Понятие менеджмента. Разделение труда менеджеров. Критерии эффективности менеджеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие менеджмента. Разделение труда менеджеров. Критерии эффективности менеджеров



История менеджмента. Основные школы и подходы в истории менеджмента.

Подходы к управлению:

1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3.Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи, технология.

Система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в конкретное время.

Школы управления:

1. Школа научного управления

Тейлор, Гилберт, Гантт, Генри, Гарингтон, Эмерсон

Основная идея: Управление имеет свои законы, научные методы, формулы, принципы, должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте.

В основе методологии - анализ содержания работы и определение её основных компонентов на основе наблюдений, замеров, логики.

Отношение к человеческому фактору:

· Систематическое стимулирование с целью заинтересовать работника в повышении труда и объемов производства

· Перерывы на работе

· Реальные производственные нормы

· Премирование

· Отбор и обучение персонала

Главным предметом рассмотрения была организация труда в низовом производственном звене.

2. Классической школа («Школа административного управления»)

Файоль, Урвик, Муни

Основная идея: рациональное построение организации как иерархической структуры состоит в чётком определении функций управления и администрации.

Принципы управления А. Файоля:

1. разделение труда;

2. полномочия и ответственность;

3. дисциплина;

4. единоначалие;

5. единство направления;

6. подчинённость личных интересов общим;

7. вознаграждение персонала;

8. централизация;

9. скалярная цепь (вертикальное разделение труда менеджеров);

10. порядок;

11. справедливость;

12. стабильность рабочего места для персонала;

13. инициатива;

14. корпоративный дух.

3. Школа человеческих отношений

Понятие целей в организации. Миссия организации.

Цель организации - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Требования к целям:

· Конкретность и измеримость.

· Организация целей во времени.

· Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации.

· Непротиворечивость целей. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

· Операциональность: цели должны преобразовываться в конкретные задачи, рабочие задания.

· Нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий: среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные, с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы.

· Множественность целей: организация призвана решать большое количество проблем.

Классификация целей в организации:

1. По периоду установления:

Стратегические;

Тактические;

Оперативные.

2. По содержанию:

Экономические;

Социальные;

Организационные;

Политические;

Научные.

3. По сфере действия:

· Маркетинговые;

· Производственные;

· Инновационные;

· Финансовые;

· Кадровые;

· Административные.

4. По среде:

· Внутренние;

· Внешние.

5. По приоритетности:

· Особо приоритетные;

· Приоритетные;

· Прочие.

6. По измеримости:

· Количественные;

· Качественные.

7. По повторяемости:

· Постоянные;

· Разовые.

 

8. По иерархии:

· Цели организации;

· Цели структурных подразделений.

9. По стадии жизненного цикла:

· Проектирование и создание объекта;

· Рост;

· Зрелость;

· Завершение.

Миссия – программное заявление, отражающее смысл существования организации, ее отличительные черты, ориентиры, заинтересованные лица.

Миссия – краткое, ясное, четкое определение основных направлений развития организации, мотивирующее сотрудников к высокопроизводительному труду.

Назначение миссии:

1 Определение общего курса развития организации

2 Обеспечение единообразия относительно ключевых направлений развития и ключевых задач

3 Демонстрация надежности для деловых партнеров, клиентов и общества.

4 Определение отличий компании от всех других, действующих на том же рынке.

В литературе нет четких правил по формированию миссии, требований к ее содержанию. Она представляет собой креативный индивидуальный продукт.

Элементы миссии:

1. определение сферы деятельности:

· область потребностей (что производить),

· целевую группу потребителей (для кого производить),

· технологию и функциональное исполнение (как удовлетворяются потребности).

2. Стратегическое намерение или видение (предполагает определение ключевых показателей, которых стремится достичь фирма в будущем).

3. Рабочие принципы фирмы по отношению к окружающей среде (компетентность персонала, конкурентные преимущества).

4. Базовые ценности внутри фирмы, рассматриваемые как культура организации

5. Основные заинтересованные группы

При выборе миссии следует руководствоваться мотивом получения прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала фирмы и уровня ее конкурентного преимущества.

Принципы формирования миссии:

1. Четкая, ясная, конкретная.

2. Выражение ясным, вдохновенным и стимулирующим образом

3. Соответствие миссии сложившейся ситуации (при изменении среды миссию необходимо адекватно изменить)

Управленческая ценность миссии:

1. в них отражается общее мнение старшего руководства относительно долгосрочного направления деятельности компании и ее характера;

2. она снижает риск слепого управления и бесконтрольного принятия решений;

3. она выражает цели организации;

4. она указывает ориентиры для руководителей более низкого звена;

5. она помогает организации подготовиться к будущему.

 

 

I Классификация

1. Предварительный контроль.

В процессе предварительного контроля менеджеры определяют ресурсы или моменты в организационном процессе, которые определяют успех всего процесса.

Проводится до начала работ.

В предварительном контроле обращается внимание на:

· Контроль материальных ресурсов (их качества, соответствие запасов, цены);

· Контроль человеческих ресурсов (отбор, обучение, оценка);

· Контроль финансовых ресурсов (эффективность использования капитала).

2. Текущий контроль.

Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

3. Заключительный контроль.

По завершении работ или заранее оговоренного периода сравниваются полученные результаты с требуемыми.

II По отношению к системе

1. внешний;

2. внутренний;

III По широте охвата

1. по отдельным вопросам;

2. комплексный.

Этапы контроля:

1. Выработка стандартов и критериев.

Стандарт – это желаемый результат или ожидаемое событие, с которым менеджеры могут сравнивать последующую деятельность, исполнение и изменение.

2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

При этом определяют масштаб допустимых отклонений, проводят измерение результатов и их оценку.

3. Принятие необходимых корректирующих действий.

· Ничего не предпринимать (если результаты получены, удовлетворяющие организацию);

· Устранить отклонения (принятие мер по устранению недостатков в той или иной области внутренней среды организации);

· Пересмотр стандартов (в случае нереальности самих стандартов).

 

Методы разрешения конфликта

1) Организационные:

· разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника и группы,

· использование координационных и интегрированных механизмов,

· установление системы вознаграждений,

· смена руководителя, стиля руководства.

2) Внутриличностные:

· Создание благоприятного климата

· Методы манипуляции

· Метод нестандартной ситуации

3) Межличностные - выбор формы, стиля дальнейшего поведения участников конфликта с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах:

· Уклонение

· Компромисс

· Соперничество

· Сотрудничество

· приспособление

4) Переговоры – набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

5) Агрессивные ответные действия – применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих методов.

Стресс – психа - физиологическая реакция, возникающая в ответ на неблагоприятные факторы (шум, нехватка времени, психологические травмы…).

Сложно перечислить все причины стрессовых расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса:
1. патологические наследственные факторы;
2. особенности личности;
3. возраст (юношеский, поздний);
4. особые периоды жизни (беременность, послеродовый период, климактерическое состояние);
5. тяжелые телесные заболевания;
6. негативные потрясения, "удары судьбы" (смерть или тяжкая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);
7. стихийные бедствия, катастрофы;
8. неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением;
9. низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;
10. физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Стрессы можно подразделить на:

· эмоционально положительные и эмоционально отрицательные(В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем.);

· кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические(Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.; Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).);

· Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

· Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

· Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

· Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

 

Последствия стресса:

· снижение продолжительности жизни

· рост числа психосаматических заболеваний (головная боль, мигрень, болезни сердца, инсульты и т.д.)

· Рост числа употребления успокоительных средств

· расстройства сна

· рост употребления алкогольной продукции

· рост числа психических заболеваний

· апатия, отсутствие активности

Фазы стресса:

1 тревога

2 равновесие

3 Дистресс (истощение).

Способы борьбы со стрессом:

1 На уровне организации –мотивация персонала

2 косвенные методы борьбы на уровне личности – счастливая семейная жизнь, здоровый образ жизни, чередование труда и отдыха.

3 Борьба на уровне личности – физические упражнения, обращение к специалистам, массаж, самомассаж. общение, релаксация, использование психприемов и т.д.

 

 

 

Основы самоменеджмента

Искусство управлять собой, своим временем, своей жизнедеятельностью, руководить течением своей жизни, развиваться и совершенствоваться - вот далеко неполный перечень задач, рассматриваемых самоменеджментом.

Самоменеджмент – это организация руководителем предприятия своей собственной деятельности. Процесс самоменеджмента предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени.

Основные цели самоменеджмента - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни; обучение практическим навыкам, которые необходимы каждому деловому человеку для успешной работы: искусство и наука самоуправления, методы и приемы управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техника и приемы убеждения, методы и навыки повышения и сохранения своей работоспособности.

Функций самоменеджмента пять:

1. Постановка личных и профессиональных целей.

2. Планирование использования времени.

3. Принятие решения по предстоящим делам.

4. Реализация и организация личного трудового процесса.

5. Самоконтроль итогов трудовой деятельности.

Ключевым словом в самоменеджменте является «время».

 

Понятие менеджмента. Разделение труда менеджеров. Критерии эффективности менеджеров

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления производством (социально-экономической системой) с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других людей.

Менеджмент – это оптимизация человеческих, финансовых и иных ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент можно определить следующим образом:

1. Вид деятельности, процесс (т.к. ставиться цель, задача к которой должны стремиться, происходит организация, мотивация, контроль);

2. Орган или аппарат управления;

3. Категория людей;

4. Наука;

5. Искусство (иногда творческий, нестандартный подход к решению проблем).

Выделяет 5 функций:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Координация;

4. Контроль.

5. Мотивация

Виды менеджмента:

1. С точки зрения привлекаемых ресурсов:

· Финансовый

· Информационный

· Персонала

· Логистика (материально-технических)

2. По сферам деятельности

· Производственный

· Банковский

· Рекламный

· PR

· Социальный

· В сфере медицины

3. С точки зрения выполняемых функций

· Стратегический

· Инновационный

· Антикризисный

4. С точки зрения масштабов управления

· Международный

· Государственный

· Муниципальный

· На уровне предприятия

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Менеджеры (Питер Друкер):

1. эффективно используют время;

2. принимают ответственность за свои действия;

3. замечают сильные стороны у других и развивают их у себя.

Менеджеры занимаются управленческим трудом, цель которого создание условий для достижения целей организации.

Особенности управленческого труда:

1. умственный труд (организационно-административный; аналитический, информационно-технический);

2. участвует в создании материальных благ косвенно (через труд других работников);

3. предмет труда – информация, люди;

4. средство труда – организационная и вычислительная техника;

5. результат труда – управленческое решение;

6. связан с творчеством.

Роли менеджера (По Минцбергу):

1. связанные с принятием решений:

· главный руководитель;

· лидер (мотивация и активизация подчиненных);

· связующее звено (обеспечивает связь);

2. информационные:

· приёмник информации;

· распространитель информации;

· представитель информации для внешней среды;

3. межличностные:

· Предприниматель (проектирование);

· устранитель нарушений;

· распределитель ресурсов;

· ведущий переговоры.

Разделение труда менеджеров - это специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основе которых решается проблема повышения результативности труда управляющих.

1. Вертикальное разделение труда:

1. Низовой уровень – занимаются организацией работ работников исполнительского труда (мастер, супервайзер).

Функции: организация, оперативное управление.

Частично возложены функции мотивации, контроля, планирования.

2. Средний уровень (50% управленческого персонала) - отвечают за ход производственного процесса в подразделениях (специалисты), руководство вспомогательных производств, менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления.

3. Высший уровень (3-7% управленческого персонала) – администрация предприятия, осуществляющая стратегическое руководство (топ – менеджеры).

Функции: планирование.

2. Горизонтальное разделение труда, т.е. на каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Более глубокое разделение предполагает специализацию по основным подсистемам (персонал, маркетинг, производство, финансы).

3. Функциональное разделение труда - формирование групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирования, организация, контроль, мотивация).

4. Структурное разделение труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика.

5. Технологическое и профессионально – квалификационное разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ.

Выделяют руководителей, специалистов, служащих.

Выделяют следующие критерии эффективности менеджеров:

1. глобальные

· выживание

· эффективность и результативность

· удовлетворение потребителя

2 Частные экономические критерии

· прибыль

· себестоимость

· объем продаж и т.д

3 социально психологический критерий

· моральный климат

· мотивация к труду

· удовлетворение труда

· наличие конфликтов

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.168 с.)