В сфере менеджмента арт-проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сфере менеджмента арт-проектов



Аннотация. В статье предлагается определение арт-проекта, раскрываются особенности управления проектами подобного типа, представлена классификация. В качестве теоретических оснований менеджмента арт-проектов авторами предложены принципы целесообразности, наличия идеи, нацеленности на аудиторию, четкой поэтапной организации мероприятия, технической и материальной обеспеченности. Выделены и представлены системные компоненты управления арт-проектом (проектно-технологический, художественно-творческий, организационно-управленческий, маркетинговый, связи с общественностью и реклама, коммерческий и финансово-экономический). Раскрыта роль проектного, технологического и менеджерского подхода в менеджменте арт-проектов.

Abstract. The article proposes a definition of an art project, revealed the project management features of this type, a classification. As a theoretical basis of management of art projects sponsored proposed principles of expediency, the presence of ideas, focus on the audience, a clear phase-out of event organization, technical and material security. Identified and presented management components of art project (design and technology, artistic and creative, organizational, managerial, marketing, public relations and advertising, commercial, financial and economic). The role of design, technology and managerial approach in the management of art projects.

Ключевые слова: арт-проект, принципы управления, проект, технология, ивент-менеджмент, подход к управлению.

Keywords: art-project, the principles of management, project, technology, event-management, management approach.

 

Сегодня в социально-культурной сфере можно наблюдать усиление роли межкультурного и личностного взаимодействия на основе творческого диалога. На это указывает увеличение количества культурных мероприятий, а также трансформация классических форм организованных мероприятий типа концерт, фестиваль, конкурс, выставка в сторону модификации форматов их организации в виде арт-проекта.

В настоящее время формат проекта активно внедряется в различные сферы: например, социальный проект, образовательный проект, педагогический проект, культурный проект, инновационный проект и т.д. Однако, арт-проект с позиции организации, проведения и системного управления является более сложным: во-первых, каждое творческое мероприятие несет черты уникальности; во-вторых, формат арт-проекта расширяет рамки организованного мероприятия и приобретает значение формы культурной коммуникации; в-третьих, арт-проект ориентирован на создание коммуникативной среды, позволяющей каждому участнику осуществлять активное взаимодействие в соответствии с ролевым положением; в-четвертых, арт-проект характеризуется интеграцией различных форм (т.е. структурно может быть представлен серией концертов, конкурсами, различного рода выставками, мастер-классами, семинарами, круглыми столами, творческими встречами и т.п.), масштабностью, что требуют особой системы организации управления мультипроектом.

Использование термина «проект» в современной практике арт-индустрии, повлекло возникновение нового смысла его применения. Арт-проект понимается нами с позиции расширения рамок организованного мероприятия и определяется как структурная форма культурной коммуникации, основанная на системной организации, имеющая конкретные цели, задачи и ресурсы.

Практическая реализация арт-проекта от идеи до результата – это многоаспектный процесс, базирующийся на технологиях социально-культурного проектирования и требующий специальной организации. Как показал анализ литературы, научная мысль по теории организации мероприятий сформировала значительную методологическую базу:

- вопросы по проектному управлению рассмотрены в работах зарубежных авторов С. Дерри, Б. Скотта, Т. Демарко, С. Кемпа, Л. Лича, Р. Джонатана, П. Харпера-Смита, К. Хелдмана и др. и российских специалистов, таких как В.В. Богданов, М.Ф. Дубовик, О.Н. Ильина, А.С. Козлов, И.И. Мазур, А.Н. Павлов, А.В. Полковников, М.Л. Разу, М.В. Романова, В.Д. Шапиро и др.;

- разработкой ключевых вопросов менеджмента в культурной сфере и социокультурного менеджмента занимались Г.М. Галуцкий, А.Д. Жарков, Л.И. Рудич, Н.А. Михеева и Л.Н. Галенская, Е.Г. Ходжаян, О.С. Чернявская, В.М.Чижиков, В.В. Чижиков и др.;

- различные аспекты арт-менеджмента рассматривались в работах Н.В. Белоблоцкого, С.Б. Войтковского, С.М. Корнеевой, Т.В. Косцова, Д. Пассмана, Г.Л. Тульчинского и др.;

- идеи технологического подхода с позиции управления разрабатывались В.П. Беспалько, В.М. Монаховым, А.И. Нижниковым, В.Ю. Питюковым, Т.К. Смыковской, А.И. Уман и др.;

- технологии подготовки и проведения фестивалей и конкурсов отражены в работах В.А. Бабкова, Д.М. Генкина, О.Я. Гойхмана, Т.В. Козловой А.Н. Колотурского, В.А. Моряхина, Б.В. Периль.

На сегодняшний день структура арт-проекта не имеет константных рамок, классификация мероприятий подобного формата осуществляется по разным основаниям. Выделяются проекты по типу финансирования (коммерческие и некоммерческие), по хронологии (ежегодные, биеннале, триеннале), по статусной иерархии (городские, межрегиональные, республиканские, всероссийские, международные), по составу участников (возрастные категории, категории профессиональной подготовки), по структуре (монопроект и мультипроект), по продолжительности проведения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Любой проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд последовательных этапов развития. Полная совокупность этапов развития проекта образует жизненный цикл проекта – промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения. Следуя логике поэтапной организации проекта, представим в виде схемы его жизненный цикл от стадии инициации до финала (Рисунок 1).

Рис.1. Жизненный цикл проекта

 

Управление проектом представляет собой методологию планирования, прогнозирования, организации, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных подходов, принципов и технологий управления для достижения результатов.

В качестве теоретических оснований менеджмента арт-проектов выступают следующие принципы: целесообразность (желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени), наличие идеи (емкость идеи, ее востребованность в обществе), нацеленность на аудиторию (отслеживание интереса, динамики восприятия и реакции людей на предлагаемый творческий продукт), четкая поэтапная организация мероприятия (совокупность стадий, через которые проходит проект за период своего функционирования), техническая и материальная обеспеченность (наличие необходимых условий для практического осуществления проекта).

Реализация каждого арт-проекта требует разработки соответствующей системы управления проектом, построенной с учетом специфики конкретного творческого мероприятия. В качестве базовых системных компонентов нами выделяются следующие: проектно-технологический (концептуальная разработка идеи арт-проекта, создание технологической модели проекта с итоговым результатом в виде художественно-творческой продукции), художественно-творческий (разработка творческого имиджа арт-проекта, сценария мероприятия, выбор адекватных идее форм представления, создание творческого содержания проекта), организационно-управленческий (разработка рабочей документации арт-проекта, поиск партнеров, ведение переговоры с юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, аренда технического оборудования и т.п.), маркетинговый (исследовательская работа по выявлению сегментов рынка в области арт-индустрии, интересов потребителей художественно-творческой продукции, объема целевой аудитории), связи с общественностью и реклама (организация связей с СМИ, проведение презентаций, выставок и пресс-конференций, продвижение художественно-творческой продукции, рекламное продвижение арт-проекта – афиши, листовки, флаеры и т.п.), коммерческий и финансово-экономический (разработка выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен по финансовому обеспечению арт-проекта: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, продажа аудио и видео продукции, буклетов, билетов и т.п.), юридически-правовой (разработка юридической документации арт-проекта).

Следует отметить, что организация всех этапов жизненного цикла арт-проекта и его системных компонентов функционирует на основе механизма управления – технологии. Таким образом, мы пришли к заключению, что вся система организации арт-проекта в целом основывается на комплексном применении проектного, технологического и менеджерского подходов.

Проектный подход представляет собой эффективный инструмент, который функционирует на основе механизма, включающего организацию, планирование, координацию и контроль в течение всего срока реализации проекта, нацеленного на получение конкретных результатов посредством применения особых методов управления. Четкое представление конечного художественно-творческого результата позволяет выбрать оптимальные способы ведения всей организационно-управленческой деятельности.

По мнению Т.В. Юрьевой, сильной стороной проектного подхода выступает четкое определение целей и критериев их достижения, оптимизация ресурсов, выявление и идентификация рисков, более детальной контроль процесса реализации проекта, что в целом позволяет повысить результативность процессов, обеспечить конкурентные преимущества в условиях стратегических изменений [10].

Рассматривая роль технологического подхода к управлению арт-проектами, мы опирались на мнения Б.Б. Лаздовского, Т.Р. Шишигиной, А.В. Соловьевой [5]. Ученые считают, что в данном ракурсе технология выступает как логически упорядоченная и воспроизводимая система действий субъектов, направленная на достижение управленческой цели, ее описание в виде программы или алгоритмического предписания, выполнение которых гарантирует достижение поставленной цели. Следует пояснить, что технология управления арт-проектом рассматривается в двух ракурсах: как проект, содержащий процедуры и шаги-операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

Специфика технологии управления организованных мероприятий заключается в том, что она алгоритмизирует деятельность, а потому может быть многократно использована для решения сходных задач, достижения заданных результатов. Вместе с тем, современные технологии управления мероприятиями в сфере культуры и искусства не являются жесткой и однозначной последовательностью управленческих действий. Здесь следует учитывать уникальность каждого отдельного творческого мероприятия и подходить к решению поставленных задач с определенной мерой гибкости и адаптивности.

Сегодня управление многими арт-проектами организуется с позиции менеджерского подхода (А.В. Агафонов), где планированием, организацией и проведением проектов занимается ивентор или event-manager (ивент-менеджер) [1]. Понятие «ивент» (от англ. event – событие) включает в себя событие, мероприятие, церемонию и шоу. В связи с этим, мероприятие приобретает развлекательный характер с использованием разного рода сюжетных ходов, изобразительных приёмов, световой техники, компьютерной графики и т. п.

Таким образом, учитывая широкий диапазон разновидностей арт-проектов, специфику их содержания и публичного презентования итогового результата, в практической реализации менеджмента творческих проектов наиболее эффективным представляется использование потенциала проектного, технологического, менеджерского подходов в совокупности. Комплексное применение прогрессивных методологий управления даст новый импульс для развития индустрии в сфере культуры и искусства.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов, А.В. Теория и практика общественного развития / А.В. Агафонов // Экономика и экономические науки. – 2012. – № 4. – С.34–50.

2. Белоблоцкий, Н.В. Маркетинг музыкальных фестивалей / Н.В. Белоблоцкий // Art-менеджер. – 2003. – № 2. – С.20–25.

3. Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятий / О.Я. Гойхман. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 119 с.

4. Командышко, Е.Ф. Специфика технологий арт-менеджмента в подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности / Е.Ф. Командышко // Вестник Военного университета. – 2011. – № 2 (26). – С.49–54.

5. Лаздовский, Б.Б. Технологии социального управления: учебно-методическое пособие / Б.Б. Лаздовский, Т.Р. Шишигина, А.В. Соловьева. – СПб.: СПб ГТУРП, 2012. – 82 с.

6. Моряхин, В.А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX - XXI веков: дис.... канд. искусств. (17.00.09) / Моряхин Владимир Анатольевич. – СПб., 2009. – 172 с.

7. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2009. – 381 с.

8. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: практические советы, как эффективно управлять фестивалем: сборник статей / сост. и ред. В. Бабков. – М.: ART- менеджер, 2007. – 416 с.

9. Широкова, Е.А. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: дис. … канд. культур. (24.00.01) / Широкова Елена Анатольевна. – СПб., 2013. – 171 с.

10. Юрьева, Т.В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей / Т.В. Юрьева // Экономика и экономические науки. – 2014. – № 11 (120). – С.7–10.

УДК 658.3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.018 с.)