Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностно-содержательная характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОНЯТИЯ «ИНТЕРЕС К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ» Аннотация. Статья раскрывает сущностно-содержательную характеристику понятия «интерес к академической музыке». Проводится анализ, характеристика, определение видов понятия «интерес», а также рассматриваются существующие методики по определению уровня развития интереса. Выделены основные направления реализации системной работы по приобщению населения к академической музыке, основанные на базе «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации». Abstract. The article reveals the essence-content characteristics of the concept of “interest in academic music”. It presents the analysis, characterization, identification of types of "interest" concept and discusses the existing methodology for determining the level of interest. The basic directions of the system work in engaging the population to academic music, based on the basis of the “Concept of development of concert activities in the field of classical music in the Russian Federation”. Ключевые слова: академическая музыка, интерес, интерес к академической музыке, музыкальный интерес. Key words: academic music, interest, interest in the academic music, musical interest.
Музыкальное искусство является важнейшей составляющей духовной культуры человека. Основной задачей музыкального просветительства является приобщение широких слоев населения к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, большую часть из которых составляет академическая музыка. Обязательным условием в этом процессе является развитие интереса к данному виду искусства, тесно связанному с формированием музыкально-эстетического сознания, а также составляющему ядро музыкальной культуры личности. Исследование психолого-педагогических аспектов развития интереса к музыкальной культуре потребовало подробного рассмотрения основных его компонентов, базовым среди которых было взято понятие «академическая музыка». В настоящем исследовании оно было изучено на основе нормативного документа «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации». В нем академическая музыка определена как «совокупность музыкальных жанров профессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры» [4: 4]. Для определения введенного нами понятия «интерес к академической музыке» была рассмотрена сущностно-содержательная характеристика его компонентов, одним из которых является «интерес». В справочной литературе «интерес» рассматривается как: внимание, возбуждаемое по отношению к кому-либо или чему-либо важному, полезному или кажущемуся ему таковым [3: 636]; особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять что-либо [8: 944]; внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо или чему-либо [5: 868]. Таким образом, в данных источниках «интерес» рассматривается как проявление внимания к кому-нибудь или чему-нибудь важному. В философской литературе понятие «интерес» трактуется как: «реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т. д. – участвующими в этих действиях индивидами, социальными группами, классами» [10]; «понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом» [11: 445]; причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их социальное поведение. Таким образом, в философской науке интерес рассматривается как причина, нечто важное побуждающее индивида (группу, коллектив или общество в целом) к совершению каких-либо действий для достижения своих целей. В литературе по психологии понятие «интерес» рассматривается как: потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане [7: 672]; эмоционально окрашенная установка, направленность на какую-либо деятельность или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к предмету [2]; эмоционально насыщенное выборочное отношение к предметам и явлениям действительности [6: 256]. В педагогической науке интерес рассматривается как: «одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете, активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [9: 208]. Выделяют разные виды понятия «интерес», который может быть: эстетическим, профессиональным, читательским, спортивным (В. Иванов), материальным, общественным, устойчивым/неустойчивым, активным/пассивным, прямым/косвенным (Ю. Казаков, Г. Золотарев). Существование разных точек зрения на содержание понятия «интерес» зависит от круга изучаемых проблем и явлений. Например, О. Гришукова в своей статье «Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» демонстрирует целую таблицу классификаций данного понятия. Так, по мнению автора «интерес» классифицируется по степени общности (индивидуальные, общественные, групповые), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно, на основе разработанной программы), по возможности осуществления (реальные, мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного отношения (прогрессивные, реакционные, консервативные). В исследованиях других авторов (А. Ковалев, Я. Коломинский) виды «интереса» могут отличаться в соответствии с иными показателями, например, по своему содержанию, принадлежности к различным областям познания и деятельности – это интерес к литературе, математике, истории; интересы научные, технические, спортивные, музыкальные. Обобщение результатов разноаспектного теоретического анализа исследуемого понятия позволяет выделить следующие положения: интерес представляет форму сложного образования, которая определяет положительную познавательную направленность личности определенного объекта; существенными признаками интереса являются: устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту; значимость объекта для личности; желание глубже ознакомиться с данным объектом; как качество личности интерес оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций и процессов (мышления, памяти, внимания обучаемого), обеспечивает успешное овладение необходимыми навыками, способствует гармоничному развитию личности; интересы личности развиваются в процессе активной познавательной деятельности [1]. В нашем исследовании мы будем опираться на «интерес» как понятие духовной направленности, которое согласно исследованиям А. Байтамировой представляет «мотивы роста, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал» [1]. Интерес к музыке рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И. Джидарьян, О. Радынова, Н. Черноиваненко, Р. Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Н. Киященко, Н. Лейзеров). Интерес как первооснова музыкального воспитания и обязательное условие занятий музыкой рассматривается многими музыкантами. Интерес к музыке является ядром педагогической концепции Д. Кабалевского. В ней воспитание интереса ставится центральной задачей музыкального развития школьников, он является обязательным условием для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкой своих воспитательных, познавательных и других функций. Музыкальный интерес определяется как интегративное качество личности, содержанием которого является осознанное положительное отношение к музыке на базе новых знаний и умений, полуженных непосредственно в музыкальной деятельности при непосредственном участии компетентного педагога (Ю. Таланова, Т. Плеснина). Музыкальный интерес – определенное мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой для динамичного развития музыкально-творческих способностей и личностных качеств, и ведет к культурному обогащению личности [4: 235]. Он реализуется в процессе определенной деятельности – это восприятие музыки, ее исполнение и сочинение. В то же время музыкальный интерес является своеобразным, «познавательно – эмоционально – волевым сектором» (Е. Бурлина) такой деятельности. По мнению Ю. Хаустовой музыкальный интерес рождается на основе взаимодействия трех элементов: возникновения потребностей, осознания предмета и формирования волевого действия. Всестороннее рассмотрение характеристики понятия «интерес» позволило сформулировать определение базового понятия исследования «интерес к академической музыке» как стремление человека, связанное с желанием обогатить и расширить свой жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал путем обращения к жанрам профессионального музыкального искусства возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ. В Российской федерации системная работа по приобщению населения к академической музыке реализуется в двух направлениях: - повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства, создание установки на необходимость приобщения людей к этой сфере; - использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных категорий населения, прежде всего, детей и юношества [4: 21]. Концепция предполагает в программах дошкольных учреждений и общеобразовательных школ увеличение времени, отводимого на занятия музыкой, включая хоровое пение; сотрудничество с общеобразовательными школами, в том числе детскими музыкальными школами и школами искусств. «В деятельности концертных организаций серьезное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки с использованием различных форм (открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации и т.д.)» [4: 22]. В последние годы важным направлением филармонической работы становится создание виртуальных концертных залов для показа концертов академической музыки. Использование интернет ресурсов дает возможность филармониям обеспечивать показ концертов академической музыки, осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции. При этом «наряду с содействием приобщению населения к профессиональному академическому музыкальному искусству необходимо содействовать развитию любительских коллективных форм творческой деятельности как среди детей и молодежи, так и среди прочих возрастных категорий граждан» [4: 2]. Таким образом, интерес к музыке у подрастающего поколения развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется, если музыкальное звучание приобретает для человека субъективное значение, т.е. личностный смысл. Музыкальный интерес обращен к ценностной сфере личности молодого поколения. Именно интерес к академической музыке выступает предпосылкой становления таких элементов музыкально-эстетического сознания как эстетическая потребность, вкус, представления о красоте (идеал) и способствует формированию основ музыкальной культуры подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА 1. Байтамирова, А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» / А.Т. Байтамирова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 4. – С. 116–118. 2. Варшава, Б.Е. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б.Е. Варшава, Л.С. Выгодский // Psyho.ru: [web-сайт]. – 2010–2013. – URL: http://www.psyho.ru/dictionaries/bolshoj-psixologicheskij-slovar/interes/ (Дата обращения 03.10.2016). 3. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка: справ. пособие / Т.Ф. Ефремова. – М.: Дрофа, 2000. – 636 с. 4. Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации от 24.11.2015 года № 2395-р [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/20774/ (Дата обращения 03.10.2016). 5. Кузнецова, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецова. – 1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998. – 868 с. 6. Левитов, Н.Д. Психология: справ. пособие / Н.Д. Левитов. – М.: Высшая школа, 1964. – 256 с. 7. Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2005. – 672 с. 8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: справ. пособие / С.И. Ожегов. – М.: ИТИ Технологии, 2012. – 944 с. 9. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. 10. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского и др. – М., 1977. – 365 с. 11. Фролов, И.Т. Философский словарь: справ. пособие / И.Т. Фролов. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с. УДК 7.067 Л.В. РУБЧЕНКО Луганская государственная академия культуры и искусств им. М. Матусовского, г. Луганск
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.007 с.) |