Создание организаций. Бюрократическая и адаптивная организация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание организаций. Бюрократическая и адаптивная организация.



 

Бюрократическая теория организации возникла благодаря исследованиям в поисках конструкции идеальной организации, выполненных крупным немецким ученым – социологом, юристом, экономистом и историком Максом Вебером.

Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбора кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Впервые идея бюрократической организации была предложена немецким социологом М.Вебером. Теория Вебера не содержала описания конкретных организаций. Он скорее предлагал бюрократию как некоторую нормативную модель, идеал, к достижению которого организация должна стремиться.

Характеристика бюрократической организации (по Веберу):

1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов.

4. Дух формальной обезличенности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.

6. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Преимущества бюрократической организации:

· универсальность,

· предсказуемость,

· производительность.

Типы бюрократических организаций:

1 линейная структура;

2 Линейно-штабная структура

3 Функциональная (линейно функциональная) структура

4 Дивизиональная

Макс Вебер, положивший доказал, что она является наиболее эффективной организацией. Такая организация с точки зрения точности, стабильности, строгости и надежности работы превосходит все другие формы административной организации. Вместе с тем время показало, что бюрократическая организация является недостаточно гибкой. Из-за этого она не способна адекватно реагировать на изменения окружающей среды и не способна порождать и быстро вводить новые прогрессивные элементы в процесс своей деятельности. Во многих случаях именно с бюрократией связывают такие негативные организационные факторы как чрезмерная «канцелярщина», бесполезная деятельность, процедурные задержки и волокита, избыточная централизация, разбухание управленческих штатов и др.

Адаптивная (органическая) организация характеризуется высокой способностью приспособления к быстроменяющимся условиям внешней среды.

Адаптивная структура управления предприятиям должна отвечать современным рыночным условиям:

· обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий -- больше;

· быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

· учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг),

· учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

· учитывать изменение структуры издержек производства;

· принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

В настоящее время распространены 3 основных типа органических структур, 2 из которых включают в себя элементы механистических структур и, строго говоря, являются организациями смешанного типа:

· проектная организация – временная структура, создаваемая из специалистов разных отделов для решения проектной задачи (проекта) и распускаемая после ее решения;

· матричная организация – вид проектной, при которой члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно;

· организация типа конгломерата – соединение разнотипных (в том числе по структуре) отделов и (или) фирм. При этом имеется центральная группа, которая отвечает за общие вопросы (долгосрочное планирование, разработка политики, координация и контроль действий подразделений), а подчиненные ей отделы почти полностью автономны.

На практике в настоящее время практически не встречается чисто бюрократических и чисто органических структур. Как правило, они являются лишь крайними точками в континууме реальных форм. Реальные структуры реальных организаций лежат между ними, обладая признаками обоих типов в разных соотношениях. И, кроме того, часто бывает так, что подразделения внутри одной и той же организации имеют разные структуры

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.112.61 (0.006 с.)