Проблема использования музыкально- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема использования музыкально-



КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ В ДМШ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования в содержании музыкального образования, ресурсов современных информационных и компьютерных технологий, как одного из механизмов его модернизации.

Abstract. In the article the problem of the use is examined in maintenance of musical education, resources of modern information and computer technologies, as one of mechanisms of his modernisation.

Ключевые слова: музыкальное образование, процесс обучения, компьютерные технологии, музыкально-компьютерные программы.

Key words: musical education, process of educating, computer technologies, musically-computer programs.

 

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы представляет собой ряд мер направленных на адаптацию системы образования к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России. Реализация основных направлений и задач концепции позволит создать систему образования, ориентированную на новые образовательные результаты [1].

В настоящее время одним из важнейших направлений развития системы образования России является обеспечение разностороннего развития ребенка в процессе обучения. В связи с этим, деятельность различных видов учреждений системы отечественного образования, в том числе учреждений дополнительного образования, направлена на решение данных задач. В данных учреждениях музыкальной направленности формируются музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности детей; эмоционально-личностное и творческое отношение к различным видам музыкальной деятельности и т.д.

На сегодняшний день в музыкально-образовательный процесс системы дополнительного образования всё активнее внедряются информационные компьютерные технологии. Это оснащение классов современными компьютерами со специальным программным обеспечением, различными мультимедийными устройствами, интерактивными досками, плазменными телевизорами и т.д.

В Новом словаре методических терминов и понятий под редакцией Э.Г.Азимова и А.Н.Щукина понятие «информационные технологии» - это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины, данные (информация) об объектах или процессах. Обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретных информационных технологий [2: 90].

Использование информационных и компьютерных технологий в обучении становится одним из наиболее стабильных направлений развития образовательного процесса на сегодняшний день. Благодаря применению современных технических средств повысить мотивацию ученика к обучению стало намного легче и эффективнее. Использование информационных и компьютерных технологий в обучении значительно облегчает и ускоряет процесс усвоения материала, сокращая при этом начальный этап приобретения навыков и их теоретического осмысления; снимает некий барьер между педагогами и учениками; увеличивает время активной самостоятельной деятельности учащихся. На фоне такого способа получения знаний создаются позитивные факторы:

· учащемуся становится легче понимать пройденную тему;

· появляется мотивация к познанию изучаемого материала;

· минимизируется время обучения;

· полученные знания сохраняются в памяти на более длительный срок.

Как отмечает исследователь Т.В. Свитова: «Информационные технологии в музыкальном искусстве и педагогике – требование нового времени. Интеграция содержания музыкального образования с ресурсами новых информационных технологий является одним из механизмов его модернизации» [3: 550].

Сформировать и развить у подростков устойчивый познавательный интерес к занятиям музыкально-теоретического цикла – непростая задача, стоящая перед преподавателем ДМШ. Для этого необходимо сделать урок настолько насыщенным и занимательным, чтобы он вызывал необычайный интерес учащихся к учебному процессу и способствовал созданию положительно-эмоциональной атмосферы, а также раскрытию и развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно благодаря такой позитивной обстановке создаются все предпосылки к полному пониманию пройденного материала. Согласно современным образовательным критериям, сегодня учащимся необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.

Так, ведущий российский эксперт в области электронной музыки И.М. Красильников рассматривает возможности использования компьютерных технологий на музыкально-теоретических дисциплинах в ДМШ по следующим трем позициям:

· обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;

· поддержка контроля знаний и навыков;

· организация различных форм креативной деятельности [4].

Возрастающая роль компьютерных и информационных технологий в сфере музыкального образования дало толчок к появлению такой дисциплины как «музыкальная информатика». И на сегодняшний день увеличивается число высших и средних музыкальных учебных заведений, ДМШ, где вводится этот предмет.

В связи с этим, говоря о всеобщей компьютеризации, одним из средств совершенствования традиционных методов музыкальной педагогики может стать внедрение в учебный процесс музыкально-компьютерных программ.

На сегодняшний день существует множество музыкально-компьютерных программ, ориентированных как на профессиональную деятельность музыкантов и композиторов в высших и средних музыкальных учебных заведениях, так и на совершенствование музыкально-теоретических знаний учащихся ДМШ, ДШИ.

В работе таких исследователей, как И.Б. Горбунова и А.В. Горельченко музыкально-компьютерные программы делятся на виды: электронный учебник; электронная музыкальная энциклопедия; библиотечные информационно-поисковые системы; тренинговые программы; компьютерные программы контроля знаний. А также классы: развивающие игры; обучающие игры; игры-эксперименты; игры-забавы; диагностические игры [5: 36].

Российский композитор и педагог И.М. Красильников, рассматривая музыкально-компьютерные программы, делит их на следующие группы:

· музыкальные конструкторы;

· автоаранжировщики;

· MIDI-секвенсеры;

· аудио-редакторы;

· виртуальные синтезаторы;

· нотные редакторы [6: 89].

Музыкальные компьютерные программы, как правило, имеют несколько направлений в образовательном процессе:

· Освоение теоретических знаний о музыке. Программы включающие в себя учебные разделы, в которых рассматривается: теория музыки, элементы музыкальной грамоты, музыкальные термины и т.д.;

· Развитие слуха и ритма. Программы, содержащие упражнения для слухового и ритмического диктанта, позволяющего тренироваться в определении и сравнение интервалов, гамм, аккордов, чтение ритма и мелодий;

· Развитие творческих способностей. Программы, нацеленные на освоение композиции, аранжировки или инструментовки.

Стоит подчеркнуть, что внедрение технических и программных средств не заменят полностью традиционные формы обучения, но, тем не менее, может повлиять на создание новых позитивных факторов в обучении, в частности, обеспечить эффективность самостоятельной работы учащихся.

Итак, использование информационных технологий, в частности обучающих музыкально-компьютерных программ в музыкальном образовании, дает возможность:

· активизировать развитие музыкального мышления, оптимизировать все виды слухового анализа, способствующее к эффективному освоению учебного материала;

· развивать практические навыки в такой области как композиция и аранжировка. Использовать возможности синтезатора или миди-клавиатуры с компьютером, в качестве поиска новых звучаний, всевозможных музыкальных форм, создание простейших аранжировок;

· применять компьютер и специальные программы для анализа музыкальных произведений (исследование и сравнение музыкальных стилей, жанров, музыковедческий анализ и т. д.);

· повысить качество преподавания. Использование обучающих тренажерных компьютерных программ на занятиях музыкально-теоретических дисциплин позволит усилить учебный процесс, а также сделать его полностью индивидуальным для каждого учащегося, что создаст положительную атмосферу для формирования интереса к музицированию;

· мобильность и простота в обращении современных обучающих музыкально-компьютерных программ позволяет восстановить потерянные навыки после длительного перерыва в обучении [7].

Расширение горизонта музыкальной деятельности путем внедрения музыкально-компьютерных программ в учебный процесс детской музыкальной школы на музыкально-теоретических дисциплинах позволит преодолеть узкопрофильную направленность обучения и будет способствовать развитию музыкальных способностей учеников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/4952 (Дата обращения 27.10.2016).

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

3. Свитова, Т.В. Педагогические инновации в очном и дистанционном обучении / Актуальные проблемы современной науки и образования / Т.В. Свитова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Том VII, ч.1. – Февраль, 2010. – С. 547 – 552.

4. Красильников, И.М. Какие компьютерные программы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? / И.М.Красильников. // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – №1 2014 - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/kakie-kompyuternye-programmy-nuzhny-dlya-priobshcheniya-detey-i-podrostkov-k, (Дата обращения: 26.05.2016).

5. Горбунова, И.Б. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: Учебное пособие / И.Б.Горбунова, А.В.Горельченко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 65 с.

6. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 207. – 496 с.

7. Апасов, А.А. Цифровые технологии как средство формирования обобщенных способов действия студентов в процессе музыкального творчества / А.А. Апасов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – URL (Дата обращения: 26.05.2016).

 

УДК 378.14.014

Н.И. ЧИНЯКОВА

Мордовский государственный педагогический

институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.016 с.)