Певческих традиций народов поволжья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Певческих традиций народов поволжья



Аннотация. В статье проводится педагогический анализ этнопевческих традиций в процессе постановки голоса. Даются практические и методические рекомендации по выработке вокальных навыков на примере использования мелодий народов Поволжья.

Ключевые слова: вокальные навыки, постановка голоса, этнопевческие традиции, вокальное искусство.

Abstract. In the article the pedagogical analysis of ethnic singing traditions in the process of voice training. Provides practical and guidelines for the development of vocal skills on the example of the use of melodies of the peoples of the Volga region.

Key words: vocal skills, voice training, ethnic singing tradition, vocal art.

 

Использование педагогического потенциала региональных этномузыкальных традиций в содержании учебных дисциплин является одним из значимых элементов в процессе профессиональной подготовки будущих музыкантов. Через теоретическое и практическое освоение основных жанров и закономерностей традиционного музыкального искусства происходит воспитание интереса и бережного отношения к фольклору как национальному и мировому достоянию.

Практический опыт обучения пению показывает, что наиболее доступным материалом для развития вокальных навыков являются народные песни. Их интонационный строй, особые мелодические обороты, неширокий диапазон и напевность способствуют развитию кантилены, естественного звукоизвлечения, ровности голоса, свободной и непринужденной манеры исполнения.

Об этом свидетельствуют научные исследования и вокально-методические разработки О.В. Далецкого [1], Л.В. Шаминой [3], Т.В. Шастиной [4] и др.

Так, О.В. Далецкий в своей работе показывает, что народные напевы очень удобны для пения, так как отвечают характерным особенностям человеческого голоса. Исследователь, изучив большое количество образцов народных песен, отличающихся по жанрам, музыкальным особенностям, локальным традициям, определил средний диапазон песен, который составляет довольно постоянную величину, удобную для необработанных голосов. Ученый приходит к выводу, что именно в народной песне находят отражение общие свойства и возможности певческого голоса, так как она в течение многих веков исполняется близкими по своим основным физиологическим свойствам голосами. В процессе перехода из поколения в поколение через голосовые аппараты огромного количества необученных певцов, народная песня как бы шлифуется, неизбежно утрачивая вокальные неудобства, отметая все, что противоречит естественной природе голоса [1: 243].

Методические принципы использования педагогического потенциала народных песен нашли свое отражение в трудах, сборниках и хрестоматиях, учебных пособиях, опубликованных в разные годы.

По мнению Л.В. Шаминой, формирование культуры певческого звука независимо от манеры пения должно соответствовать сложившемуся эстетическому идеалу вокального искусства. Поэтому обучение пению необходимо начинать с выработки вокальных навыков, заключающихся в освоении законов функции голосообразования: певческого дыхания, высокой певческой позиции, округления звука, единой манеры звукообразования на всем диапазоне голоса, подвижности артикуляционного аппарата, проточности и чистоты произношения гласных, филировки, мягкой атаки как основного приема «вхождения» в звук, ровного, кантиленного звуковедения и т.д. [3: 8]. При этом основная опора процесса постановки голоса должна осуществляться на объективные закономерности физиологического развития человеческого организма и общепедагогический принцип постепенности и последовательности в овладении певческим мастерством.

Согласованность в работе всех функций голосового аппарата достигается с помощью специальных упражнений для распевания, а также пения вокализов и исполнения художественного репертуара.

Важным элементом вокальной работы является включение в учебный репертуар вокализов – специальных произведений, обычно небольших пьес для развития голоса, исполняющихся на определенные гласные звуки или слоги, при этом имеющих законченную музыкальную форму и несущих определенное музыкальное содержание. Как правило, вокализы используются в качестве переходного материала от упражнений-распевок к художественным произведениям.

Для развития вокальных навыков в учебной практике широкое распространение получили вокализы Ф. Абта, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, Д. Ламперти, Б. Лютгена, М. Маркези, Г. Панофки, Г. Шарфа, М. Мирзоевой, И. Вилинской и многих других авторов. Вокализы предназначены определенным типам голосов, ориентированы на развитие различных видов вокальной техники, составлены по степени трудности и подготовленности учеников.

Успешному решению вокальных проблем в процессе постановки голоса способствует введение в вокально-педагогический репертуар народных песен, в том числе использование их в качестве вокализов.

В настоящее время работе с этнопесенным материалом уделяется достаточно большое внимание среди музыкантов-исследователей и педагогов-вокалистов: издаются учебно-методические пособия на основе традиционной музыки, которые дают возможность обучающимся окунуться в процесс познания фольклорных певческих традиций.

В частности, автором данной статьи издано учебно-методическое пособие «Вокализы на основе мелодий народов Поволжья» [2]. Данная методическая разработка позволяет включить в репертуар обучающихся вокалистов песни коренных этносов Среднего Поволжья – татар, русских, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, используя их в качестве вокализов. Певческие традиции разных народов Поволжья отличаются самобытностью и неповторимостью, но при этом, музыкальная система каждого этноса содержит немало общезначимых черт, исходящих из универсальных эстетических категорий слухового восприятия и музыкального мышления, а также схожих условий исторического, социального, экономического развития на едином территориальном пространстве.

Важной стороной данного пособия является то, что оно выступает одной из форм знакомства с этнопевческой культурой Среднего Поволжья. Это дает возможность учащимся, незнакомым с певческими традициями региона, вникнуть в интонационный строй и освоить некоторые особенности народной музыки поволжских этносов. С другой стороны, для учащихся, воспитанных на традиционном мелосе, данные вокализы могут стать переходным этапом к освоению интонационно-гармонических свойств классической и современной вокальной музыки.

Представленный в сборнике музыкальный материал, направленный на сознательное овладение различными видами вокализации, элементами вокальной техники, позволяет работать над развитием таких певческих навыков как правильное голосообразование, ровное голосоведение, кантилена, четкая дикция, опора звука и т.д., что, несомненно, сможет способствовать успешному решению вокальных проблем в процессе постановки голоса.

Содержание учебно-методического пособия включает двадцать пять нотных примеров вокализов в сопровождении фортепиано, при этом каждому номеру соответствуют методические указания и рекомендации преподавателям и студентам, также приводится список специальной литературы и информационных ресурсов, даются тексты песен. Фортепианное сопровождение написано в облегченном варианте, что позволяет учащимся работать над вокализами самостоятельно.

Вокализ № 1 написан на основе чувашскойнародной песни «Алран кайми аки-сухи» – «Песня о сохе и плуге» (Нотный пример 1).

Нотный пример 1. Вокализ 1. Такты 1 – 16.

 

Распевная протяжная мелодия, звучащая в медленном темпе, включает большие интервалы и требует широкого певческого дыхания, хорошей опоры звука. Особую трудность представляет переменный размер песни, характерный для чувашской народной музыки с чередованием четного и нечетного ритма по тактам. Вокализ предназначен всем типам голосов для укрепления среднего регистра диапазона, рекомендуется исполнять с названиями нот.

Чувашские народные песни использованы также при написании вокализов № 2 («Ан авӑн, шӗшкӗ» – «Не гнись, орешник»), № 6 («Веҫ, веҫ, куккук» – «Лети, лети, кукушка») и № 10 («Кай, кай Ивана!» – «Выйди, выйди за Ивана!).

Этномузыкальная культура мордовского народа представлена песней П. Гайни «Ашо лов» – «Белый снег» (Вокализ № 3) и народной песней «Луганяса келуне» – «На лугу березка» (Вокализ № 13).

Песенный фольклор волжских татар нашел свое отражение в образцах вокализов № 4 («Бөрлегән» – «Костяника»), № 7 («Дулкын» – «Волна»), № 12 («Күк-күгәрчен» – «Сизый голубочек»), № 15 («Өммегөлсем»), № 16 («Сандугач-күгәрчен» – «Соловей-голубь»), № 17 («Су буйлап» – «Вдоль реки»), № 18 («Туган илкәем» – «Тоска по Родине»), № 19 («Туган тел» – «Родной язык»), № 20 («Урманнарда йөрдем» – «Гуляя по лесу»), № 22 («Уракчы кыз» – «Девушка-жница»).

Приводим нотный пример вокализа № 15, для которого использована подвижная мелодия татарского плясового напева «Өммегөлсем» (Женское имя) (Нотный пример 2). Данный образец удобен для работы над высокой позицией певческого звука, укрепления среднего регистра голоса. При исполнении необходимо следить за ровным звучанием повторяющихся нот ре2 и си1. Желательно петь с названиями нот для выработки хорошей дикции.

 

Нотный пример 2. Вокализ 15. Такты 1 – 4.

 

Марийские народные песни легли в основу вокализов № 8 («Изи чодырат» – «Маленький лес»), № 9 («Йылдыр-йылдыр» – «У ручья») и № 24 («Яндар йӱкан кукужо» – «Где кукушка кукует»).

Удмуртский песенный фольклор лег в основу вокализов № 14. (« Лымы тӧдьы» – свадебная песня «Белый снег»), № 25 (удмуртский плясовой напев «Ялыке» – призыв: «Давайте танцевать!»). Для вокализа № 23 использована мелодия удмуртской колыбельной песни «Чагыр, чагыр, дыдыке» («Сизый, сизый, голубочек»). Вокализ предназначен для работы над певческим дыханием, четкостью произношения, выразительностью исполнения. Большие мелодические скачки требуют хорошей опоры, атаки звука «без подъездов» (Нотный пример 3).

 

Нотный пример 3. Вокализ 23. Такты 1 – 8.

 

Особое место в пособии отведено русским народным песням, нашедшим широкое использование в вокально-педагогической практике – это известные песни «Во поле береза стояла» (Вокализ № 5), «Калинка» (Вокализ № 11) и «У зари-то, у зореньки» (Вокализ № 21).

В нотном примере 4 представлен вокализ на основе песни «Во поле береза стояла», мелодия которой с повторяющимися звуками по нисходящим ступеням представляет собой вокальное удобство для постановки голоса на начальном этапе обучения.

 

Нотный пример 4. Вокализ 5. Такты 1 – 12.

 

Представленные вокализы были апробированы в процессе реализации дисциплин сольной вокально-исполнительской подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Музыка» в рамках учебно-воспитательного процесса Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета.

В заключение необходимо отметить, что работая над совершенствованием вокальной техники, развитием вокальных навыков, необходимо стремиться к главной цели обучения – формированию художественно-эстетического вкуса, раскрытию творческого потенциала личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Далецкий, О.В. Об оценке вокальности мелодического материала на основе результатов анализа народных песен / О.В. Далецкий // Вопросы вокальной педагогики. – М.: Изд-во «Музыка», 1976. – Вып. 5. – С. 231–236.

2. Нургаянова, Н.Х. Вокализы на основе мелодий народов Поволжья: учебно-методическое пособие / Н.Х. Нургаянова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 48 с.

3. Шамина, Л.В. Школа русского народного пения / Л.В. Шамина. – Москва, 1997. – 87 с.

4. Шастина, Т.В. Основы обучения детей народному пению средствами традиционной певческой культуры / Т.В. Шастина // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12 – С. 18–19.

УДК 78.06.

А.А. ЗАГИТОВА

Лениногорский музыкально-художественный

педагогический колледж, г. Лениногорск

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.026 с.)