Слободы как часть татарской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слободы как часть татарской культуры



Аннотация. Изучение звуковой ландшафта как части национальной культуры является новой и актуальной задачей. Преобладание визуальной информации в обществе, низкий уровень слуховой культуры, проблемы акустической экологии обостряет актуальность изучения и сохранения акустического пространства, как части культуры. Старо-Татарская слобода – это один из исторических районов Казани, архитектурный ансамбль, состоящий из мечетей, которые были основным местом общественной жизни. Вместе с тем, звуковые реалии Старо-татарской слободы впитали в себя акустические образы разных культур и этносов, что способствовало созданию специфического и уникального звукового ландшафта Старо-татарской слободы.

Abstract. Studying sound landscape as a part of national culture is a new and relevant task. Predominance of visual information in the society, low auditory culture, the problems of acoustic ecology sharpen the relevance of studying and preserving acoustic space as a part of culture. The Old Tatar settlement is one of the historic districts of Kazan; the architectural ensemble consisting of mosques which were the main location of social life. the acoustic scores of the Old Tatar settlement have absorbed the acoustic images of different cultures and ethnoses, mainly Turk, Islam, and Russian. The process of interaction of “acoustic masses” of different cultures involved ethnic confessional institutions with the regulations requiring very accurate acoustic composition of the religious actions which occur in them. They created a specific and unique acoustic image of the Old Tatar settlement.

Ключевые слова: татарская культура, звуковой ландшафт, культурно-исторический ландшафт, акустическая среда, Старо-татарская слобода.

Keywords: Tatar culture, acoustic Landscape, cultural historical and landscape, acoustic environment, the Old Tatar Settlement.

 

Рассмотрение проблемы звукового ландшафта как части национальной культуры – новая и актуальная задача. Преимущественное преобладание визуальной информации в обществе, низкая слуховая культура, проблемы акустической экологии обостряют актуальность проблемы изучения и сохранения звукового пространства как составной части культуры. Таким образом, под дефиницией звуковой ландшафт, мы, прежде всего, понимаем культурный ландшафт как сочетание взаимосвязанных культурно-исторических и природных компонентов, характерных для конкретной территории. Под термином «звуковой ландшафт» нами понимается комплекс традиционных звуковых действий, повседневных звуковых реалий, которые характеризует каждый определенный тип культурной территории. Звуковой ландшафт – одна из форм нематериального культурного наследия, связанного с социумом культурного ландшафта: «устных традиций, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительского искусства; обычаев, обрядов, празднеств; знаний и обычаев, относящихся к природе и вселенной; знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами» [3].

Можно вообразить себе звуковой ландшафт как партитуру оркестра для разных групп инструментов с различными тембрами. В музыкальном произведении так же как звуковом ландшафте могут звучать все инструменты одновременно, иногда – часть их, может наступить тишина с паузами, которые также есть средство музыкального выражения; музыке характерна разная динамика, ритмы и темпы и т.п. Действительно, автобиографическая проза многих выдающихся музыкантов содержит рассказы о том, как звуки окружающего мира становились источниками творческого вдохновения. К. Дебюсси принадлежат слова: «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицей откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Оно несет в себе собственную гармонию, и какие бы усилия к этому ни приложить, никогда не удастся найти гармонии ни более точной, ни более искренней. Только таким образом сердце, предназначенное для музыки, совершает самые прекрасные открытия» [2: 192]. В одном из своих интервью на вопрос корреспондента «Что движет вашим творчеством?» София Губайдуллина ответила следующее: «Самое важное – это звучание мира, звучание всего, что меня окружает. Всё звучит: предметы, растения, люди, земля, звёзды. Если человек сосредоточится, то услышит это…» [6]. Канадский композитор, педагог и прозаик Р. М. Шаффер одним из первых обозначил проблему сохранения звуковой картины мира в эпоху техногенной цивилизации. Он писал: «одно из возможных определений шума – звуки, которые мы научились игнорировать. Мы игнорировали их так долго, что они полностью вышли из-под контроля. В своем подходе к этой проблеме я рассматриваю мировой звуковой пейзаж как гигантское макрокосмическое сочинение, создаваемое беспрестанно вокруг нас. Человек – основной творец этого сочинения. Он обладает властью сделать его более (или менее) прекрасным» [5: 202].

Продолжая эту мысль, в статье «Звуковой ландшафт как реальный объект и исследовательская задача» российский культуролог Е.Д. Андреева пишет: «у каждого времени и каждой культуры своё звучание – своё звуковое содержание, звуковой облик, звуковая реализация» [1: 34]. Этот звуковой облик складывается из системных звуков, возникающих от характерных для данной местности регулярно повторяющихся явлений, связанных как с природой, так и с деятельностью человека. Е.Д. Андреева акцентирует внимание на том, что звуковые ландшафты играют огромную роль в целостном восприятии объектов культурного наследия. Эту тему она развивает на примере организации звукового пространства историко-культурных ландшафтов заповедников и убедительно доказывает, что гармонизация территории заповедников путем воссоздания традиционных звучаний будет способствовать большей историко-культурной достоверности, подчеркнет этническое своеобразие, создаст эстетическую цельность, активизирует ассоциативное восприятие и создаст эффект более глубокого погружения в соответствующую историко-культурную атмосферу.

Старо-татарская слобода – это один из исторических районов Казани, архитектурный комплекс из мечетей, вокруг которых строилась вся общественная жизнь. Как известно, после завоевания Казани Иваном Грозным татары были выселены за пределы города. В Казани разрешено было остаться лишь немногим. В основном это были купцы, полезные государству. Жить татарам в пределах Казани, было разрешено только на территории Старо-татарской слободы. На территории Кремля татарам было запрещено появляться под страхом смерти. По сути, Старо-татарская слобода это единственный памятник городской культуры татар-казанцев. Выселение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала также и политика принудительной христианизации. Татарская культура находилась в тяжелых и сложных условиях. Закономерным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как фактора сохранения своей самобытности. Мусульманское духовенство стало культурной силой. Гонения на ислам лишь увеличивали его притягательность для народа. «Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в Казанских Татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже Европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По сему-то всякой отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где бы они выучились, по крайней мере, читать, писать и узнали бы начала своей религии. Для споспешествования сему при каждой мечети полагается училище, состоящее под особенным надзором ахуна», - так писал Карл Фукс в 1844 году [5: 113].

Со строительством мусульманских храмов – мечетей с минаретами было тесно связано формирование особого звукового пространства Старо-татарской слободы. Минареты служили для продуцирования муэдзинами звуковой информации религиозного характера – призыва мусульман к молитвам, т.е. минареты являлись своеобразными материальными и духовными носителями специфического звукового ландшафта. К примеру, мечеть «Нурулла» до революции выполняла функции главной мечети Казани. Главным украшением мечети является минарет. По винтовой лестнице минарета можно подняться на круговой балкон азанчи. К служителям культа предъявлялись особые требования: красивый, громкий голос, четкое произнесение слов, знание основных мелодических формул – макамов, умение красиво расцвечивать мелодию. Таким образом, в качестве ведущего компонента звукового пространствах Старо-татарской слободы, основного источника звукового ландшафта мы выделяем мечети как этно-конфессиональные сооружения со своеобразной внутренней и внешней архитектурной акустикой. Помимо этноконфессиональных факторов, в свойствах культурных ландшафтов, выделяют несколько «частных видов культурных пространств», в том числе: историческое, лингвистическое, профессионального и народного искусства, бытовой культуры. Как видим, все эти «пространства» наполнены звуками, причем это звучание может быть одним из признаков внутренней дифференциации. Поскольку звуковой ландшафт как часть культурного ландшафта, к которому он принадлежит, изменяется во времени, из исторического пространства может быть выделена его звуковая составляющая. Один из методов исследования звуковой ландшафта является анализ впечатлений людей, описывающих типичные звуки данного времени или территории, что позволяет выявить определенные изменения в восприятии звучаний на протяжении определенного отрезка времени. Другой метод – воссоздание звуковой среды прошлого, воспроизводство в звуковой форме устойчивых, традиционных черт культуры. По воспоминаниям старожила Старо-татарской слободы Нурании Биктимировой, в начале 20 века «…в слободе были ровные точные параллельные улицы, к которым примыкали уютные переулки. У каждого дома был двор и сад. В мае она утопала в белых цветах. Дворы были закрытые, с калитками, а внутри яблони, вишни, груши, сирень – было видно, что цветет вся слобода. … Люди жили как одна семья, одна махалля в окружении мечетей. Все религиозные и обычные праздники отмечали вместе, ходили друг к другу в гости. Была хорошая традиция приглашать друг друга на вечерний чай. …песни были популярны. Их слушали дома на патефоне, по радио. Дома все играли на музыкальных инструментах. Мой брат – на аккордеоне (это считалось престижным). Музыкантов всегда приглашали на свадьбы и праздники. Те, кто играли очень хорошо, приходили за плату. В Татарской слободе жили знаменитые музыканты Ыркыя Ибрагимова и Рустам Ахмадиев. Они жили на Тукая, 102. Помню, еще был бабай (не знаю имени), который играл на скрипке. Ходил по дворам и играл, а ему что-то подавали или кормили. Выходили все, слушали, бабушка моя плакала…» [7].

Я так же живу на исторической территории Старо-татарской слободы. Из моей квартиры в открытые окна можно услышать крики чаек с Волги, прощальные гудки отплывающих теплоходов, отзвуки азана ближайших мечетей «Нурулла», «Иске-таш», «Султановской», шум проходящих поездов и переговоры диспетчеров с железнодорожного вокзала, разноголосицу вавилонского столпотворения со стороны колхозного и вещевых рынков. В ясную погоду в дни христианских праздников я могу слышать колокольный звон ближайших церквей. На мой взгляд, старо-татарская самая динамическая часть города. Именно здесь расположен тот самый «закипающий» котел – казан (тат.), который дал название городу. Таким образом, звуковая партитура Старо-татарской слободы впитала в себя звуковые образы различных культур и этносов, прежде всего, тюркской, исламской и русской. В процессе взаимодействия «звуковых масс» разных культур особую роль играли этноконфессиональные институты с регламентами, требовавшими строго определенного звукового оформления происходящих в них религиозных действий. Они создавали своеобразный, неповторимый звуковой образ Старо-татарской слободы. Старо-татарская слобода сегодня - это излюбленное место для гуляний горожан, экскурсий многочисленных туристов, это возможность окунуться в Казань 18–19 вв., в татарскую историю и культуру. Конечно, первичным методом постижения будет зрительный, тем не менее, второй, не менее важный – слуховой. Восстановление звуковой атмосферы прошлого времени – задача неизмеримо более сложная, чем восстановление зрительных образов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Е.Д. Звуковой ландшафт как реальный объект и исследовательская проблема / Е.Д. Андреева // Экология культуры. – М.: Институт Наследия, 2000. – С. 76–85.

2. Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси. – М.: Музыка, 1964. – 278 с.

3. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», 2003 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (Дата обращения 30.10.2016).

4. Фукс, К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Фукс. - Казань, 1844.

5. Шафер, М. Мысли по поводу музыкального воспитания // Из истории музы-кального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 202.

6. Plаce-fact: интернет-портал. – URL: http://place-fact.com/place/17628/ fact/15 (Дата обращения 22.03.2016).

7. Собака.ru: интернет-журнал о людях в Казани: http://www.sobaka.ru/ kzn/lifestyle/realty/37664 (Дата обращения 18.03.2016).


УДК 008(091)

И.В. Ржепянская

Московский государственный институт культуры, г. Москва



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.01 с.)