Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На занятиях «музыкальное воспитание»

Поиск

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема музыкального воспитания студентов-актеров в системе среднего профессионального образования. Особое внимание уделено индивидуальной работе с учащимися. Автором предложены упражнения для развития музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний.

Abstract. This article discusses the problem of musical education the students-actors in the system of secondary vocational education. Special attention is paid to individual work with students. The author offers exercises to develop an ear for music and music-theoretical knowledge.

Ключевые слова: музыка, воспитание, грамота, пение, упражнение, интонация, анализ.

Key words: music, education, literacy, singing, exercise, intonation, analysis.

 

Роль искусства в воспитании подрастающего поколения чрезвычайно велика. Музыкальное воспитание – это часть эстетического воспитания. Изучение теоретических основ музыки, проводимое в тесном контакте с развитием музыкального слуха, способствует воспитанию общей культуры. Среди различных трудов, посвященных вопросам музыкальной грамоты, следует выделить учебное пособие Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте» [8]. Ценность данной работы заключается в том, что в пособии впервые краткие теоретические формулировки сопровождаются нотными примерами и заданиями для учащихся с максимальной наглядностью. Другое практическое руководство, в котором в доступной форме даются основы теории музыки, является работа С. Максимова «Музыкальная грамота» [3]. Среди изданий последних лет, следует отметить справочные пособия Н. Пановой «Конспекты по элементарной теории музыки» [6] и В. Астаховой «Музыкальная грамота» [1]. В 2015 году появилось новое учебное пособие Е. Ларионовой композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза композиторов России, педагога Российской Академии Театрального Искусства ГИТИС «Теория музыки. Практический курс музыкальной грамоты. Ответы на вопросы. DIGEST. Интенсивный курс для театральных вузов» [2]. Заявленный автором жанр DIGEST подчёркивает современность и эффективность способа подачи материала.

Одной из основных задач дисциплины «Музыкальное воспитание» в колледже культуры и искусств г. Елабуги по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» является приобретение начальных теоретических знаний о выразительных средствах музыкального искусства. Учебная дисциплина состоит из двух частей. Первая часть посвящена изучению элементов музыкального языка, вторая часть рассматривает основные этапы развития музыкальной культуры и творчество выдающихся композиторов. Изучение курса рассчитано на четыре семестра. В данной статье раскрывается содержание материала второго курса, который является базовым для развития музыкального слуха и музыкально-теоретических знаний.

Знание музыкальной грамоты необходимо для сознательного восприятия музыки. За период обучения в течение третьего и четвёртого семестров, студенты должны освоить основные средства музыкальной речи: музыкальный звук, лад, тональность, метроритмическую организацию музыки, интервалы, аккорды, строение музыкального произведения. По окончании курса «Музыкальное воспитание» обучающиеся должны знать свойства звуков, уметь записывать ноты, ключи, знаки альтерации, паузы; знать названия октав, регистров фортепианной клавиатуры; знать структуру мажорного и минорного ладов, устойчивые и неустойчивые ступени лада; мажорные и минорные тональности до трех знаков при ключе. В процессе обучения учащиеся также осваивают метроритмические элементы: длительность звуков и пауз, простые и сложные размеры и особенности группировки в них, схемы дирижирования в двух и трёхдольных размерах и запоминают наиболее употребительные темпы.

По нашему мнению, для прочного закрепления теоретических понятий обязательны упражнения на фортепиано. Для студентов-актеров игра – это неимоверная радость, так как они не имеют музыкальной подготовки и с большим удовольствием осваивают фортепианную клавиатуру. Можно предложить следующие упражнения на фортепиано:

- игра ступеней в разных регистрах;

- игра мажорных и минорных гамм различных видов в тональностях до трёх знаков при ключе;

- игра мелодических и гармонических интервалов в пределах октавы;

- игра аккордов (мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучий);

- игра главных трезвучий лада;

- игра мелодий с листа для подвинутых учащихся;

- подбор простых мелодий на слух для желающих студентов, в форме домашнего задания.

В результате изучения учебной дисциплины «Музыкальное воспитание» обучающийся должен уметь:

- читать с листа одноголосные несложные музыкальные примеры;

- определять на слух элементы музыкального языка (ритм, лад, характер музыки, отдельные мелодические обороты).

Эффективным способом развития музыкальности, эмоциональности, творческой фантазии является пение по нотам. Осмысленное, выразительное пение по нотам может стать важнейшим элементом музыкального воспитания. Музыкальный материал должен подбираться в соответствии с тематическим планом (народные песни, песни и романсы русских и татарских композиторов). Материал курса излагается концентрически, то есть в порядке постепенного усложнения интонационных и ритмических трудностей. Отличительной особенностью предмета является объединение музыкальной грамоты и сольфеджио, на материале которого учащиеся практически закрепляют пройденные теоретические положения. При этом главной задачей преподавателя является связь осваиваемых теоретических положений с музыкой, с живым звучанием (последнее, особенно эмоционально воспринимается студентами). Следует отметить, что для выразительного пения важна связь между дисциплинами, выполняющими определенные задачи. Это – ясная, четкая дикция, отрабатываемая на уроках специальных дисциплин, владение элементарными певческими навыками, приобретаемыми на занятиях сольного пения.

Одним из недостатков при пении у некоторых студентов является нечистая интонация, которым для устранения дефекта предлагаются индивидуальные задания. «Индивидуальный подход к каждому своему ученику, умение найти общий язык с каждым из них, уважение к его личности и способностям – всё это требует от педагога большой гибкости и обогащает его самого как специалиста» [4: 64]. Внутренний музыкальный слух – это музыкальная способность. Внутренний музыкальный слух складывается из способности мысленного представления отдельных музыкальных звуков, одноголосных мелодий.

Автором данной статьи предлагается ряд интонационных упражнений, с которых следует начинать работу учащимся с удовлетворительным слухом:

- играется звук в удобном для пения регистре, учащийся повторяет его по памяти;

- играется несколько звуков в удобном регистре, студент поет один из выбранных по заданию педагога: первый, третий т.д.;

- дается упражнение на запоминание и представления звуков тонического трезвучия (I-III-I, I-III-V, I-V-I, V-III-I);

- выполняется упражнение на разрешение неустойчивых звуков в устойчивые (VII-I, II-I, IV-III, VI-V, VII-I);

- интонируется гамма с аккомпанементом преподавателя;

- разучивается мелодия с аккомпанементом преподавателя.

Эти упражнения способствуют развитию представления и воспроизведения звуков. Главное внимание следует уделить выработке представления основного тонического звука – I ступени. Если учащийся овладел навыком представления тоники лада, необходимо перейти к освоению ладового значения ступеней. Перечисленные упражнения развивают не только координацию мелодического и гармонического слуха, но и придают уверенность при пении, а также выравнивают интонацию. Особо отметим, необходимость индивидуальной работы каждого студента по развитию внутреннего слуха. Работа с коллективом в десять-двенадцать человек не может быть продуктивной. Обучающийся должен понять, что дефекты слуха трудно поддаются исправлению, поэтому роль самостоятельной работы крайне важна.

Все теоретические знания учащихся должны быть направлены на анализ нотного текста. Сольфеджируя мелодию, студент обязан проанализировать её:

- определить тональность произведения;

- сделать структурный анализ мелодии (предложения, фразы, мотивы);

- выполнить анализ интервального строения мелодии;

- объяснить появление случайных знаков альтерации.

Материалом для пения по нотам может служить Сборник одноголосных упражнений разных авторов составитель В. Соколов [5] и мелодии из сборника Сольфеджио (ч. I) Б. Калмыкова и Г. Фридкина [7]. По убеждению автора, любой вид работы на занятии улучшает слух. Однако, при этом важна системная работа для достижения определенных результатов. Основными формами работы на уроке «Музыкальное воспитание» являются:

- изложение теоретического материала;

- закрепление интонационными упражнениями и примерами для сольфеджирования из музыкальной литературы;

- блиц-опрос по пройденным темам.

Без опроса преподаватель не может оценить успешность своей работы. Цель опроса – продолжение обучения. Изучение дисциплины «Музыкальное воспитание» должно развивать мышление студентов, учить их творчески использовать полученные знания в своей профессии. «Педагог сам учится в процессе работы, трудные ученики дают ему часто больше поводов для размышления. Роль мастерства – это и есть педагогический опыт» [4: 64].

В заключение целесообразно раскрыть один из секретов педагогического мастерства актрисы, театрального режиссёра, педагога, доктора искусствоведения Марии Осиповны Кнебель: «Нет такого ученика, нет такой ситуации, которая не таила бы в себе возможности чему-то научиться. И так же, как человек живой и талантливый черпает знания и опыт всюду, так и для педагога его ученики являются сокровищницей, в которой он черпает новые мысли, задачи, проблемы» [Цит. по: 4: 64].

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова, В.И. Музыкальная грамота: Популярный справочник для тех, кто учится играть на гитаре, фортепиано, баяне и других музыкальных инструментах / В.И. Астахова. – Минск: Букмастер, 2014. – 48 с.

2. Ларионова, Е.В. Теория музыки. Практический курс музыкальной грамоты. Ответы на вопросы. DIGEST. Интенсивный курс для театральных вузов / Е.В. Ларионова. – М.: Издательство «Композитор», 2015. – 47 с.

3. Максимов, С.Е. Музыкальная грамота. 3-е изд., доп. / С.Е. Максимов. – М.: Музыка, 1979. – 175 с.

4. Мясоедова, Н.С. Музыкальные способности и педагогика: Пособие для начинающих педагогов-музыкантов / Н.С. Мясоедова. – М.: Прест, 1997. – 80 с.

5. Начальное сольфеджио. Сборник одноголосных упражнений разных авторов / Сост. В. Г. Соколов. - М.: Музыка, 1969. – 86 с.

6. Панова, Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки: Справочное пособие для учащихся музыкальных школ / Н.В. Панова. – М.: Московская государственная консерватория, 1997. – 87 с.

7. Сольфеджио: Часть 1. Одноголосие / Сост. Б.В. Калмыков, Г.А. Фридкин. – М.: Музыка, 2016. – 176 с.

8. Фридкин, Г.А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: Учебное пособие / Г.А. Фридкин. – М.: Музыка, 2014. – 296 с.


УДК 378.14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.008 с.)