Арам Хачатурян: жизнь и творческий путь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арам Хачатурян: жизнь и творческий путь



Аннотация. В статье рассматривается жизнь и творчество армянского композитора, педагога, дирижера, общественного деятеля Арама Ильича Хачатуряна. Помимо творческой деятельности, Хачатурян занимался исполнительской деятельностью.

Abstract. This article is focused on the life and career of Armenian composer, teacher, conducter, social activist Aram Khachatryan. Apart from creative activity Khachatryan engaged in performing activities.

Ключевые слова: Хачатурян,композитор, музыка, концерт.

Key words: Khachatryan, composer, music, concert.

 

Арам Хачатурян был счастливым композитором. Мощная позиция творца – уже само по себе счастье, но ему выпало еще одно, гораздо бо́льшее: восход творческой деятельности Арама Хачатуряна совпал с пробуждением армянского народа, с величайшим культурным подъемом Армении. Он материализовал свободолюбивые и жизнеутверждающие грезы своего народа-творца. Хачатурян своей солнечной и жизнерадостной музыкой был призван заменить тысячелетия звучащие песни и мотивы скорби, горести, изгнания и тоски.

Тифлис – город детства и юности Хачатуряна – был старинным городом, где бок о бок жили и творили грузины, армяне, русские, греки. В этом многонациональном кавказском городе восточные традиции переплелись с западноевропейскими, придавая быту пестрый колорит.

Стремление к музыке у Хачатуряна изначально носило инстинктивный характер. В Тифлисе он не предпринял ни одной попытки профессионально отдаться музыке. 1922 г. он переехал в Москву для учебы в университете. Параллельно с посещением подготовительных курсов биологического факультета университета он подает заявление в имеющее большую известность музыкальное училище имени Гнесиных. В 19 лет у него появилась возможность поступить в это учебное заведение. В 1926 г. произведение Хачатуряна «Танец для скрипки и фортепиано» стало первым свидетельством своеобразного характера музыканта. Так было положено начало творческого пути композитора, длившееся более полувека.

Арам Ильич продолжил учебу в Московской консерватории. 23 апреля 1935 г. в Большом зале Московской консерватории симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера Э. Сенкара впервые исполнил симфонию Хачатуряна, которую он представил в качестве дипломной работы. В эти годы он писал музыку к первому звуковому армянскому кинофильму – «Пепо».

Новой важной ступенью в творческом становлении композитора стала аспирантура Московской консерватории. Годы учебы в аспирантуре под руководством Н. Мясковского завершились созданием одного из шедевров композитора – «Концерта для фортепиано с оркестром».

Шел 1938 г. Оперный театр Советской Армении остро нуждался в постановке национального балета. В этих условиях выход был найден: Хачатуряну предложили написать музыку к первому армянскому национальному балету. Зимой 1939 г. Хачатурян на шесть месяцев переехал в Армению и начал свою работу. Работа над балетом «Счастье» проходила очень напряженно. В сентябре 1939 г. на сцене Ереванского театра оперы и балета состоялась премьера первого национального балета, вышедшего из под пера армянского композитора. В том же году был написан «Концерт для скрипки с оркестром».

Лучшие качества гражданина и патриота Арама Хачатуряна проявились в тяжелые годы Великой Отечественной войны в условиях самоотверженной героической борьбы советского народа. Более чем когда-либо он осознавал высокое предназначение музыки: воодушевлять, поощрять, утешать на поле брани. В самый тяжелый период Великой Отечественной войны родился балет «Гаяне».

Новые замыслы, интересные произведения появились впервые же послевоенные годы. Среди них особой привлекательностью выделяется «Концерт для виолончели с оркестром». В эти годы, параллельно с творческой деятельностью композитор совершает ряд поездок. Первая же его поездка в Италию, знакомство с достопримечательностями древнейших городов, с сотней исторических памятников явились сильнейшим стимулом для создания балета «Спартак». Громада Колизея, удивлявшая своей величественностью, мощью каменной кладки и красотой архитектурных решений, дала возможность композитору с особой силой прочувствовать эпоху. В его воображении пронеслись сцены гладиаторских боев, толпы, воспламененные этими боями, героический образ Спартака.

Балет «Спартак» является революционным по идеологии, новаторским по духу, выдающимся по мастерству произведением. Балет нашел горячий отклик в сердцах миллионов зрителей.

В мае 1961 г. Хачатурян выступил с рядом авторских концертов в Бейруте. С особой теплотой композитора встречали в Риме в 1963 г. В 1968 г. его гастроли с триумфом прошли в США.

Первая половина 70-х у Хачатуряна как творца, педагога, исполнителя, музыкально-общественного деятеля была насыщена напряженным трудом. В течение своей богатой и многогранной деятельности Арам Хачатурян никогда ничего не делал во имя долга, несмотря на то, что всегда жил с острым чувством веления времени.

В 1973 г. Страна Советов с особой пышностью отпраздновала 70-летие Арама Хачатуряна. В те годы он работал над новыми произведениями, в частности, были написаны сонаты для трех струнных инструментов: альта, скрипки и виолончели.

В апреле 1977 г. Арам Хачатурян в сопровождении группы исполнителей приехал в Ереван. Ни сам композитор, ни любители искусства не могли представить, что это его последний приезд на родину. Во время этой поездки Хачатурян уже был болен, однако несгибаемая воля придала ему заряд и силу.

Хачатурян принял предложение симфонического общества города Гонолулу выступить с авторскими концертами, и в октябре 1977 г, отправился на Гавайские острова. «Вторая симфония», «Концерт для скрипки», отрывки из балета «Спартак» пользовались огромным успехом, и каждый раз исполнялись на бис. 6 марта 1978 г. В Москве отмечались 25-летие со дня смерти гениального русского композитора Сергея Прокофьева. За два месяца до своей кончины тяжело больной Хачатурян, который был большим ценителем творчества Прокофьева, выступил с пламенной речью на вечере памяти. Это было последнее выступление Хачатуряна перед общественностью. Он скончался 1 мая 1978 г. Члены правительства, коллеги, друзья, тысячи поклонников пришли проститься с гениальным композитором в Большой зал консерватории, где звучала его музыка.

Согласно последней воле композитора, его прах был перевезен в Ереван. С раннего утра 8 мая к Театру оперы и балета имени А. Спендиаряна, в стенах которого множество раз звучала музыка из балетов Хачатуряна, шли десятки тысяч людей, чтобы проститься с великим музыкантом. В Пантеоне выдающихся деятелей армянской культуры нашел свое последнее пристанище художник, с именем которого связана одна из блестящих страниц в истории музыки XX века.

Произведения Хачатуряна своей идеологической целеустремленностью и стилем были насущны и знаменательны. Искусство Хачатуряна – порождение бурного революционного века, и в своих произведениях он тоже был революционером, новатором, первооткрывателем сокровищ истинной народности. Являясь убежденным художником-гуманистом, он своим искусством боролся за мир и дружбу ради любви и созидания, этим утверждая великую идею неразрывности личного и народного счастья. Как отметил сам композитор: «Для меня никогда не существовало дилеммы писать музыку в том или ином стиле, быть близким к народу, к его музыкальной речи, или выдумывать какие-то новые формулы и приемы письма. Стиль композитора, как мне представляется, есть неотъемлемое свойство его творческой индивидуальности, его слышания мира, результат музыкальных впечатлений, впитанных с раннего детства и пройденной школы жизни и искусства» [1: 35].

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Геодакян, Г. Арам Хачатурян / Г. Геодакян. – Ереван: Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1972. – 268 с.

УДК 78.03

Е.В. БЕЛЯЕВА

Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, г. Москва



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.006 с.)