К проблеме использования музыкальных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К проблеме использования музыкальных



ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация. В статье рассматривается роль музыкальных телевизионных передач в современном социуме. Автор определяет возможности их использования в образовательном процессе и специфику освоения будущими учителями музыки навыка применения данного потенциала в профессиональной деятельности.

Abstract. The article discusses the role of music television in modern society. The author defines the possibility of their use in the educational process and the specifics of future music teachers skill of using this potential in their professional activities.

Ключевые слова: музыка, музыкальные телевизионные передачи, музыкально-образовательный процесс, процесс подготовки будущих учителей музыки.

Keywords: music, musical TV shows, musical-educational process, process of preparation of future music teachers.

 

Сегодня на современного человека постоянно обрушивается мощный поток разной информации и чтобы сориентироваться в ней, выбрать нужную, найти источники ее уточнения или дополнения необходима определенная готовность выполнять соответствующие действия (воспринимать, анализировать, сравнивать и т. д.). Если речь идет о молодых людях, подростках или детях, то они подчас демонстрируют незаурядные способности пользоваться техническими средствами, позволяющими осуществить восприятие явлений (в том числе и художественных), добыть требуемые сведения, расширить возможности быстрее их понять и запомнить. Но нередко интересы подрастающего поколения отличает ограниченность, направленность на развлекательность и поверхностность воспринимаемой информации. В частности, это относится к музыке, которая занимает лидирующее положение среди других видов искусства по распространенности в социуме, где она выполняет не только изначально заложенные в нее функции, но и сопровождает как фон различные виды деятельности людей, проникла и укрепилась в нехарактерных, новых областях коммуникаций. Причиной тому служит ее большой потенциал воздействия на психику и эмоции человека, что усиливает остроту восприятия обобщаемой с музыкой информации. Ярким примером вариантов такого рода синтеза является ее реализация на телевидении, где музыка представлена не только как самостоятельный вид искусства.

В свое время выдающийся режиссер М.И. Ромм писал: «Я не сомневаюсь, что в ближайшие десятилетия телевизор займет прочное место в области духовной культуры человечества» [3: 244]. Справедливость этих слов доказала новейшая история цивилизации. Технический прогресс обеспечил развитие телевизионной индустрии, повсеместную доступность телевизионных трансляций, повышение качества воспроизведения материала и расширение возможностей приобретения гражданами телеприемников. Не случайно культуролог К.Э. Разлогов утверждает: «социокультурная роль телевидения в полной мере обнаружила себя в тот период, когда телевизионная аудитория из точечной или экспериментальной превратилась достаточно быстро в массовую, а затем – всеобщую» [2: 57]. Войдя в жизнь большинства людей, телевидение стало их спутником постоянным и повсеместным, заняв свою нишу и в сети Internet. Это говорит о востребованности результатов теледеятельности в обществе и формировании своеобразной коммуникативной культуры – культуры зрителя и слушателя телевизионной информации, в том числе и музыкальной.

Следует отметить, что музыка на телевидении является не только центральным предметом восприятия, но и частью или фоном немузыкальной информации, связкой отдельных сегментов процесса трансляции и т. д. Однако выполнение такой функции музыкой приучает телезрителя к ее легковесному, бездумному, неглубокому восприятию, которое в большей или меньшей степени распространяется впоследствии и на те формы коммуникаций с музыкой, которые требуют вслушивания, анализа, оценки. В данном случае телевидение подчиняется тезису, что «чрезвычайно обширный телевизионный инструментарий призван решать задачи воздействия на восприятие телезрителя, на его сознание и психоэмоциональную сферу» [4: 3]. Однако реализация такого воздействия может стать сильным и ярким для восприятия, но оно не будет гарантированно развивать в нужном направлении телезрителя-слушателя, и происходящие у него изменения не смогут совершенствовать его музыкальную культуру (в высоком понимании данного понятия). Надо признать, что очень мало телевизионных каналов («Культура», «VH1 Classik», «Просвещение», «Ля-минор», «Образование» и др.) ставят перед собой в качестве главных цели, созвучные музыкально-образовательному процессу, а остальные закономерно видят ведущими финансовые и рейтинговые задачи, соответствующие своему статусу коммерческих организаций или функционирующих на принципе самоокупаемости. Но, к сожалению, именно последние наиболее востребованы в обществе. Следовательно, педагог должен актуализировать образовательный потенциал телемузыки этих каналов и поставить ее на службу решения своих профессиональных педагогических задач.

Так, учитывая, что программа телепередач, включающая концерты, фильмы, конкурсы, информационные сюжеты, ток-шоу и т. д., и их общее содержание обычно известны заранее (в частности, посредством рекламы), они способны стать планируемым учебным материалом процесса непрерывного музыкального образования подрастающего поколения. Еще более широкие в данном контексте возможности у прошедших эфиров, к которым есть доступ в Internet. Например, учитель музыки может сформулировать конкретные задания для школьников, связанные с транслируемой по телевидению музыкой, тем самым сосредоточив на ней внимание детей и сделав общение целенаправленным. Выполнение этих заданий обычно вызывает повышенный интерес учащихся, поскольку требует, в частности, восприятия музыки в условиях, характерных для их отдыха; просмотра телевещания, что противоречит обычным установкам взрослых об ограничении таких действий и т. д. Результаты проделанной работы школьников могут использоваться учителем на уроках и в воспитательных мероприятиях, закрепляя полученные знания и опыт. В целом указанная организация деятельности повышает уровень качества общения детей с музыкой и формирует желание повторных аналогичных коммуникаций. Положительным надо считать и то, что выполнение заданий может реализовываться при участии родителей (контролироваться, обсуждаться, дополняться и т. д.), которые обычно с интересом включаются в данный процесс. Такое взаимодействие позволяет усилить его целенаправленность и в дальнейшем актуализировать задачи этого процесса при общении с музыкой, укрепить или наладить связи между всеми слушателями, способствовать развитию музыкальных предпочтений и культуры детей и родителей, влиять на формирование семейных традиций.

Сказанное выдвигает требование подготовки будущего педагога-музыканта к использованию в своей профессиональной деятельности потенциальных возможностей телевидения. В первую очередь сам студент должен научиться слышать музыку, оценивать музыкально-педагогический потенциал содержания телепередач и возможности его максимально продуктивного воплощения в образовательной практике. Опыт показывает, что формирование представленных компетенций целесообразно осуществлять комплексно, в рамках различных учебных курсов, с учетом специфики каждого из них. Так, на лекциях музыка на телевидении может служить иллюстративным материалом, а на практических занятиях ее применение получает более широкие перспективы. Например, при освоении музыкально-исполнительских дисциплин, логично включение обсуждений вопросов трактовки образной драматургии произведений и воплощения интерпретаций в транслируемых по телевидению исполнениях. Здесь является важным обоснованность и практико-ориентированная направленность даваемых студентом оценок. Приобретению этой компетенции способствует параллельное овладение навыком учебного аннотирования музыкальных сочинений, который подразумевает исторический, теоретический и исполнительский анализ произведений, а также в условиях «процесса музыкально-педагогической подготовки к указанным способностям прибавляется еще и освещение методической стороны деятельности, связанной с профессионально актуальным аспектом адаптации исследуемого сочинения в практику учителя музыки» [5: 132]. Обеспечиваемая таким образом обоснованность даваемых студентами оценок способствует развитию не только исследовательских навыков, но и переводит их в прикладную плоскость, помогая увидеть и реализовать возможности педагогизации музыкально-социальной среды.

Надо отметить, что целенаправленная учебная работа с музыкой, звучащей на телевидении, знакомит студентов и с различными формами организации ее исполнения, которые видоизменяются со временем или связаны со сменой канала вещания, могут совсем уходить из эфира или вновь появляться в нем. Это обусловлено разным или меняющимся уровнем популярности передач среди телезрителей, к числу которых относится и подрастающее поколение. Так, появившаяся в 2002 году «Фабрика звезд», довольно быстро получила свое продолжение на уровне отдельно взятых учебных заведений, районов городов и т. д. Но сегодня мы видим, что в той же позиции находится музыкальный конкурс «Голос», премьерный показ которого состоялся 5 октября 2012 года. Поскольку повышенный интерес, проявляемый к музыкальным программам телевизионной аудиторией, может стимулировать желание обучающихся выполнять связанные с их трансляциями задания, то музыканту-педагогу надо использовать этот потенциал. Более того, положительный эффект имеет расширение круга используемых телепередач за счет тех, в которых звучит классическая музыка («Большая опера», «Большой конкурс» и т. д.) или демонстрируют исполнительское мастерство юные музыканты («Щелкунчик», «Синяя птица», «Голос. Дети» и т. д.).

Педагог должен внимательно просматривать музыкальные телепередачи, с позиций профессии анализировать их содержание и организацию, выявлять степень перспективности применения на практике и оптимальные условия реализации. Народный артист СССР, профессор И.Д. Кобзон, говоря о телепроекте «Голос», указывает, что «это больше, чем конкурс, это учебный процесс» [1]. Присутствие обучающего начала расширяет потенциал телепередачи и любой музыкант-педагог должен не только определять его наличие, но и уметь использовать в трудовой деятельности. Для будущего учителя музыки важно в ходе обучения освоить представленные действия, минимизировать под контролем преподавателя возможность совершения ошибок при их выполнении, сформировать устойчивый интерес к изучению музыкальной жизни общества, которая проявляется в том числе и в общении с музыкой, звучащей на телевидении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раевская, М. Иосиф Кобзон о проекте «Голос» / М. Раевская, Н.Дунаева // Вечерняя Москва от 22.12.2012. – URL: http://vm.ru/news/2012/12/22/iosif-kobzon-o-proekte-golos-176350.html (Дата обращения 25.10.2016).

2. Разлогов, К.Э. Пришествие телевидения / К. Э Разлогов // Искусство кино. – 1997. – №2. – С. 56–58.

3. Ромм, М.И. Беседы о кино / М. И. Ромм / сост. Л. Белова. – М.: Искусство, 1964. – 370 с.

4. Чикирис, А.Г. Телевизионное вещание. Формирование зрительского восприятия: автореферат дис.... канд. искусств. (17.00.03) / Чикирис Андрей Геннадьевич. – М., 2007. – 25 с.

5. Чинякова, Н.И. Учебное аннотирование музыкальных произведений как педагогическая проблема / Н.И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – №4. – С. 130–134. – URL: http://www.online-science.ru/m/products/pedagogical_sciense/gid557/pg0/(Дата обращения 25.10.2016).


УДК 374.1

С.В. КАРКИНА

Казанский федеральный университет, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.)