В творчестве мордовского композитора А. Е. Пивкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В творчестве мордовского композитора А. Е. Пивкина



Аннотация. В статье рассматриваются особенности стиля мордовского композитора А. Е. Пивкина. Анализируя его творчество, автор приходит к выводу, что оно отмечено процессом осмысления самобытных этнокультурных музыкальных традиций и современных течений европейской музыки, отражает влияние основоположников профессионального музыкального искусства Мордовии и Казанской композиторской школы.

Abstract. The article considers the peculiarities of the style of the Mordovian composer A.E. Pivkina. Analyzing his work, the author comes to the conclusion that it is marked by a process of reflection on distinctive ethnic and cultural music traditions and modern trends in European music reflected the influence of the founders of professional musical art of Mordovia and the Kazan school of composition.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное искусство Мордовии, мордовские народные песни, мокшанский фольклор, Казанская композиторская школа.

Key words: professional musical art of Mordovia, Mordovian folk songs, moksha folklore, the Kazan school of composition.

 

Каждое время рождает свою музыку. Лучшие произведения музыкального искусства затрагивают тонкие струны человеческой души. Они становятся частью нашего бытия, помогая человеку стать духовно богаче, глубже и содержательнее.

Каждое время имеет свои музыкальные черты. И происходит это потому, что именно жизнь страны, жизнь народа – источник вдохновения композитора. Талантливый композитор обладает своим, индивидуальным восприятием окружающей действительности, музыка таких мастеров отличается самобытностью замысла и его художественного воплощения.

Разными путями приходят в композицию люди. Одни еще со школьной скамьи чувствуют зов авторского творчества и, добиваясь своей цели, получают специальное музыкальное образование. Другие – определяют свое призвание позднее и, испытывая тягу к композиторскому творчеству, «идут в учение» уже в зрелом возрасте. Но какой бы путь не привел человека в композицию, ему необходимо помнить, что это творчество требует не только таланта, но и образования, высокого интеллекта, профессионального мастерства.

Дважды окончил Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова Андрей Ефимович Пивкин – Заслуженный работник культуры Республики Мордовия, лауреат государственной премии Республики Мордовия, Член Союза композиторов России, действительный член Санкт-Петербургской Академии словесности и изящных искусств – в 1978 году факультет народных инструментов по специальности баян и в 2010 году композиторский факультет по специальности композиция.

Самобытный талант А.Е. Пивкина, его настойчивость и трудолюбие еще в годы учебы дали реальные творческие результаты: студент издает сборники инструментальных пьес «Мордовские эскизы», «Мордовский сувенир», сборник вокальных сочинений «Пою тебе, Мордовия!». Он создает запоминающиеся убедительные образы в трехчастной сюите для оркестра народных инструментов «На празднике».

Несомненно, на многожанровое творчество А.Е. Пивкина оказали влияние основоположники профессионального музыкального искусства Мордовии Леонтий Петрович Кирюков и Леонид Иванович Воинов, творившие в 30-е – 60-е годы XX столетия; представители Казанской композиторской школы. В их искусстве привлекала особая демократичность, доступность. Этому сложному мастерству и стал учиться А.Е. Пивкин. Пройдет совсем немного времени и его учитель – композитор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия, лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича, профессор Казанской государственной консерватории (им. Н. Г. Жиганова Борис Николаевич Трубин – в характеристике-рекомендации для вступления в Союз композиторов России напишет: «Пивкин Андрей Ефимович – талантливый композитор, творчество которого пронизано любовью к своему народу, его культуре и искусству».

Судьба необычайно щедро наградила Андрея Ефимовича. В его нотной библиотеке множество мордовских народных песен и инструментальных наигрышей. Он собирает их любовно: ноту к ноте, листок к листку – записанные от матери, особенно душевно исполнявшей мокшанские песни, завораживая слушателя простотой и искренностью; найденные забытые и новые сокровища народного искусства. Музыкальное искусство А.Е. Пивкина развивалось на фольклорных традициях его родного села Кочетовка Инсарского района Республики Мордовия, на творчестве сельчан, распевавших о буднях и делах мокшанского народа. Как художник он видит в мордовском фольклоре богатую мелодичность и лиричность, программность и романтичность, танцевальность и картинность.

Пожалуй, именно в этот период складывается творческий облик Андрея Пивкина, каким мы его знаем. И именно в этот период он начинает осознавать себя не просто композитором, а выходцем из народа, продолжателем певческих традиций своей матери, хоровых традиций села Кочетовка, фольклорных традиций талантливого мокшанского народа. Неважно, что изменился репертуар, тип творчества, – важно самоощущение композитора, ответная реакция слушателей и исполнителей. «Мне близка природа мордовской песни, – говорит Андрей Ефимович. – В ней доброе сердце людей и их мудрость. Песня – душа моя – навсегда связала меня с народом»[13].

Сама многосоставная сущность культуры Мордовии дает возможность А.Е. Пивкину ощущать себя наследником огромного количества самобытных музыкальных этнокультурных традиций. Именно это чувство творческой свободы позволяет Андрею Ефимовичу естественно обращаться к художественным явлениям различных уровней – музыкальному фольклору, к отдаленным эпохам в истории мордовской музыкальной культуры, к национальным традициям и к современным течениям европейской музыки. В диалоге с этими явлениями А.Е. Пивкин восходит к соотечественникам – Л.П. Кирюкову и Л.И. Воинову, к Казанской композиторской школе. В частности, его обращение к жанрам фольклора, интерес к искусству мокшанской хоровой полифонии, к народному стилю можно объяснить его способностью «предслышать» национальную тенденцию – тенденцию осмысления фольклорных традиций, внимание к которым в профессиональной музыке современной Мордовии и Татарстана определилось только в XX веке.

Сегодня в творческом багаже Андрея Ефимовича кантата «Шумбрат, Мордовия» для симфонического оркестра и смешанного хора, «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, Концерт для скрипки и симфонического оркестра, квартет, квинтет, многочисленные хоровые, вокальные произведения, музыка для струнного ансамбля и оркестра народных инструментов, для различного состава инструментов – домры, балалайки, баяна и фортепиано.

Удивительно ли, что А.Е. Пивкину – баянисту-народнику по образованию, близко родственное по инструментальному жанру, фортепианное искусство. Если отталкиваться от существующего определения «музыкант-инструменталист», то ему дано проявить яркие способности в музыкальном исполнительстве и на баяне, и на фортепиано, равно как и в композиторском творчестве для этих инструментов.

Следует отметить, что фортепианная музыка А.Е. Пивкина во многом отражает принципы российской композиторской школы, имеющей глубокие корни и устойчивые характерные черты. Неудивительно, что у него встречаются многие из позиций, свойственных столпам отечественной фортепианной музыки. Основная проблема заключается в том, как претворяются одни и те же принципы в связи с личностной индивидуальностью и одаренностью композитора.

Несмотря на то, что фортепианная музыка Андрея Ефимовича основывается на классических принципах отечественной композиторской школы, ей свойственны индивидуальные черты, которые во многом связаны с тем, что Пивкин есть талантливый композитор. Знание мордовского фольклора и законов композиции, богатство фантазии и понимание логики построения произведения, присущие ему как композитору, воссозданы в полной картине фортепианного творчества. Сказанное нашло творческое воплощение в «Детском альбоме», взятым нами в качестве примера.

«Детский альбом» для фортепиано является итогом, по-видимому, не только опыта композитора в использовании народных песен в виде созданных им пьес, таких как "Праздникса» («На празднике»), «Налксема» («Игра»), «Ёфкс» («Сказка»), «Илядь» («Вечер»), «Сюрекштирди» («Пряха») и т.д., но и его художественным убеждением ибо, по словам Б. Асафьева, «Народная музыка – величавый, глубинный, творчески неиссякаемый источник познания национального характера»[14].

А.Е. Пивкин стоит в первых рядах тех, кто умножает вклад Республики в развитие отечественной музыкальной культуры, кто способствует самому широкому признанию профессиональной музыки Мордовии. Композитор утверждает принцип народности музыкального искусства, из которого вытекает его понятность, доступность и для широкого массового слушателя, и для профессионала.

Андрей Ефимович любит повторять, что его лучшее музыкальное произведение еще не написано. Так что у композитора впереди новые жизненные впечатления, новые сочинения, новые встречи с исполнителями и слушателями.


УДК 78

А.Ж. АДАМЯН

Армянский государственный педагогический

университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван

МУЗЫКА КОМИТАСА КАК СИМВОЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)