Музыкальное этнокультурное наследие татарского народа и его роль в экологическом воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное этнокультурное наследие татарского народа и его роль в экологическом воспитании



Аннотация. В статье рассматривается пути решения проблем экологического воспитания через потенциал музыкального этнокультурного наследия татарского народа. Картины природы – неотъемлемый компонент традиционного творчества татарского народа. Песенный фольклор как гармония музыки и слова, рассматривается как средство воспитания экологической культуры, эстетического и музыкального развития личности.

Abstract. The article discusses the ways of solving the problems of ecological upbringing through musical potential ethno-cultural heritage of the Tatar people. Pictures of nature - an integral component of the traditional art of the Tatar people. Folk songs as the harmony of music and words, means of upbringing of ecological culture, aesthetic and musical personality development.

Ключевые слова: музыкальное этнокультурное наследие, экологическое воспитание, фольклор, традиция.

Key words: musical ethno-cultural heritage, ecological upbringing, folklore, tradition.

 

В настоящее время является актуальной проблема экологического воспитания и формирования экологической культуры личности. В период ценностного кризиса общества, поиска путей гармонизации образа мира и человека в нем, происходит повышение интереса к изучению этнокультурного наследия. Способность и желание сохранить народное искусство является условием самосохранения народа как этнической общности, носителя неповторимого культурного генотипа и духовных традиций. Сейчас происходит переоценка роли и потенциальных возможностей песенного фольклора как музыкального этнокультурного наследия в решении сложнейших культурно-экологических и воспитательно-образовательных проблем.

Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников – актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее четко восполняют всю картину жизни и быта народа, его нравственности, духовности, а также раскрывает его душу, достоинства и особенности.

Этнокультурное наследие – это материальные и нематериальные свидетельства жизнедеятельности этносов, сохраняющие и передающие социально значимую информацию об этнических культурах [3].

Народное музыкальное творчество – одна из значимых областей культуры татарского народа. Как результат коллективного творческого процесса, музыкальное этнокультурное наследие татарского народа сложилось на основе художественных традиций многих поколений.

В произведениях татарского народного музыкального творчества отразились веками сформированные представления о мироздании, красоте и гармонии. В жанровом многообразии музыкального фольклора воплощено не только прошлое культуры, но и важнейшие качества человеческой души: доброта, почитание предков, чувствование одухотворенности природы и единство с ней.

На создание песен татарский народ, прежде всего, вдохновляла природа.Сила воздействия песен заключается в том, что они, посредством гармонии музыки и слова, усиливают восприятие красоты мира и гармонии природы. Татарский народ сквозь века пронес и развил свое самобытное искусство. В своеобразных по форме, отличающихся большим мелодическим богатством татарских песнях выражены глубокие лирические чувства, остроумие и оптимизм жизневосприятия, воспеты мужество и стойкость народа, его любовь к природе.

Татарский народ в своих песняхвыразил любовь к рекам, лесам, просторам полей и многим другим окружающим явлениям природы. При этом ее описание сочетается в песнях с отображением мира чувств лирического героя. Песни, относимые к традиционному национальному музыкальному наследию – выраженный в лаконичной, отточенной форме итог многовекового коллективного творчества народа – создателя текстов и мелодий [1].

Картины природы – неотъемлемый компонент традиционного творчества татарского народа. Природа служит неисчерпаемым источником его творческой фантазии и вдохновения. Ее богатство красоту и величие народ воспел в бессмертных песнях о родном крае. В них, пожалуй, отражены все явления окружающего мира, доступные эмпирическому восприятию человекаи описание характерных особенностей природы края. Все эти образы прошли через века.

Образно поэтический строй татарской народной лирики очень богат, благодаря широкому использованию приемов сопоставления образов природы и человеческих переживаний («психологический параллелизм»). В природе люди находили созвучность всем оттенкам своих переживаний, эмоций и душевных состояний.

В татарских народных песнях можно найти описание картин природы разных времен года и всегда сквозь призму чувств, настроений, эмоционального состояния человека.Например, это наиболее частые символы, эпитеты и сравнения: девушек – с луной, розовым яблоком, красной ягодой, черемухой, распустившимся цветком; их лиц – с луной, а взгляды с сиянием зарницы; статных юношей – стройным деревом.

Наиболее характерный образ соловья традиционно обозначает и певчую птицу, и выступает как символ счастья, любви и светлой поэтической грусти. Образ ветра не только передает движение воздушных волн, но и воплощает динамичные душевные движения лирического героя – символизирует длительную печаль и быстротекущую жизнь. Береза предстает символом родной земли и образом, помогающим полнее раскрыть переживания лирического героя. Увядание природы ассоциируется с разлукой, образ леса – величием и мощью природы и, одновременно, силой и волей человека [1].

Многие традиционные образы, символы, метафоры в народных песнях взяты из мира флоры и фауны: лев, лисица, соловей, ласточка, ива, заря, родник, туман, ветер, звезды, кукушка, луна, дремучий лес, дорога, степь, роза, камыш, облака, ветер, цветы, сады и многое другое. Другая часть традиционных образов вошла в песни из народной этнографии, черпавшей формы, узоры, орнамент из мира природы: калфак, белое платье, тюбетейка, фартук, браслет, колечко, гармонь и др.

Все эти образы имеют символический смысл при использовании одного из наиболее характерных приемов татарского песенного творчества – лирического обращения героя к окружающему его богатому миру природы.Эта символика вошла в традиционное татарское творчество из различных источников – арабо-персидского, общетюркского и самобытного булгаро-татарского происхождения. А в песнях более близких к нашему времени исторических периодов и, особенно, широко бытовавших в начале ХХ столетия, частично проявилось влияние русской, украинской народной музыки, элементов европейской бытовой музыки и революционной песенности. В них, отмечается присутствие примет современной природы, быта и более динамичного эмоционального настроя эпохи.

Большое место в традиционном татарском музыкальном творчестве занимает образ леса как одно из наиболее ярких явлений окружающего мира и символ единения человека и природы. Не случайно одной из самых известных татарских протяжных песен является «Кара урман» («Дремучий лес»). Трудно переоценить значение таких напевов в патриотическом, экологическом и эстетическом воспитании. Они формировали у детей и взрослых любовь к родине, трепетное, уважительное отношение к природе, учили воспринимать красоту реального мира, понимать ценность земного бытия [2: 37].Это содержание показательно передано в напеве «Их, кунелле урманда» («Эх, хорошо в лесу»). В ней отражено настроение подъема и вдохновения, которое приходит к человеку при общении с природой.

В татарском музыкальном фольклоре есть много песен, специально посвященных деревьям: «Чия» («Вишня»), «Ак каен» («Белая береза»), «Тал арасы («Среди ив»), «Ялгыз каен» («Одинокая береза») и др. Деревья упоминаются в татарских песнях самого разного содержания (березы, рябины, яблони, ивы и т.д.).

Особо обширный цикл татарских протяжных и лирических напевов посвящен рекам и водоемам. Народ воспел в них особую любовь к рекам. Нет, наверное, ни одной реки, протекающей по территории обитания татар, которой не была бы посвящена специальная протяжная песня. Картины бурного или спокойного течения вод, прекрасные берега предстают в напевах об Идели, Уеле, Сакмаре, Агидели и многих других реках: «Дим буе» («На берегу Демы»), «Мишә буйлары» («Берега Меши»), «Идель ага» («Идель река течет»), «Зәй суы» («Воды реки Зай»), «Сарман» («Река Сарман»):

 

Сандугачлар кунып, кайда сайрый, Сарман буйларында тирәктә. Сиӊа булган яшьлек мөхөббәтем Урелеп чәчәк ата йорәктә. Под Сарманом зелень рощ кудрявых, В рощах распевают соловьи, В сердце из-за глаз твоих лукавых Буйное цветение любви.

 

Почитание земли, родной природы, понимание значимости природных циклов и своей кровной связи с ними нашло отражение в календарно-обрядовом фольклоре [1].

Таким образом, этнокультурное наследие, несущее на себе отпечаток бытия культуры народов, оказывается особо ценным транслятором культурных традиций, лежащих в основании памяти поколений, имеет основополагающее значение в сохранении историко-культурного наследия народов. Значимость этнокультурного наследия на современном этапе общественного развития трудно переоценить. Оно не только сохраняет и культуру народа, но и воспитывает уважение к традициям, таланту, художественному опыту народа, внушает мысль о том, что многое из созданного в прошлом не должно быть утрачено и забыто, оно может и должно послужить современности.

В музыкальном фольклоре татарского народа находит свое выражение осознание себя частью целостного мира, забота о природном окружении и других людях, воспитывается экологическая культура.

Песенный фольклор, как музыкальное этнокультурное наследие татарского народа, являясь средством противостояния глобализации культуры, может выступать фактором устойчивого культурного развития и воспитания ценностного отношения к природе. Понимание значимости музыкального этнокультурного наследия в современном обществе приводит к необходимости его осмысления как ценности, которая воспитывает экологическую культуру, направляет человеческое поведение в нравственной, эстетической и других сферах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметова, Л.А. Нравственно-экологический потенциал татарской музыкальной культуры / Л.А. Ахметова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 186 с.

2. Салитова, Ф.Ш. Музыкально-педагогические традиции татарского народа / Ф.Ш. Салитова. – Казань: Татар. гос. гуманитарно-педагогич. ун-т, 2008. – 188 с.

3. Смелякова, А.В. Этнокультурное наследие как ценность аксиологический подход / А.В. Смелякова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 2. – С. 102–105.

 


УДК 372.878

И.Ф. КАМАЛОВА

Казанский федеральный университет

А.И. НАСИБУЛЛИНА

Средняя общеобразовательная школа № 11, г. Набережные Челны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.008 с.)