Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Key words: educator musician, creative activity, musical-esthetic education.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современному развивающемуся обществу нужны образованные, культурные, нравственные, творческие люди, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, самостоятельные в принятии решений, способные к сотрудничеству и взаимопониманию. Содействовать развитию свободной, креативной, самоактуализирующейся личности может педагог, обладающий названными качествами, который выступает как посредник между теоретическим знанием и практикой, жизнью, окружающим миром, как проводник высокой духовной музыкальной культуры, как образец отношения к искусству, к миру в целом [1: 178]. От культуры учителя в целом, профессиональной компетентности, идейной одухотворенности, кругозора, эрудиции, творческих качеств мышления (глубина, широта, критичность, напористость) зависит, в каких взаимоотношениях наука и культура предстанут перед школьниками. В этой связи примечательна мысль педагога-музыканта современности А.Р. Еникеевой, которая, характеризуя педагога, как творца воспитательного процесса и референтную личность, возлагает на него обязанности основного носителя образования, культуры, любви и уважения к истории и культуре своего народа [3: 225]. Большинство ученых связывают профессиональную деятельность учителя с постановкой и творческим решением педагогических задач. Исследователи музыкально-эстетической деятельности педагога Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.Д. Критский, Л.В. Школяр подчеркивают творческий характер этой деятельности. По словам ученых, музыкально-педагогическая деятельность определяется комплексом знаний, умений и навыков учителя, способного вести преподавательскую, хормейстерскую, научно-методическую, музыковедческую, исследовательскую, культурно-просветительскую деятельность и т.д., в силу того, что музыкально-педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском учителя, которому приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. Педагогическую деятельность учителя музыки Л.Т. Арчажникова представляет как целостную систему. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства [2: 58]. К личностным качествам педагога-музыканта, обеспечивающим эффективность комплексной деятельности, теоретик музыкального образования Э.Б.Абдуллин относит музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность [1]. Целостный подход к музыкально-эстетической деятельности педагога, а также собственный опыт работы в качестве руководителя детского вокального ансамбля «Лейсан» в гимназии №27, позволяют выделить наряду с важными качествами – любовь к детям, широкая эрудиция, музыкальность, артистизм, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей – также необходимое качество педагога-музыканта – творческую активность. Известные отечественные исследователи К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин в смысл многоаспектного понятия «творческая активность» вкладывают устойчивое качество личности, выражающееся в единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций; ряд свойств, выступающих в единстве интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов; способность, стремление, желание преобразовать мир, получить наибольший объём информации об объекте исследования; способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных задач. Ритм и темп современной жизни, популяризация эстрадных шоу, различных конкурсов с использованием современных технических средств (аудиоаппаратуры, микрофонов, фонограмм и т.д.) влияют на развитие современных направлений музыкально-эстетической деятельности учащихся и требуют новых подходов в работе учителей музыки и руководителей детских вокальных ансамблей. Только высококвалифицированный педагог-музыкант, обладающий творческой активностью и владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности может приобщить школьников к музыкальному искусству и оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения. На наш взгляд, многогранная деятельность современного руководителя детского вокального коллектива значима, ответственна и требует максимальной творческой активности, которая проявляется как по отношению к содержанию, так и к процессу музыкального образования. По отношению к содержанию музыкального воспитания творческая активность педагога-музыканта выражается в подборе музыкального материала. Произведения, изучаемые на занятиях ансамбля, должны обладать художественной ценностью и иметь воспитательную направленность, быть увлекательными для школьников и педагогически целесообразными, доступными для соответствующего возраста учеников и созвучными жизненному опыту детей и представлять жанры всех эпох и стилей. Репертуар, используемый в работе нашего коллектива, можно разделить на четыре основных блока: 1) классическая детская вокальная музыка татарских композиторов; 2) народные песни различных стран и современные обработки народных песен для детей; 3) детские песни современных композиторов, созданные в стиле татарских народных песен; 4) эстрадные песни современных композиторов для детей. Сочетание классических, народных, стилизованных, современных произведений в вокально-хоровой деятельности ансамбля способствует в целом воспитанию художественного вкуса, интереса и любви к татарскому музыкальному фольклору, музыке национальных композиторов, расширению музыкального кругозора, реализации творческих способностей школьников. Творческая активность руководителя детского коллектива по отношению к содержанию образования проявляется в разработке авторских программ. Многолетний опыт работы с детьми младшего школьного возраста способствовал разработке Программы для детских вокальных ансамблей общеобразовательных школ: «Воспитание вокально-хоровых навыков учащихся на основе национального репертуара». Практика использования национального репертуара в работе с младшими школьниками позволяет, на наш взгляд, достаточно успешно развивать вокально-хоровые навыки детей: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью) и т.п. Использование музыкально-компьютерных технологий в работе руководителя вокального коллектива, необходимых для выпуска учебно-методического материала в виде нотных сборников, аудиозаписей репертуара на кассетах и дисках, также является проявлением творческой активности педагога-музыканта. В частности, работа над выпуском аудиокассет и аудиодисков «Бәхетле балачак» и «Балаларга күчтәнәч» в исполнении вокального ансамбля «Лейсан» требовала самостоятельного освоения игры на ситезаторе, изучения компьютерных программ звукозаписи Cubase, Sound Forge, компьютерных программ Sibelius, Finale, Capella, необходимых для записи фонограмм, обработки звукового материала и набора нотного текста песен, что стало возможным, благодаря творческой активности и самообразованию. Творческая активность по отношению к процессу музыкального образования требует сочетания различных форм, приемов и методов работы в зависимости от возникающих ситуаций, применения индивидуального подхода к музыкальным проявлениям личности учащегося, понимания социально-психологических особенностей детей. Опыт работы с детским вокальным коллективом позволил определить различные пути решения творческого развития ребенка, которые призваны обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности, пробудить творческое начало в ребенке, интерес к процессу музыкальной деятельности. К таковым мы относим следующие задания: предложение поиска вариантов трактовок разучиваемых произведений; сравнение различных интерпретаций и обоснованный выбор предпочтительного варианта; оценка качества воплощения избранной интерпретации в своем исполнении; сочинение детьми вокальных образцов по предложенным учителем моделям; включение детей в процесс создания учащимися музыкально-пластических, вокально-хореографических композиций; участие школьников в процессе создания школьниками эскизов национальных костюмов; продумывание деталей сценического образа. В вокально-хоровой работе, наряду с традиционными методами певческого воспитания Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А. Аспелунд, Д.Д. Локшина, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой, Г.А. Струве, мы внедряем методы вокально-хоровой работы и систему упражнений современного американского педагога-вокалиста Сэта Риггза. Данные методы помогают освоить технику «разговорного» пения и дают положительные результаты в вокально-хоровом развитии детей. В работе с детьми нами широко используется методы Л.В. Горюновой: «метод создания композиций», «метод создания художественного контекста», направленные на сочетание разных видов музыкально-исполнительской деятельности и дающие возможность учащимся исполнять музыку в интеграции с другими видами искусств. Интегративный характер музыкально-эстетической деятельности (вокально-хоровой, музыкально-пластической, музицирования на простейших инструментах) способствует разностороннему развитию учащихся, приобщает к мировым культурным ценностям и содействует росту творческих способностей. Занимаясь с учащимися ритмикой и танцевальной пластикой, подбирая танцевальные движения, способствующие раскрытию музыкального образа, придумывая инсценировки песен, современный руководитель детского вокального ансамбля выступает в качестве хореографа. Как актеру и режиссеру ему интересно театрализовать вокальное исполнение детей, создать сценический имидж, программу концертных выступлений и т.д. Продумывая модели сценических костюмов, занимаясь их пошивом, приобретая ноты, музыкальные инструменты, координируя план концертно-исполнительской деятельности в школе и за пределами школы: выступления в детских реабилитационных центрах, на телевидении, центрах творчества, различных конкурсах, музыкальных лекториях педагог-музыкант исполняет роль менеджера. В целом, современный руководитель вокального ансамбля аккумулирует в себе различные роли: актера, режиссера, исполнителя, организатора, хореографа, менеджера, которые требуют от педагога-музыканта высокой творческой активности, самосовершенствования и самообразования. Такими образом, творческая активность является важным, необходимым качеством руководителя детского коллектива, которое позволяет прогрессивно развиваться, успешно справляться с решением воспитательных задач и достигать вершин в творческой деятельности. Перефразируя слова В.Г. Ражникова о том, что личность ученика развивает только развивающаяся личность учителя, можно констатировать, что творческую личность школьника развивает только личность педагога, способная к творческой активности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с. 2. Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с. 3. Еникеева, А.Р. Детский фольклорный музыкальный коллектив как оптимальная форма реализации воспитательного потенциала этнокультурныэтнокультурных традиций / А.Р. Еникеева // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: материалы IV Междунар. научно-практич. конференции – Таганрог, 2009. – С. 223–226. УДК 374.31 Н.В. МИШИНА Детская школа искусств им. М.А. Балакирева, г. Казань З.М. ЯВГИЛЬДИНА Казанский федеральный университет, г. Казань
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.008 с.) |