Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В контексте межкультурного взаимодействия⇐ ПредыдущаяСтр 64 из 64
Сборник материалов Международной научно-практической конференции 16 ноября 2016 г.
Редактор Н.И. Андронова Компьютерная верстка А.А. Аксенова Дизайн обложки Р.Ф. Салахов Подписано в печать 2016. Бумага офсетная. Печать цифровая. Формат 60х84 1/16. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л.. Тираж 100 экз. Заказ
Отпечатано в типографии Издательства Казанского университета
420008, г. Казань, ул. Профессора Нужина, 1/37 тел. (843) 233-73-59, 233-73-28 [1] От лат. interior – внутренний. [2] В переписи населения 1948 года были выделены как самостоятельные этнические категории «сербы-мусульмане», «македонцы-мусульмане» и обобщающая группа «славяне-мусульмане». Но в 1961 году в Югославии официально признали, что термин «мусульмане» указывает не на религиозную принадлежность, а на этническую категорию. Для различия за словом «Мусульмане» (с заглавной буквы «М») официально закрепилось значение «нация», а слово «мусульмане» (с маленькой буквы «м») – религиозная принадлежность. [3] Послевоенное обострение отношений между хорватами и боснийцами, с одной стороны, и сербами, с другой, доходило до того, что во время официальных двусторонних переговоров стороны требовали предоставление переводчика с сербского языка на хорватский и наоборот. [4] На единство музыки обращал внимание еще Д. Дидро. Об этом свидетельствует то, что в сочинении французского философа «Заметки о различных предметах в области математики», где два раздела из пяти отведены рассмотрению собственно математических проблем, а три остальные – музыкальных, во втором из посвященных музыке Дидро пытается ответить на вопрос, существуют ли в музыке какие-либо неизменные и в то же время всеобщие конструктивно-звуковые закономерности, основанные на законах природы. Дидро отвечает положительно, полагая, что это подтверждается использованием в музыке двух типов музыкальных интервалов: консонирующих и диссонирующих, образующих между собой разные связи и отношения. См.: [2: 116–117]. [5] Отметим предложенную ученым, в рамках деления им музыки на четыре основных рода, иерархию родов музыкального искусства, где последовательно за прикладной взаимодействующей, прикладной и взаимодействующей наивысшим родом полагается чистая музыка [16: 17].
[6] Нетрудно обнаружить, что такая классификация практически полностью совпадает с крупным делением музыки на три рода: простую (народную), сложную (профессиональную) и духовную, осуществленным еще в конце XIII – начале XIV века испанским теоретиком музыки Иоанном де Грохео. См.: [12: 237]. [7] Понятия «обиходной» и «преподносимой» музыки введены немецким музыковедом Г. Бесселером. [8] При этом Соколов выстраивает иерархию музыкальных жанров, где, в рамках деления им жанров музыкального искусства на низшие – простые и высшие – сложные (состоящие из простых), в качестве наивысших – наиболее сложных, в соответствии с выделением в качестве наивысшего рода музыки – чистой музыки, рассматривает жанры чистой музыки – сонаты и симфонии [16: 34]. Интересно, что как о высших жанрах музыкального искусства говорит о жанрах чистой музыки – фуге и сонате – и Буцкой [3: 79–80]. [9] Цит. по: [14: 13]. [10] Кстати, в этой же работе М. К. Михайловым обобщается, в той или иной форме утверждаемое в исследованиях музыковедов, представление о стиле в музыке как иерархической системе, согласно которому стиль в музыке понимается как индивидуальный (композитора или исполнителя), групповой (композиторов или исполнителей), национальный и исторической эпохи (включающий стили направлений и течений), при этом наиболее значимым (последовательно, по принципу: индивидуальный стиль – групповой – национальный – исторической эпохи), предопределяющим остальные, оказывается индивидуальный стиль [11: 183–239]. [11] Сравним: «Жанры и стили, – пишет В.В. Медушевский, – тесно связаны. Можно говорить о стилевых срезах длительно развивающихся жанров (прелюдии Шопена и Скрябина, прелюдии и фуги Баха, Шостаковича, Хиндемита, вальсы Чайковского и Прокофьева демонстрируют этот тип взаимодействия). С другой стороны, система жанров определенной эпохи выступает как один из ее общих стилевых показателей. И для индивидуального стиля выбор жанров далеко не безразличен. Стиль Шопена неотделим от фортепианных жанров. Римского-Корсакова невозможно представить без опер, Лядова – без оркестровых миниатюр, а Прокофьева или Стравинского – без жанрового многообразия» [9: 36].
[12] Подробнее содержание настоящей статьи изложено в наших работах: [5; 6]. [13] Из личной беседы с автором статьи. [14] Из личной беседы с автором статьи. [15] Комитас (настоящее имя Согомон Согомонян, 1869–1935) – армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижер, основоположник армянской национальной классической музыки.
[16] Tакахиро Акиба (1984) - молодой японский пианист, победитель 2013 года конкурса-фестиваля Комитаса в Германии, выпускник Московской консерватории, председатель совета попечителей Японского музыкального общества имени Комитаса. [17] Известно, что в биографии Комитаса Берлин занимает особое место. Студенческие годы в университете им. Фридриха-Вильгельма (ныне Университет им. Гумбольдта), где он учился у профессоров Рихарда Шмидта и Оскара Флайшера, сформировали основы его мировоззрения. Затем, участвуя на форуме немецкого филиала Международного музыкального общества в 1899 году, своей лекцией об армянской церковной и светской музыке он произвёл сильное впечатление на слушателей. [18] Подробнее об этом см. А. Сохор [2]. [19] Мы опираемся на периодизацию творчества С.В. Рахманинова, которой придерживается Ю.В. Келдыш: первый период – 90-е гг. XIX века; второй – 1901 – 1917 гг.; третий – после 1917 года [6: 75–76]. [20] Помимо вышеназванных опусов, можно указать на Третью часть «Слезы» из Сюиты ор. 5 для двух фортепиано, которую Ю.В. Келдыш относит к «группе свободных вариаций» на сопрано-остинато [7: 115]. Однако, в связи с тем, что эта часть цикла ор. 5 однотональна, в ней преобладает линеарная фактура изложения, данное произведение не рассматривается отдельно. [21]Более подробно вариационная форма «Русской рапсодии» изложена в монографиях В.Н. Брянцевой [3, с. 77-78] и Ю.В. Келдыша [7: 58]. [22] Вариационная форма данной части рассмотрена В.Н. Брянцевой [3: 192–195], Ю.В.Келдышем [7: 137–140 ], Т.А.Гайдамович [5: 168–173]. [23] Для удобства будет использована сокращенная запись указания номера вариации. [24] Подробнее о форме второй части Третьего фортепианного концерта см.: [3, с. 430–431; [7: 331–332]. [25] Анализ Вариации на тему Шопена ор. 22 проводился по изданию: С. Рахманинов. Сочинения для фортепиано, т. 2. М.: Музыка, 1976. – С. 103–142. [26] В рукописных вариантах Вариаций ор. 22 почти все минорные вариации записаны в тональности c-moll, кроме мажорных XIX, XX-XXII, изначально созданных в «своих» тональностях. При подготовке к изданию композитор транспонировал Вар. XVII и XVIII в b-moll [ВМОМК им. М.И. Глинки, ф. 18, ед. хр. 8, лл. 4, 5]. [27] Уточним, что в среднем разделе Рапсодии на тему Паганини вариации XIII, XIV, XV написаны в F-dur; XVI, XVII – b-moll; XVIII – Des-dur. [28] Обратим внимание на то, что в Вариациях на тему Шопена ор. 22 лирическая кульминация цикла (Вар. XVI) также представляет собой Тему в обращении, звучащую в «рахманиновском» стиле. [29] Необходимо отметить, что заимствованные Рахманиновым темы, т.е. прелюдии Шопена, а особенно фолии Корелли и 24-го каприса Паганини, – неоднократно использовались другими композиторами в качестве тем для вариационных циклов. Приведем некоторые примеры: Ф. Бузони «Вариации и фуга на тему c-moll ’ной прелюдии Шопена» ор. 22 (1-я ред. – 1884, 2-я ред. – 1922); Б. МартинуПоследние аккорды Шопена, баллада для фортепиано. К теме фолии, помимо А. Корелли, на протяжении XVIII – XIX веков обращались в своих сочинениях А. Вивальди, Д.Б. Перголези, И.С. Бах («Крестьянская кантата»), Ф.Э. Бах, А. Гретри, Л. Керубини (опера «Португальская гостиница»), А.А. Алябьев (балет «Волшебный баран»), Ф. Лист («Испанская рапсодия») и многие другие. [30] Временной промежуток между первой и последней Рапсодиями охватывает 43-х летний творческий путь композитора (1891–1934). [31] 11 сентября 2011 года видеоигры были впервые признаны искусством в США. Немного позднее такое отношение к видеоиграм разделили Германия, Франция, Канада и другие страны, в том числе Россия. [32] Исследование выполнено при поддержке Государственного комитета по науке МОН РА в рамках армяно-российского совместного научного проекта №15РГ-16.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.006 с.) |