Природа и сущность управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа и сущность управления



 

Многие процессы в природе и в экономике протекают вне зависимости от влияния и воздействия на них людей, в соответствии с физическими, химическими и биологическими законами. Все эти процессы происходят самопроизвольно, ими никто не управляет. Но в то же время человек способен оказывать воздействие на многие процессы и объекты, направлять их в нужное, желаемое русло в соответствии со своими интересами и целями. Не любое воздействие человека на объекты естественной (живая природа, биологический мир) и искусственной (неживая природа, неорганическая среда, технические творения рук человеческих) природы, на других людей можно и следует считать управлением. Управление имеет место, когда небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому весомому результату.

Итак, управление есть сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, осуществляемое с целью придания процессам определенной направленности и получения желаемых результатов.

Управление возникло, превратилось в особый вид деятельности, когда производственные, экономические процессы усложнились, охватили значительную массу участников. В этих условиях понадобилось выделять руководителей, управляющих, в задачу которых входит согласование совместных действий отдельных участников. Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления. Тех, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами управления.

В качестве субъектов управления в экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, правовые органы государства, отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, менеджеры разных уровней.

Объекты управления – это мировая экономика, экономика страны, ее регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно – технический и информационный потенциал, финансы.

Принято выделять три основных уровня экономической системы: экономика личности и семьи, экономика предприятия и предпринимательской деятельности и экономика государства, страны. Соответственно нужно различать и три уровня управления экономикой: управление на уровне личности и семьи, на уровне предприятия и государственное управление.

 

 

Управление и менеджмент

Осуществление рыночных реформ в России привело к распространению в учебной, научной, прикладной литературе термина «менеджмент», заменяющего и вытесняющего привычное русское слово «управление». Но дело в том, что оба понятия не совсем эквивалентны, и их отождествление способно приводить к непониманию, нечеткости. Так, в русском языке термин «управление» универсален и включает в себя управление любыми объектами и процессами (государственное, автомобильное). А английское слово «managment», означающее в переводе на русский язык также «управление», применимо только к административному управлению, руководству. Государственное же управление в английском языке называется «government», а управление автомобилем – «driving».

Таким образом, между менеджментом и управлением существуют следующие различия:

1) менеджмент – это коммерческое управление, т.е. управление с целью получения прибыли;

2) менеджмент – это эффективное управление, т.е. такое управление, где результат превосходит затраты;

3) менеджмент – это управление с использованием современных методов;

4) менеджмент – это управление в условиях экономической свободы;

5) менеджмент – это управление в масштабах одного предприятия.

Менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.

 

Внешнее и внутренне управление. Самоуправление

 

В теории управления различают внутреннее и внешнее управление Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе (внутри нее). Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят в состав управляемой организации, в ее штат.

Внешним именуют управление, при котором управляющие воздействия поступают в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, выделена в самостоятельный внешний орган. Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организации, не являются ее работниками.

Известна разновидность внутреннего управления, называемая самоуправлением. Это внутреннее управление регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией со стороны их органов управления, играющее основную роль в управлении. При самоуправлении внешнее управление ограничивается относительно узким кругом проблем общего характера и осуществляется в виде законов, указов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательных для обширного круга организаций и лиц, требующих неукоснительного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов.

Цели и задачи управления

Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная – экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.

Понятие «цель», которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления.

Чтобы уяснить содержание слова «цель», приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: «система», «структура», «функция».

Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляясь и конкретизируя их.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.

Структура – есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.

Функция – это одна их ролей, которую выполняет система и ее элементы (составные части) и виды деятельности системы.

Таким образом, цель – это предмет устремления, заранее намеченный и конечный замысел, то ради чего функционирует система.

Экономика в различных ее масштабах, формах и видах правления представляет собой большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовывать круг функций, обеспечивающих достижения намеченных целей.

Круговая связь между целями системы, ее структурой и ее функциями рассматривается в динамике с учетом изменения во времени и лежит в основе управления различными системами и прежде всего объектами экономичной природы.

Целью управления называется осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы.

Если цели системы заранее не заданы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой. В этом случае формирование цели систем представляет собой первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, проектировании и программировании системы.

Рассмотрим типичные цели управления объектами социально-экономической природы:

1. цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии. Они возникают тогда, когда это состояние нужно закрепить, а также тогда, когда необходимо предотвратить опасность ухудшения этого состояния. Такую ситуацию в управлении называют гомеостазом;

2. цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада и обеспечение выхода их кризиса. Они характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня и значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов;

3. цели развития системы, заключающиеся в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое и более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей (качество жизни, уровень дохода населения).

Вне зависимости от целей системы, на достижение которых направлены цели управления, самоуправление имеет собственную универсальную целевую задачу – повышение уровня целеустремленности, организованности функционирования управляемых систем, обеспечение эффективных оптимальных траекторий их развития.

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне определенных функций управления. Заметим, что понятия «задача» отличается от понятия «цель». Задача – это цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени в пределах, на которые рассчитано управленческое решение. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления.

Задачи управления подразделяются два класса.

К первому относятся общие задачи образования системы производства, ее устойчивости, надежности, развития. Выполнение их дает возможность создать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы. К таким задачам относятся: развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, создание заинтересованности рабочих в результате своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объекта управления. Эти задачи управления вызывают жизнедеятельность функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы. Этот класс охватывает непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую и политическую область производства, а также научно-техническое развитие.

В свою очередь функции также делятся на общие и специфические. К общим функциям относятся: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль; учет и анализ. Характерной особенностью общих функций является их взаимные проникновения друг в друга. Они представляют собой части управленческого труда.

Задачи управления второго класса требуют действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции управления: технические, технологические, организации труда, обеспечения сырьем и материалами, обслуживания производства. Задачи научно-технического развития производства требуют действия – экономических функций, а социально-политическое и духовно - идеологическое развития производственного коллектива вызывают к жизни политические функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.011 с.)