В условиях мультимедийного кабинета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях мультимедийного кабинета



Аннотация. Авторская статья о накопленном опыте преподавания музыкально-теоретических дисциплин с использованием ресурсов мультимедийного кабинета. Изложены найденные в преподавательской практике формы организации учебного процесса. Из личного опыта работы в мультимедийном классе в течение более 10 лет.

Abstract. Author,s article on the experience of the teacher of music and theoretical subjects with the use of multimedia resourses. The forms of organization of education process in teaching practice are presented here. From the experience of the working in a multimedia classroom more than 10 years.

Ключевые слова: музыкальное образование, мультимедийный класс, методика, обучения.

Key words: Music, education, multimedia, classroom, method, teaching.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. На вхождение в мировое информационно-образовательное пространство ориентировано и формирование новой системы музыкального образования. При этом неизбежна корректировка технологий обучения, которые должны стать адекватными современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.

Сегодня все больше учебных заведений Казахстана, в том числе и наш музыкальный колледж, оснащаются мультимедийными классами. В их комплектацию, обычно, входит интерактивная доска, компьютер преподавателя и несколько ученических компьютеров. Все они связаны внутренней локальной сетью, кроме того, преподавательский компьютер, а зачастую и ученические, имеют выход в Интернет.

Работа с использованием ресурсов мультимедийного кабинета открывает преподавателю совершенно новые горизонты возможностей, но, одновременно, ставит перед ним и новые задачи. Формирование новой методической базы преподавания музыкально-теоретических предметов – это постоянный творческий поиск новых приемов использования ресурсов мультимедийного класса, а также новых форм взаимодействия с учащимися. Процесс этот постепенный, апробация различных форм и приемов может занять несколько лет. Опытным путем определенная часть наработок, способствующая обучению, закрепляется в педагогической практике, но что-то и отбрасывается как неудачный эксперимент.

Большое значение в подготовке к занятиям играет поиск, тщательный отбор, накопление и систематизация текстовой, звуковой, графической и видеоинформации, в том числе и той, которая в огромном количестве и разнообразном качестве представлена в сети Интернет. Накопленная информация перерабатывается преподавателем применительно к задачам преподаваемых дисциплин.

Групповые музыкально-теоретические предметы предполагают работу с огромным объёмом информации, поэтому в учебном процессе комплексно задействуются разнообразные возможности мультимедийного кабинета. В данной статье приведен опыт работы автора.

Первичное использование мультимедийного кабинета – это демонстрация видео- и аудиозаписей. Интерактивная доска используется в роли большого «экрана». Во внутренней сети нашего колледжа есть папка «Видео», в которой постоянно накапливается коллекция записей опер, балетов, концертов, документальных и художественных фильмов о музыке и музыкантах и другие материалы. В аналогичную папку «Викторины» преподаватели собирают коллекцию аудиозаписей. Обе папки находятся в свободном доступе, и для преподавателей и для учащихся, то есть их можно открыть с любого компьютера, подключенного к внутренней локальной сети колледжа. Это и компьютеры в мультимедийных классах, и компьютеры читального зала библиотеки. Сегодня у нас также есть возможность искать необходимые видео в Youtube непосредственно на уроке.

У каждого преподавателя есть своя личная сетевая папка, в которой он хранит всю информацию, необходимую ему для работы, в любых форматах. Целесообразно систематизировать накопленную информацию внутренним делением на подпапки. Например, папка «Шабалина» делится по преподаваемым дисциплинам. Папка «Музыкальная литература» состоит из отдельных папок, посвященных композиторам. Постепенно по каждому композитору накапливается разнообразный материал: ноты, лекции, контрольные работы, схемы, тесты, картинки, музыка. В результате накопления достаточного количества материала можно переходить к созданию комплексного электронного учебного пособия (ЭУП) по композитору или какой-то отдельной теме. Учащиеся работают с ЭУП со своих ученических компьютеров в классе и могут взять домой на флешке или другом носителе. Наличие принтера и сканера дает возможность быстро распечатывать сборники вопросов, контрольные работы, тесты, которые раздаются лично каждому учащемуся на урок.

Сетевые папки автора работы «Сольфеджио», «Гармония» и «Теория» также имеют внутреннюю систематизацию. Отдельно выделены подпапки «Учебники», «Ноты», «Тесты», «Диктанты» и т.п. В «Учебниках» лежат скачанные из Интернета электронные версии учебников по сольфеджио, гармонии, теории, различные пособия, схемы. Есть возможность использовать на уроках разнообразный учебно-дидактический материал, знакомиться с редкими изданиями, а также значительно уменьшается необходимость носить учебники из библиотеки. Домашнее задание выполняется по 1–2 основным учебникам, которые учащиеся берут в библиотеке на весь учебный год на руки домой.

Уже сложилась отдельная коллекция нот арий, романсов, хоров, песен, музыки к мюзиклам, фильмам. Из них отбираются примеры, подходящие для чтения с листа, для более тщательного разучивания, для гармонического и слухового анализа, для диктанта. Вся информация хранится в каждой предметной папке в подпапках «Ноты».

В результате накопления коллекции нот на уроках сольфеджио стало вводиться пение под фонограмму. В Интернете можно найти серию Cantoloopera с материалом классических арий и дуэтов для различных голосов. Диски этой серии содержат хорошего качества образцы исполнения и минусовые фонограммы симфонического оркестра, но нужно отобрать номера, по темпу и тесситуре удобные для сольфеджирования. Пример сначала хорошо разучивается, и лишь потом можно петь под минус, с названием нот или со словами. Таким же образом на сольфеджио используются и фонограммы номеров из современных мюзиклов. Надо оговорится, что такая форма работы применяется автором статьи далеко не на каждом уроке, так как она отнимает большое количество времени.

Таким образом, накопленные видео- и аудиозаписи используются как образец исполнения перед сольфеджированием, а также для иллюстрирования изучаемых тем по гармонии, теории. Можно практиковать диктант с видео- или аудиозаписи, такой же слуховой анализ. Это довольно трудная форма работы, приучающая учащихся анализировать слышимую ими музыку.

В мультимедийном кабинете есть возможность писать специальной ручкой прямо по выведенным на интерактивную доску схемам, картинкам, подписывать комментарии к нотному тексту при гармоническом анализе, ставить различные метки, просто писать нотный текст. При этом нет необходимости стирать с доски, просто выводится другой файл. Специальная программа позволяет сохранять однократно записанные на доске схемы, конспекты, нотные примеры в формате флипчартов, то есть эти конспекты можно снова открыть и пользоваться ими и в дальнейшем.

Тестирование с помощью электронной программы-тестера обеспечивает объективную оценку, сам процесс оценивания теста автоматизируется. Задача преподавателя – задать параметры оценивания и загрузить сам тест.

Учащиеся имеют возможность познакомиться с электронными нотными редакторами (в основном, с программой Final или Sibelius). Интерес – это очень мощная мотивация заниматься. Особенности программы заставляют учащихся считать количество долей в тактах, оценивать группировку, выбирать инструменты с подходящим ключом и многое другое. Для учащихся, плохо владеющих фортепиано, – это возможность услышать звучание задачи, решенной с довольно сложным голосоведением, аккомпанемента со сложной фактурой. Особенно удачные работы сохраняются для дальнейшего использования в качестве образцов. Кроме того, в локальной сети колледжа есть специальная папка «Ответы учащихся», в которую они сохраняют по желанию любые свои работы.

Итак, оснащение мультимедийного кабинета предоставляет неограниченный простор для полета фантазии преподавателя, если тот нацелен на поиск новых методических и технических возможностей организации процесса обучения. Главное, чтобы вся эта сложная техника не стала просто «игрушкой», способом пустого развлечения учащихся. Нельзя просто добавить компьютер к уже сложившейся образовательной системе. Техника всего лишь дает нам богатый спектр возможностей, но поставить их на службу конкретным учебным целям, сделать так, чтобы мультимедийная «начинка» класса стала эффективным инструментом в умелых руках преподавателя – вот это и становится сейчас задачей на долгую перспективу.


УДК 372.578

И.Ф. КАМАЛОВА

Казанский федеральный университет, г. Казань

Е.В. АНИКЕЕВ

Детская музыкальная школа №24, г. Казань



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.009 с.)