Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение труда в управлении

Поиск

 

Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, они могут решать разные задачи и выполнять различные функции. Это связана с тем, что в организации существует иерархия в управленческой деятельности.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий.

Обычно управленческий труд классифицируют по шести основным признакам (см. табл. 5). Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку именно оно определяет появление других видов.

 

 

Таблица 5

Признак разделения Определение понятия
Функциональное Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления
Иерархическое Распределение комплексов работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних
Технологическое Дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников
Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой
Квалификационное Распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних
Должностное Распределение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией

Виды разделения управленческого труда

 

В соответствии с подходом, получившим в России наибольшее распространение, управленческих работников по их функциональной роли в процессе управления подразделяют на руководителей, специалистов, служащих (технических работников).

1) Центральное место в управлении занимает руководитель, который возглавляет определенный коллектив работников, наделен необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации (предприятия) и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер».

2) Специалисты – это работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых могут выступать приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы и организационные регламенты деятельности, четкие квалификационные требования относительно специальных знаний.

3) Служащие (технические работники) – это работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы.

Поскольку ключевой фигурой в управлении является руководитель (менеджер), его деятельность следует рассмотреть подробнее.

В теории и практике управления руководителей (менеджеров) подразделяют на линейных и функциональных. К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие предприятия или его подразделения (цеха, участка, бригады). К ним относятся директор, начальник цеха, мастер, бригадир. К функциональным менеджерам относятся работники, ответственные за определенную сферу в системе управления и возглавляющие функциональные подразделения. Это начальник отдела кадров, начальник отдела маркетинга и т.п.

По месту в системе управления предприятием выделяют менеджеров трех уровней: низового, среднего и высшего звеньев.

1) Менеджеры (руководители) низового звена отвечают за выполнение производственных заданий и за непосредственное использование выделенных им ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, начальник смен, руководители функциональных подразделений в цехах. Их работа связана с решением преимущественно оперативных и тактических проблем, принимают управленческие решения, связанные с использованием отдельных видов производственных ресурсов.

2) Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу менеджеров низового звена. К ним относятся начальник цеха, заведующий отделом, директор филиала и т.д. Характер действий менеджера среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подразделения. Значительную долю их рабочего времени занимают общение с менеджерами низового и высшего звеньев управления.

Основные задачи, которые они решают:

- обеспечение нормального протекания производственных процессов;

- предотвращение возможных сбоев и нарушений, связанные с деятельностью предприятия;

- готовят предложения руководству предприятия по принятию различных решений.

3) Менеджеры высшего звена определяют направление функционирования и развития предприятия в целом, принимают ключевые решения относительно текущих дел или будущего предприятия. К ним относятся директора (президенты) предприятий, их заместители (вице-президенты). От менеджеров высшего звена зависят цели предприятия и способы их достижения. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, наибольшей теснотой связи с внешней средой.

Менеджеры - лидеры

 

Менеджеры-лидеры - это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.

Менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Чем завоевывается сейчас авторитет? Опыт ведущих фирм убеждает в том, что это - высокий профессионализм и стремление к совместному стилю управления фирмой руководителем и коллективом. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость.

 

Основные черты менеджера-лидера (современного руководителя):

- доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;

- глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительным количеством сотрудников, много времени уделяет поиску подходящих кадров, их обучению;

- не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

- терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

- вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное - исправить ошибку;

- при выдвижении на ответственные посты рекомендует способных работников из своей организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;

- поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;

- без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

- уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;

- постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.007 с.)