Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкального фольклора в развитии коммуникативных умений подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация. Русский музыкальный фольклор обладает свойством совершенствовать душу ребенка, помогая лучше понять себя и других, формирует у подрастающего поколения основы гуманного отношения к миру. В статье рассматривается использование традиционного русского музыкального искусства в процессе развития у подрастающего поколения коммуникационных умений. Abstract. Russian folk music has the property to improve the child's soul, helping to better understand themselves and others, forms the foundations of the younger generation of humane attitude to the world. The article discusses the use of traditional Russian music in the process of development in the younger generation and communication skills. Ключевые слова: музыкальное образование, процесс обучения, русский музыкальный фольклор, коммуникативные умения. Keywords: music education, learning, Russian folk music, communication skills. На сегодняшний день, средства массовой информации оказывают все большее негативное влияние, на взгляды современных подростков значительно искажая правильное понимание позитивного поведения в обществе и окружающей среде. Засилье рекламы, привлекающая своей яркостью, беззаботностью, огромное количество телевизионных передач, темой которых часто становится жестокость в обществе, чрезвычайные происшествия, многочисленные фильмы-боевики, главные герои которых олицетворяют образы жестокости и агрессии; массовое увлечение молодежи современными гаджетами, компьютерными играми приводят к смене ценностных ориентиров, искажению представлений подрастающего поколения о законах общения, коммуникации в окружающем мире. Очевиден тот факт, что обучать детей искусству общения, коммуникации, невозможно без включения их в процесс взаимодействия друг с другом, в рамках какой либо деятельности (игровой, практической, познавательной, трудовой, творческой и т.д.); не мотивируя каждого ребенка вступить в нее. Для развития коммуникативности необходимо создать условия для подобной деятельности. «Коммуникация» в переводе с латинского языка означает «communicatio», в переводе с английского «communicate» - сообщать, передавать. Уникальным средством развития коммуникативных умений младших подростков является искусство. Произведения искусства являются прекрасным средством человеческого общения, формой передачи жизненного опыта многих поколений. Молодые люди, имея уникальную возможность приобщаться к уникальным культурным ценностям, через произведения искусства представляют прообраз жизненных ситуаций, сами еще ранее не пережив их в своей реальной жизни [1: 63]. Музыкальное искусство выступает важнейшим средством развития ребенка. Его воспитательный потенциал которого значим в развитии коммуникативных процессов. Это связано с коммуникативной позицией, которую ребенок занимает в ситуации общения с музыкой, и на которую указывают результаты музыкально-эстетической деятельности [2: 24]. К коммуникативным умениям в процессе музыкально-эстетической деятельности можно отнести следующие: - умение планировать взаимодействие с педагогом и сверстниками, определять цели, задачи участников, способы осуществления взаимодействия в музыкально-эстетической деятельности; - умение ставить вопросы, проявлять инициативу в подборе информации, выбора репертуара и т.д.; - умение разрешать конфликты, выявлять проблемы, искать эффективные способы разрешения проблемных ситуаций, принимать решения и их реализовывать; - умение регулировать поведение участников коллективной творческой деятельности, правильно оценивать их действия и корректировать свои взаимодействия; - умение полно, точно и ясно выражать свои замыслы в соответствии с ситуацией коммуникации; Одним из направлений музыкального искусства является традиционная народная музыка. Фольклор уникален, т.к. создается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Многие ученые-фольклористы выделяют несколько характерных признаков фольклора, позволяющих раскрыть его сущность. Одним из первых признаков фольклора является его бифункциональность – единство духовной и практической функции фольклорного произведения. В качестве примера приведем колыбельную песню, в которой прослеживается практическая, утилитарная функция. Духовная, эстетическая функция, проявляется в интонационно-ритмическом однообразии (тихая, ласковая интонация). Существует мнение, что фольклор является устным или изустным творчеством. Народное творчество издавна развивается и передается только в живом исполнении «из уст в уста». В связи с этим необходимо отметить один из главных признаков фольклора – безписьменность. Полиэлементность или синкретизм, определяющийся единством различных художественно-образных элементов выступает следующим важным признаком фольклора. Простая народная песня, где гармонично соединяются слово, музыка или танец, содержание ее раскрывается в синтезе музыкального, поэтического и хореографического элементов. Известный фольклорист И.И. Земцовский выделяет следующий важный признак фольклора, а именно его вариантность, или импровизационность. Ученый отмечает вариантность, как «душу и тело фольклора». Так, поэтический и музыкальный текст фольклорного произведения может интерпретироваться каждым следующим исполнителем [3: 88]. Следующий признак фольклора – это традиционность, тесно связанный с вариантностью. Данный признак выражается в использовании произведений народного творчества в традиционном исполнении с использованием обрядов, традиционной образной речи представленной в фольклорных источниках (например, «девица красная», «ветры буйные», «люди добрые» и т.д.) Одним из важных признаков фольклора, отличающий его от профессионального искусства, является коллективность творчества. В фольклоре коллективность проявляется в процессе создания произведения, например отбор, шлифовка народных поэтических текстов, работа над характером содержания произведения, его исполнения и т.д. Коллективность в музыкальном фольклоре может быть воплощена в ансамблях, оркестрах народных инструментов, хорах и т.д. Уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста. Сохранение и пропаганда фольклора народов России всегда было одним из важнейших направлений в работе с детьми. Сегодня, на современном этапе развития общества, назрела необходимость развития национальных культур, этнокультурного воспитания подрастающего поколения средствами национальной, мировой культуры. Уважение и знание культуры, традиций и обычаев другого народа, является важным для успешного взаимодействия людей разных национальностей. Для того чтобы дети стали продолжателями этнокультурных традиций своего народа, важно создавать условия для погружения ребят в традиционные ценности своего народа, приобщая к ним, вырабатывая привычку следовать им. Важным для нашего исследования выступает русский музыкальный фольклор. Это вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное, народно-коллективное творчество русского народа. Знакомство, изучение произведений русского народного искусства приобщает подрастающее поколение к напевным и искренним мелодиям; подлинному, яркому, образному русскому языку[4]. К жанрам музыкального фольклора относят прибаутки, потешки, заклички, пестушки, музыкальные игры, хороводы, игру на простейших инструментах, песни. Приобщение детей к музыкальному народному наследию способствует проявлению творческих, познавательных способностей; помогает раскрытию, раскрепощению личности ребенка; развивает инициативу, формирует коммуникативные умения и т.д. Будучи динамичным явлением, русский музыкальный фольклор функционирует именно в результате актов межличностной коммуникации; коллективной творческой деятельности. Поэтому коммуникацию можно считать одним из родовых признаков русского музыкального фольклора и фольклора в целом [5]. Педагогический потенциал русского музыкального фольклора, в развитии коммуникативных умений детей, реализующийся посредством коллективной формы его существования в аутентичной (подлинной) среде, в образовательном процессе, становится необходимой предпосылкой интериоризации[1] детьми ценностей национальной культуры. Фольклор способен выступить как механизм развития коммуникативных умений учащихся и позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе детей; помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем; создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности; позволяет активно включаться в творческий процесс пения; двигательной импровизации, интеграции музыки и других видов искусства; развивает эмпатические способности школьников, умение сочувствовать, сопереживать, понимать других.
ЛИТЕРАТУРА 1. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования / Э.И. Медведь,– М.: 2002. – 205 с. 2. Кашапова, Л.М. Национальное музыкальное образование дополнительного профессионального педагогического образования и студ. муз.фак. пед. колледжей и вузов / Л.М. Кашапова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 187 с. 3. Арабов, И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) / И.А. Арабов, Г.Ю. Нагорная. – Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2006. – 305 с. 4. Сайт Грамота.Ру [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic/word (Дата обращения 13. 12.2015) 5. Каравасилиади, С.К. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников / С.К. Каравасилиади // Наша сеть: социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/04/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-doshkolnikov (Дата обращения: 05.03.2015 г.). УДК 372.878 Н.Х. НУРГАЯНОВА Казанский федеральный университет, г. Казань
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.008 с.) |