Конкурсная деятельность как фактор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурсная деятельность как фактор



ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена творческому развитию учащихся в системе дополнительного образования детей. Конкурсная деятельность рассматривается как фактор развития творческих способностей и личностных качеств. Авторами представлена технология развития творческого потенциала учащегося в составе оценочно-диагностического, мотивационного, организационного, деятельностно-творческого, контрольно-диагностического, презентационного, рефлексивного компонентов.

Abstract. Article is devoted to creative development of the children studying in system of additional education. Competitive activities are considered as a factor of development of creative capabilities and personal qualities. Authors provided technology of development of creative potential of the pupil as a part of estimative and diagnostic, motivational, organizational, activity and creative, control and diagnostic, presentation, reflexive components.

Ключевые слова: творчество, творческое развитие, учащиеся, конкурсная деятельность, конкурс, технология.

Key words: creativity, creative development, pupils, competitive activity, competition, technology.

Современные условия, когда перемены затрагивают все сферы жизни человека, личность, обладающая богатым творческим потенциалом, востребована обществом во всех областях. Развитые творческие способности позволяют человеку быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, гибко адаптироваться к сложившейся ситуации, нестандартно и продуктивно решать поставленные задачи, совершенствовать имеющуюся базу оригинальными деталями.

Творческое развитие – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. В философской литературе употребление понятия «творчество» многопланово: как активность, процесс, вид деятельности, форма деятельности и т.д. Различные стороны рассматриваемой универсалии отражаются в смежных понятиях «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность».

Творческое развитие личности с точки зрения философии рассматривается как деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. С позиции психолого-педагогической науки творческое развитие – специфический способ выражения содержания творчества, включающий внешнюю обусловленность и внутреннюю напряженность творческого действия, направленного на создание принципиально нового продукта [1].

Исследователями доказано, что самым благотворным периодом творческого развития личности является детство, когда выявляются творческие задатки и организовано целенаправленное их развитие. Здесь следует отметить, что сфера дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане воспитания и развития многогранной творческой личности ребенка; удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству; раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка.

Сегодня в России существуют разнообразные виды учреждений дополнительного образования детей (УДОД) – это Дворцы детско-юношеского творчества, Центры творческого развития, Детские музыкальные и художественные школы, школы искусств и.т.д. Основными видами деятельности учреждений выступают образовательная деятельность (выполнение образовательных программ и работа с одаренными детьми), воспитательная деятельность (организация конкурсов, выставок, соревнований), организационно-массовая деятельность (участие в городских, региональных и Всероссийских массовых мероприятиях).

Можно утверждать, что осуществляемая в настоящее время в сфере дополнительного образования детей конкурсная деятельность максимально обеспечивает реализацию условий, направленных на обеспечение творческого развития учащихся: побуждение к творческой активности, развитие творческих способностей (воображения, эмоциональной отзывчивости, оригинального мышления, стремления к внесению новизны, комбинирования идей, перевоплощению и пр.), формирование личностных качеств (целеустремленности, мобилизации сил, самостоятельности, конкурентоспособности и т.д.).

Данное утверждение находит подтверждение в Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г., в которой говориться о необходимости организации и проведении конкурсных программ, подготовке учащихся к конкурсной деятельности как одной из главных задач учреждений дополнительного образования детей [4].

Конкурсная деятельность учащихся как педагогическая категория изучается теоретиками и практиками. Исследовательский интерес обусловлен уникальностью, своеобразием творческих проявлений личности ребенка, как в процессе подготовки к конкурсу, так и в представлении итогового результата. Вопросы конкурсной деятельности учащихся учреждений дополнительного образования детей разрабатывались в работах представителей музыкальной педагогики и искусства Л.В. Колесниковой, О.В. Кузнецовой, С.Ю. Крыхтиной, А.В. Малинковской, Р.М. Мелекесовой, М.В. Наумовым, Г.В. Палашкиной, С.Ю. Пономаревой, Ж.С. Сергеевой, Е. М. Сырмич, Л.А. Сибриковой, Е.А. Ульяновой, О.А. Шустовой, Л.Г. Ямщиковой. Обобщая результаты исследований перечисленных авторов, отметим, что исследователи рассматривают конкурсную деятельность как одно из главных направлений работы музыкально-образовательного процесса, при этом конкурсы с пониманием истинных ценностей и целей становятся сильными стимулами развития системы дополнительного музыкального образования, катализатором активности всех участников этой деятельности [2], [3], [5], [6], [7], [8], [9].

Рассматривая конкурсную деятельность с позиции педагогических возможностей по творческому развитию учащихся, отметим, что наиболее продуктивным этапом является конкурсная подготовка. На данном этапе у учащегося «запускаются» различные психологические механизмы: мотивированность к деятельности и нацеленность на итоговый результат, актуализация имеющихся знаний, умений и навыков, интенсификация деятельности, самооценка и саморегуляция.

Бесспорно, что конкурсная деятельность, направленная на творческое развитие ребенка. должна иметь непрерывное педагогическое сопровождение, инструментом организации процесса выступает технология развития творческого потенциала учащегося. Перечислим ее основные компоненты: оценочно-диагностический (первичная диагностика уровня творческого развития учащегося), мотивационный (формирование интереса к конкурсной деятельности), организационный (подбор конкурсной программы, планирование этапов конкурсной подготовки), деятельностно-творческий (осуществление поэтапной конкурсной подготовки), контрольно-диагностический (оценка промежуточных и итоговых результатов поэтапной конкурсной подготовки), презентационный (представление творческого результата – конкурсное выступление), рефлексивный (оценка результатов конкурсной деятельности учащегося, итоговая диагностика его уровня творческого развития).

Сегодня конкурсное движение находиться на пике популярности. Существуют конкурсы разного масштаба, статуса и иерархии. С целью вовлечения в конкурсную деятельность максимального количества учащихся образовательные учреждения дополнительного образования детей сами выступают организаторами конкурсов. Следует отметить, что в сравнении с другими конкурсами (имеются в виду Городские, Региональные, Всероссийские, Международные конкурсы) где главной целью являются выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, т.н. внутришкольные конкурсы ориентированы на творческое развитие всех учащихся.

В заключении отметим, что правильно ориентированная и системно организованная конкурсная деятельность в рамках учреждений дополнительного образования детей выступает ведущим фактором творческого развития учащихся, позволяющим с одной стороны создавать условия творческого развития и самореализации детей, с другой стороны – наращивать педагогический опыт по воспитанию талантливой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кавецкий, И.Т. Основы психологии и педагогики / И.Т. Кавецкий, T.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, H.A. Лобан, C.B. Старовойтова. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 301 с.

2. Кислякова, И.В. Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ [Электронный ресурс] // Сайт Открытый урок. 1 сентября. – URL: http://festival.1september.ru/articles/648509/ (Дата обращения 29.10.2016).

3. Крыхтина, С.Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: дис.... канд. пед. наук (13.00.01) / Крыхтина Светлана Юрьевна. – М., 2009. – 234 с.

4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N1726-р [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 29.10.2016).

5. Кузнецова, О.В. К вопросу о конкурсной деятельности учащихся / О.В. Кузнецова, Р.М. Мелекесова [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. – 2012. – №4. – URL: http://naukovedenie.ru/ (Дата обращения 29.10.2016).

6. Малинковская, А.В. Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы // Материалы X Международной научной конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» (Москва, 1-3 ноября 2010 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://refdb.ru/look/2909754.html (Дата обращения 29.10.2016).

7. Наумов, М.В. Музыкальный исполнительский конкурс как средство самореализации личности школьника / М.В. Наумов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – №1-2 – С.40-43.

8. Палашкина, Г.В. Конкурс как средство личностно-профессионального самоопределения будущих музыкантов-исполнителей / Г.В. Палашкина // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 13–15.

9. Сырмич, Е.М. Педагогические аспекты организации конкурсов юных музыкантов-исполнителей в ДШИ (из опыта проведения вокального конкурса «Поющая звезда») [Электронный ресурс] / Е.М. Сырмыч // Наука и образование: новое время. – 2016. – №2. – URL: http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2016/04/2_2016_Syirmich-E.M..pdf (Дата обращения 29.10.2016).

УДК 781

А.М. ШАБАЛИНА

Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат

для одаренных детей, гПавлодар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.009 с.)