Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Key words: educator musician, creative activity, musical-esthetic education.

Поиск

 

Современному развивающемуся обществу нужны образованные, культурные, нравственные, творческие люди, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, самостоятельные в принятии решений, способные к сотрудничеству и взаимопониманию. Содействовать развитию свободной, креативной, самоактуализирующейся личности может педагог, обладающий названными качествами, который выступает как посредник между теоретическим знанием и практикой, жизнью, окружающим миром, как проводник высокой духовной музыкальной культуры, как образец отношения к искусству, к миру в целом [1: 178].

От культуры учителя в целом, профессиональной компетентности, идейной одухотворенности, кругозора, эрудиции, творческих качеств мышления (глубина, широта, критичность, напористость) зависит, в каких взаимоотношениях наука и культура предстанут перед школьниками. В этой связи примечательна мысль педагога-музыканта современности А.Р. Еникеевой, которая, характеризуя педагога, как творца воспитательного процесса и референтную личность, возлагает на него обязанности основного носителя образования, культуры, любви и уважения к истории и культуре своего народа [3: 225].

Большинство ученых связывают профессиональную деятельность учителя с постановкой и творческим решением педагогических задач. Исследователи музыкально-эстетической деятельности педагога Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.Д. Критский, Л.В. Школяр подчеркивают творческий характер этой деятельности. По словам ученых, музыкально-педагогическая деятельность определяется комплексом знаний, умений и навыков учителя, способного вести преподавательскую, хормейстерскую, научно-методическую, музыковедческую, исследовательскую, культурно-просветительскую деятельность и т.д., в силу того, что музыкально-педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском учителя, которому приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций.

Педагогическую деятельность учителя музыки Л.Т. Арчажникова представляет как целостную систему. Она предполагает владение комплексом психолого-педагогических и специальных знаний, умений, навыков особой направленности, обусловленной спецификой музыкального искусства [2: 58]. К личностным качествам педагога-музыканта, обеспечивающим эффективность комплексной деятельности, теоретик музыкального образования Э.Б.Абдуллин относит музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность [1].

Целостный подход к музыкально-эстетической деятельности педагога, а также собственный опыт работы в качестве руководителя детского вокального ансамбля «Лейсан» в гимназии №27, позволяют выделить наряду с важными качествами – любовь к детям, широкая эрудиция, музыкальность, артистизм, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей – также необходимое качество педагога-музыканта – творческую активность.

Известные отечественные исследователи К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин в смысл многоаспектного понятия «творческая активность» вкладывают устойчивое качество личности, выражающееся в единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций; ряд свойств, выступающих в единстве интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов; способность, стремление, желание преобразовать мир, получить наибольший объём информации об объекте исследования; способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных задач.

Ритм и темп современной жизни, популяризация эстрадных шоу, различных конкурсов с использованием современных технических средств (аудиоаппаратуры, микрофонов, фонограмм и т.д.) влияют на развитие современных направлений музыкально-эстетической деятельности учащихся и требуют новых подходов в работе учителей музыки и руководителей детских вокальных ансамблей. Только высококвалифицированный педагог-музыкант, обладающий творческой активностью и владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности может приобщить школьников к музыкальному искусству и оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения. На наш взгляд, многогранная деятельность современного руководителя детского вокального коллектива значима, ответственна и требует максимальной творческой активности, которая проявляется как по отношению к содержанию, так и к процессу музыкального образования.

По отношению к содержанию музыкального воспитания творческая активность педагога-музыканта выражается в подборе музыкального материала. Произведения, изучаемые на занятиях ансамбля, должны обладать художественной ценностью и иметь воспитательную направленность, быть увлекательными для школьников и педагогически целесообразными, доступными для соответствующего возраста учеников и созвучными жизненному опыту детей и представлять жанры всех эпох и стилей.

Репертуар, используемый в работе нашего коллектива, можно разделить на четыре основных блока: 1) классическая детская вокальная музыка татарских композиторов; 2) народные песни различных стран и современные обработки народных песен для детей; 3) детские песни современных композиторов, созданные в стиле татарских народных песен; 4) эстрадные песни современных композиторов для детей. Сочетание классических, народных, стилизованных, современных произведений в вокально-хоровой деятельности ансамбля способствует в целом воспитанию художественного вкуса, интереса и любви к татарскому музыкальному фольклору, музыке национальных композиторов, расширению музыкального кругозора, реализации творческих способностей школьников.

Творческая активность руководителя детского коллектива по отношению к содержанию образования проявляется в разработке авторских программ. Многолетний опыт работы с детьми младшего школьного возраста способствовал разработке Программы для детских вокальных ансамблей общеобразовательных школ: «Воспитание вокально-хоровых навыков учащихся на основе национального репертуара». Практика использования национального репертуара в работе с младшими школьниками позволяет, на наш взгляд, достаточно успешно развивать вокально-хоровые навыки детей: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью) и т.п.

Использование музыкально-компьютерных технологий в работе руководителя вокального коллектива, необходимых для выпуска учебно-методического материала в виде нотных сборников, аудиозаписей репертуара на кассетах и дисках, также является проявлением творческой активности педагога-музыканта. В частности, работа над выпуском аудиокассет и аудиодисков «Бәхетле балачак» и «Балаларга күчтәнәч» в исполнении вокального ансамбля «Лейсан» требовала самостоятельного освоения игры на ситезаторе, изучения компьютерных программ звукозаписи Cubase, Sound Forge, компьютерных программ Sibelius, Finale, Capella, необходимых для записи фонограмм, обработки звукового материала и набора нотного текста песен, что стало возможным, благодаря творческой активности и самообразованию.

Творческая активность по отношению к процессу музыкального образования требует сочетания различных форм, приемов и методов работы в зависимости от возникающих ситуаций, применения индивидуального подхода к музыкальным проявлениям личности учащегося, понимания социально-психологических особенностей детей. Опыт работы с детским вокальным коллективом позволил определить различные пути решения творческого развития ребенка, которые призваны обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности, пробудить творческое начало в ребенке, интерес к процессу музыкальной деятельности. К таковым мы относим следующие задания: предложение поиска вариантов трактовок разучиваемых произведений; сравнение различных интерпретаций и обоснованный выбор предпочтительного варианта; оценка качества воплощения избранной интерпретации в своем исполнении; сочинение детьми вокальных образцов по предложенным учителем моделям; включение детей в процесс создания учащимися музыкально-пластических, вокально-хореографических композиций; участие школьников в процессе создания школьниками эскизов национальных костюмов; продумывание деталей сценического образа.

В вокально-хоровой работе, наряду с традиционными методами певческого воспитания Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А. Аспелунд, Д.Д. Локшина, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой, Г.А. Струве, мы внедряем методы вокально-хоровой работы и систему упражнений современного американского педагога-вокалиста Сэта Риггза. Данные методы помогают освоить технику «разговорного» пения и дают положительные результаты в вокально-хоровом развитии детей. В работе с детьми нами широко используется методы Л.В. Горюновой: «метод создания композиций», «метод создания художественного контекста», направленные на сочетание разных видов музыкально-исполнительской деятельности и дающие возможность учащимся исполнять музыку в интеграции с другими видами искусств.

Интегративный характер музыкально-эстетической деятельности (вокально-хоровой, музыкально-пластической, музицирования на простейших инструментах) способствует разностороннему развитию учащихся, приобщает к мировым культурным ценностям и содействует росту творческих способностей. Занимаясь с учащимися ритмикой и танцевальной пластикой, подбирая танцевальные движения, способствующие раскрытию музыкального образа, придумывая инсценировки песен, современный руководитель детского вокального ансамбля выступает в качестве хореографа. Как актеру и режиссеру ему интересно театрализовать вокальное исполнение детей, создать сценический имидж, программу концертных выступлений и т.д. Продумывая модели сценических костюмов, занимаясь их пошивом, приобретая ноты, музыкальные инструменты, координируя план концертно-исполнительской деятельности в школе и за пределами школы: выступления в детских реабилитационных центрах, на телевидении, центрах творчества, различных конкурсах, музыкальных лекториях педагог-музыкант исполняет роль менеджера. В целом, современный руководитель вокального ансамбля аккумулирует в себе различные роли: актера, режиссера, исполнителя, организатора, хореографа, менеджера, которые требуют от педагога-музыканта высокой творческой активности, самосовершенствования и самообразования.

Такими образом, творческая активность является важным, необходимым качеством руководителя детского коллектива, которое позволяет прогрессивно развиваться, успешно справляться с решением воспитательных задач и достигать вершин в творческой деятельности. Перефразируя слова В.Г. Ражникова о том, что личность ученика развивает только развивающаяся личность учителя, можно констатировать, что творческую личность школьника развивает только личность педагога, способная к творческой активности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

2. Арчажникова, Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.

3. Еникеева, А.Р. Детский фольклорный музыкальный коллектив как оптимальная форма реализации воспитательного потенциала этнокультурныэтнокультурных традиций / А.Р. Еникеева // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: материалы IV Междунар. научно-практич. конференции – Таганрог, 2009. – С. 223–226.

УДК 374.31

Н.В. МИШИНА

Детская школа искусств им. М.А. Балакирева, г. Казань

З.М. ЯВГИЛЬДИНА

Казанский федеральный университет, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.84.207 (0.008 с.)