Понятие управленческого решения. Роль и значение УР в управлении субъектом хозяйствования. Лицо, принимающее решение (ЛПР). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие управленческого решения. Роль и значение УР в управлении субъектом хозяйствования. Лицо, принимающее решение (ЛПР).



2. Классификация решений.

3. Требования к УР.

4. Сущность процесса принятия решений.

 

1. Понятие управленческого решения

В жизни мы принимаем десятки и сотни решений. К решениям относятся, как малозначащий выбор одежды и просмотр телевизионных программ, так и выбор места работы или ВУЗа для получения образования.

В силу неосознаваемых психологических факторов мы зачастую уделяем непропорционально много внимания одним решениям, пренебрегая значимостью других. Многие решения принимаются без должного систематического обдумывания. Однако в управлении принятие решения – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, на каждого из тех, кто работает с принявшем решение руководителем и кто работает в организации. Принятие решений - это часть каждодневной работы управляющего.

Отличие управленческих решений от частных жизненных: Что же отличает УР?

1. Цели.

Субъект управления (будь то один или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определённую роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

2. Последствия.

Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей может серьёзно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие организации может существенно повысить уровень безработицы.

3. Разделение труда.

Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

4. Профессионализм.

В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение УР:

1) Управленческие решения (УР)– это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.

2) Управленческие решения - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Необходимые элементы в принятии решений:

q Наличие альтернатив (иначе безысходность)

q Наличие цели (иначе бесцельность выбора)

q Необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР) как результат борьбы различных мотивов и мнений.

ЛПР – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.

В разработке теории принятия решений участвуют философы, математики, социологи, экономисты, юристы. Это вполне естественно, т.к. управление решениями – это комплексное явление и для понимания его сущности необходимо знать все его основные аспекты:

1. Психологический.

Решение определяется прежде всего как логико-мыслительный акт, т.е. УР – внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы.

2. Информационный.

Процесс принятия решения определяется как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления.

3. Юридический.

Главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения. Здесь УР рассматривается как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный.

4. Организационный.

Здесь УР определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий тракт. деятельность субъектов управления.

 

Классификация УР решений

 

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать: (сначала записываем признак, затем виды УР).

1. Степень повторяемости проблемы.

В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

 

2. Значимость цели.

Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегические и тактические.

 

3. Сфера воздействия.

Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решения можно считать локальными. Решения, однако, могут приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

 

4. Длительность реализации.

Реализация решения может потребовать несколько часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдёт сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время всё более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

 

5. Прогнозируемые последствия решения.

Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

 

6. Характер использованной информации.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированны е (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

 

7. Метод разработки решения.

Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее заданному алгоритму. Другими словами, формализованные – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решения повышает эффективность управления. В результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджера.

На практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

 

8. Количество критериев выбора.

Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворить одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.

 

9. Форма принятия.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными.

 

10. Способ фиксации решения.

По этому признаку управленческие решения могут подразделяться на фиксируемые, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа – приказа, распоряжения, письма и т.п.) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами, можно классифицировать следующим образом:

§ ситуационные, (незапрограммированные, уникальные, творческие), рутинные (запрограммированные, гнтворческие), ведомственные решения;

§ решения средней сложности (текущие уточнения, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

§ инновационные и определяющие решения.

 

Требования к УР

§ научная обоснованность выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием. К этим факторам можно отнести следующие:

- учет требований объективных экономических законов и закономерностей;

- знание и использование тенденций развития объекта управления;

- наличие полной, достоверной и научно обработанной информации;

- наличие специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;

- знание и применение ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений;

§ своевременность (т.е. решения должны приниматься в срок);

§ непротиворечивость (выражает необходимость его согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным);

§ адаптивность (определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение.);

§ реальность (Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала);

§ конкретность (Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить):

§ иметь адресата и сроки выполнения;

§ гибкость, признаваемость, проверяемость, совместимость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.022 с.)