Татарский народный танец как средство изучения национальных традиций на занятиях по хореографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татарский народный танец как средство изучения национальных традиций на занятиях по хореографии



Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность развития творческого воображения подростков через историко-культурные особенности татарского народного танца.

Abstract. This article discusses the relevance of the creative imagination of teenagers through the historical and cultural features of the Tatar folk dance.

Ключевые слова: творчество, воображение, творческое воображение, татарский народный танец, история национальной культуры, танец «Әпипә».

Кey words: Keywords: creativity, imagination, creative imagination, Tatar folk dance, the history of the national culture, dance “Epipe”

 

Взгляды на жизнь и ценностные ориентации подрастающего поколения сегодня часто формируются под действием средств массовой информации и западных субкультур, а также социальных сетей, которые перетягивают на себя большую часть внимания подростков. Вот почему именно в этом возрасте процесс ознакомления и приобщения к сфере родной культуры средствами национального искусства представляет особую значимость. В данном случае важным инструментом может стать искусство татарского народного танца.

Национальные традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению и содержат определенные нормы поведения, идеи, ценности, а также ритуалы, обычаи и обряды. В книге С.А. Арутюнова традиция описывается как передача «в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся норм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры» [1: 160].

Приобщение современных подростков к ценностям народного танца как одному из аспектов национальной культуры важно потому, что танец является воплощением древнейших самобытных традиций, без знания которых, как и без национальной культуры в целом, невозможно гармоничное развитие личности.

Как правило, на занятиях по хореографии основное внимание уделяется деятельностному компоненту, в который входят: хореографические движения, позы, пластические рисунки, композиция танца и т.д. В тоже время, знаниевый компонент, включающий комплексное изучение национальной культуры, ее истории, особенностей бытования, часто упускается из виду.Народный танец неразрывно связан с жизнью и укладом народа, имеет свою необычную пластику движения, характер и манеру исполнения. Ребёнок посредством танца знакомится с национальной культурой и проникается уважением к традициям. Кроме того танец наделен большим педагогическим потенциалом, имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Получение сведений об истории татарского танца необходимо для того, чтобы узнать традиции, в которых отражена душа народа, его история, обычаи и характер. Танцевальная культура всегда занимала важное место в татарской народной педагогике. В эстетическом воспитании детей большое значение имели татарские плясовые танцы, которые выражали черты национального характера, рисовали особенности его жизни, быта, окружающей природы.

Татарские танцы представляют собой жанровые картинки, состоящие из насыщенных интересных эпизодов народного быта, наполненные теплотой и юмором. Они завораживают своей эмоциональной живостью, непосредственностью, лирической проникновенностью. Женские танцы исполняются с полным изяществом и благородством, целомудрием, сдержанностью и нежностью. А мужчины в танце показывают горячий темперамент, мужскую энергию, задор танцоров-джигитов.

О татарском народном танце хорошо пишет заслуженная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии В.В. Кригер: «Танцы татар вообще необыкновенно свежи, колоритны и своеобразны. Когда мужчины танцуют в паре с девушками, создается лирический сюжет, бодрый и вместе с тем овеянный нежностью. Чувствуется подлинная народность танца. Очень характерны у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком. Проделывается это с необыкновенной грацией и кокетливостью. А какая пластичность в повороте головы, какой сдержанный задор в глазах, смотрящих на кавалера!» [2: 38].

Рассмотрим пример татарского национального танца «Әпипә». Летними вечерами после работы собирается веселая молодежь на «ялан» (лужайку). Вначале девушки и парни играют, а затем раздается на тальянке мелодия «Әпипә» и под этот танцевальный мотив начинается пляска. Танцующие соревнуются между собой и каждый старается перещеголять товарища в ловкости, исполнительской технике и мастерстве.

Девушка в танце всегда скромна, застенчива, движения ее плавны, но зато как задорно, мужественно выделывают танцевальные па юноши. «Әпипә» и «Әтнә» танцуют и весной и летом, чаще в праздники: праздник первой борозды – «Сабантуй», а осенью в так называемый «Каз өмәсе» (время ощипывания гусей), зимой – на молодежных вечеринках в чьем-нибудь доме, хозяева которого временно отлучились.

Классические танцевальные мотивы «Әпипә» и «Әтнә» известны очень давно. Они чрезвычайно просты. Размер их двудольный восьмитактовый. Под эти мотивы народ слагал частушки, воспевающие силу, ловкость, трудолюбие. Эти же мотивы использовались для высмеивания нерадивых девушек, неловких юношей.

Один из вариантов происхождения танцевальной песни и танца на мелодию «Әпипә» принадлежит Гаю Тагирову, первому татарскому балетмейстеру, сделавшему неоценимый вклад в культуру татарского народа и наметившему для будущих поколений пути изучения, сохранения и развития татарского танца, которому, по его собственному признанию, довелось услышать в 1929 г. эту мелодию из уст бывшего потомственного ямщика Салих-бабая, проживающего в районе Сенного базара (ныне улица Парижской Коммуны). Когда он еще был молодым джигитом, его отец любил рассказывать вечерами за чаепитием интересные случаи об увиденном, а также разные истории из своей жизни. Салих-бабай хорошо помнил, как его отец рассказывал о музыкальном дуэте Мафтухи-апы и ее внучки, которые жили в татарской слободе («Яна бистә»).

Они ходили по дворам, распевая под бубен песни-частушки, зарабатывая себе на пропитание. Несмотря на свой преклонный возраст, Мафтуха-апа держалась моложаво. Не любила, когда ей говорили «бабушка» («әби»), а просила называть ее «Мафтуха-апа». Мафтуха-апа распевала куплеты своих частушек и, слегка подтанцовывая, двигалась по кругу, аккомпанируя на бубне танцу внучки. Она то ударяла ладонью о бубен, то протягивала его в сторону смотрящих, прося бросить в свой нехитрый инструмент несколько мелких монет.

Жители татарского квартала города любили своих бродячих артистов Мафтуху-апу и ее юную внучку, плясунью Апипу. Особенно была пленительна и грациозна Апипа. Когда она плясала, ее сравнивали то с белым лебедем, плывущим по зеркальной глади озера, а то с райской птицей. Поражала пластичность Апипы, изящный поворот головы, сдержанный задор в глазах, грациозность и нежность исполнения танца [2: 14].

Этот, и другие подобные примеры из исторического прошлого татарской культуры – являются результатом многолетних этнографических экспедиций, которые проводили такие исследователи, как Г.Х. Тагиров. Именно они внесли неоценимый вклад, наметив для будущих поколений пути изучения и развития татарского танца. В процессе разбора подобных примеров с учащимися на уроках хореографии, перед нами открывается богатейший мир национальной культуры, представленный в народном танце.

Исключительную значимость приобретает традиционная культура в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей в развитии национального самосознания и формирования внутреннего мира личности. Таким образом, молодое поколение должно приобщаться к национальной культуре, в процессе которого формируется их отношение к действительности, их вкусы, идеалы и ценности. Развитие нравственных ценностей, воспитание национального самосознания, понимания и принятие других культур, преобразовывая их духовный мир, должны приобрести приоритетное значение, практическая реализация которого будет происходить через татарский народный танец.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – М.: Наука, 1889. – 247 с.

2. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984. – 246 с.


УДК: 7.06

Ю.Л. Блинова,

Казанский федеральный университет, г. Казань

М.В. Павлова

(г.Дубаи)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.009 с.)