничества между исполнителями и руководителями.

Школа поведенческих наук

Развитие таких наук, как психология и социология повысили степень научности процессы изучения поведения человека на рабочем месте, что оформилось отдельным направлением, названным школой поведенческих наук (организационным поведением).

Положения науки о человеческом поведении (бихейвиоризм, от англ. Поведение) применялись так, чтобы максимально использовались индивидуальности запросов и потребностей работника.

Бихейвиоризм представляют К.Арджирис, Р.Лайкерт, Ф.Херцберг Ф.Фидлер Д Макклеланд, Д.МакГрегор, А.Маслоу и др. Наиболее известны у нас Д.МакГрегор и Ф.Херцберг, А.Маслоу по своим теориям мотивации, которые изучали различные аспекты социального взаимодействия мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, лидерства, изменения качества жизни и содержания работы.

Школа поведенческих наукзначительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся на методах налаживания межличностных отношений. Сторонники нового подхода стремились оказать помощь работнику в осознании своих возможностей на основе применения поведенческих концепций к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что в 60-е годы почти полностью охватил область управления. Однако, как показывает практика, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказываются эффективными лишь для некоторых индивидов и в некоторых ситуациях. К сожалению, несмотря на многие положительные результаты, этот подход часто оказывался несостоятельным в условиях, отличающихся от тех, что исследовали его приверженцы.

 

2.5. Количественная школа (Школа науки управления ) активно заявила о себе с 50-х годов 20в. Появление данной школы - следствие применения математики, статистики, инженерных наук, экспертных оценок, ЭВМ в управлении. Такой подход дает углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря применению моделей и развивает количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях.

По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к проблемам организации. Разрабатывается модель ситуации, т.е. форма представления реальности часто в абстрактном виде (простейший пример – дорожная карта или система уравнений и т.п.). После задаются переменные параметры. Основой является замена словесных описаний математическими символами и формулами (для российского читателя более знакомо понятие «экономико-математические методы), что позволяет применять в исследованиях компьютеры.

Основные представители школы за рубежом – Р.Акофф, С.Чермен, Д.Марч, Г.Саймон, Д.Р.Форрестер, Х.Райфа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.007 с.)