Тема 1. Общая теория управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая теория управления



Тема 1. Общая теория управления

 

План.

1. Природа и сущность управления

2. Управление и менеджмент.

3. Внешнее и внутреннее управление. Самоуправление.

4. Цели и задачи управления

5. Системный подход к управлению

 


Природа и сущность управления

 

Многие процессы в природе и в экономике протекают вне зависимости от влияния и воздействия на них людей, в соответствии с физическими, химическими и биологическими законами. Все эти процессы происходят самопроизвольно, ими никто не управляет. Но в то же время человек способен оказывать воздействие на многие процессы и объекты, направлять их в нужное, желаемое русло в соответствии со своими интересами и целями. Не любое воздействие человека на объекты естественной (живая природа, биологический мир) и искусственной (неживая природа, неорганическая среда, технические творения рук человеческих) природы, на других людей можно и следует считать управлением. Управление имеет место, когда небольшое по усилию и затратам энергии воздействие приводит к ощутимому весомому результату.

Итак, управление есть сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, осуществляемое с целью придания процессам определенной направленности и получения желаемых результатов.

Управление возникло, превратилось в особый вид деятельности, когда производственные, экономические процессы усложнились, охватили значительную массу участников. В этих условиях понадобилось выделять руководителей, управляющих, в задачу которых входит согласование совместных действий отдельных участников. Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая и управляемая. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления. Тех, кем управляют, и то, чем управляют, называют объектами управления.

В качестве субъектов управления в экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, правовые органы государства, отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, менеджеры разных уровней.

Объекты управления – это мировая экономика, экономика страны, ее регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно – технический и информационный потенциал, финансы.

Принято выделять три основных уровня экономической системы: экономика личности и семьи, экономика предприятия и предпринимательской деятельности и экономика государства, страны. Соответственно нужно различать и три уровня управления экономикой: управление на уровне личности и семьи, на уровне предприятия и государственное управление.

 

 

Управление и менеджмент

Осуществление рыночных реформ в России привело к распространению в учебной, научной, прикладной литературе термина «менеджмент», заменяющего и вытесняющего привычное русское слово «управление». Но дело в том, что оба понятия не совсем эквивалентны, и их отождествление способно приводить к непониманию, нечеткости. Так, в русском языке термин «управление» универсален и включает в себя управление любыми объектами и процессами (государственное, автомобильное). А английское слово «managment», означающее в переводе на русский язык также «управление», применимо только к административному управлению, руководству. Государственное же управление в английском языке называется «government», а управление автомобилем – «driving».

Таким образом, между менеджментом и управлением существуют следующие различия:

1) менеджмент – это коммерческое управление, т.е. управление с целью получения прибыли;

2) менеджмент – это эффективное управление, т.е. такое управление, где результат превосходит затраты;

3) менеджмент – это управление с использованием современных методов;

4) менеджмент – это управление в условиях экономической свободы;

5) менеджмент – это управление в масштабах одного предприятия.

Менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.

 

Цели и задачи управления

Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная – экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.

Понятие «цель», которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления.

Чтобы уяснить содержание слова «цель», приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: «система», «структура», «функция».

Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляясь и конкретизируя их.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.

Структура – есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.

Функция – это одна их ролей, которую выполняет система и ее элементы (составные части) и виды деятельности системы.

Таким образом, цель – это предмет устремления, заранее намеченный и конечный замысел, то ради чего функционирует система.

Экономика в различных ее масштабах, формах и видах правления представляет собой большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовывать круг функций, обеспечивающих достижения намеченных целей.

Круговая связь между целями системы, ее структурой и ее функциями рассматривается в динамике с учетом изменения во времени и лежит в основе управления различными системами и прежде всего объектами экономичной природы.

Целью управления называется осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы.

Если цели системы заранее не заданы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой. В этом случае формирование цели систем представляет собой первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, проектировании и программировании системы.

Рассмотрим типичные цели управления объектами социально-экономической природы:

1. цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии. Они возникают тогда, когда это состояние нужно закрепить, а также тогда, когда необходимо предотвратить опасность ухудшения этого состояния. Такую ситуацию в управлении называют гомеостазом;

2. цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада и обеспечение выхода их кризиса. Они характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня и значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов;

3. цели развития системы, заключающиеся в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в желаемое и более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей (качество жизни, уровень дохода населения).

Вне зависимости от целей системы, на достижение которых направлены цели управления, самоуправление имеет собственную универсальную целевую задачу – повышение уровня целеустремленности, организованности функционирования управляемых систем, обеспечение эффективных оптимальных траекторий их развития.

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне определенных функций управления. Заметим, что понятия «задача» отличается от понятия «цель». Задача – это цель, достижение которой желательно к определенному моменту времени в пределах, на которые рассчитано управленческое решение. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления.

Задачи управления подразделяются два класса.

К первому относятся общие задачи образования системы производства, ее устойчивости, надежности, развития. Выполнение их дает возможность создать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы. К таким задачам относятся: развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства, поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, создание заинтересованности рабочих в результате своего труда, организация учета и контроля за деятельностью объекта управления. Эти задачи управления вызывают жизнедеятельность функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы. Этот класс охватывает непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую и политическую область производства, а также научно-техническое развитие.

В свою очередь функции также делятся на общие и специфические. К общим функциям относятся: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль; учет и анализ. Характерной особенностью общих функций является их взаимные проникновения друг в друга. Они представляют собой части управленческого труда.

Задачи управления второго класса требуют действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции управления: технические, технологические, организации труда, обеспечения сырьем и материалами, обслуживания производства. Задачи научно-технического развития производства требуют действия – экономических функций, а социально-политическое и духовно - идеологическое развития производственного коллектива вызывают к жизни политические функции.

 

Тема 2. Функции управления

 

Менеджмент организации регулируется законами развития рынка, поэтому одной из целей менеджмента является приспособление деятельности организации к постоянно меняющимся условиям рынка. Рассматривая менеджмент как процесс, видим, что он представляет собой систему, работа которой заключается в выполнении связанных между собой функций.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

Функции делятся на:

1. Общие

2. Частные

3. Специфические

 

Общие функции менеджмента

Они проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.

Основные

1). Планирование

2). Организация

3). Координация

4). Мотивация

5). Контроль

Планирование

Планирование - это вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого результата.

При планировании определяются цели и план деятельности предприятия, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей.

Планирование дает ответы на следующие вопросы:

- Каково положение организации в настоящее время? (Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах)

- Каковы должны быть цели организации? (оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации)

-Как организация может достичь целей? (Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы).

Планирование - это основа, на которой базируются другие управленческие функции, так как организация, мотивация и контроль в конечном счете направлены на достижение поставленных целей.

Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план.

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации.

Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем.

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики.

План представляет собой сложную социально - экономическую модель будущего состояния организации.

Стратегическое планирование - это процесс отбора целей организации, определения стратегии, а также разработки программ и процедур для их выполнения.

Цели - это желаемое, возможное и необходимое состояние организации.

Стратегия - это широкая программа действия по достижению целей организации. Стратегия создает направление развития и руководит использованием ресурсов для достижения целей организации. Долгосрочная стратегия является основой для принятия тактических решений.

Тактика - конкретные краткосрочные стратегии.

Организация

При организации происходит распределение задач между работниками (подразделениями) и установление взаимодействия между ними. Главной задачей является формирование структуры предприятия и обеспечение ее всем необходимым (оборудование, денежные средства, персонал и т.д.) Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.

Организационные структуры предприятия:

-линейная

-функциональная

-линейно-функциональная

-матричная

-линейно-штабная

-дивизиональная

При формировании организационной структуры управления необходимо исходить из следующих рекомендаций:

- ориентация на достижение целей, а не стремление уложиться в имеющиеся ресурсы и наличный состав сотрудников предприятия;

- четкое разделение функций тех подразделений предприятия, которые отвечают за оперативные результаты, и тех, кто работают на перспективу;

- ясное и однозначное разграничение полномочий на всех уровнях управления;

- полная мера ответственности в рамках предоставленных прав;

- максимум контроля при минимальном числе уровней руководства.

Координация

Координация - одна из основных функций менеджмента, которая гарантирует непрерывность действий. Это вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно - хозяйственных организациях.

Такая согласованность достигается путем установления оптимальных связей между ними (собрания, отчеты, компьютерная связь и т.д.).

Мотивация

Мотивация - функция менеджмента, связанная с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Необходимость мотивации обусловлена тем, что менеджерам приходится работать с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в нужное русло.

В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимосвязанных категорий:

потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей

Теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации.

К содержательным теориям мотивации относятся: иерархия потребностей Маслоу, теория Мак Клеланда, теория Герцберга. К процессуальным теориям относятся теория ожиданий, теория справедливости, теория Портера-Лоулера.

Контроль

Контроль - это процесс проверки и сопоставления того, что есть, с тем, должно быть достигнуто.

Задача контроля - количественная и качественная оценка результатов работы. Цель контроля - создание системы управления, которая поможет достичь предприятию намеченных целей своего развития. Поэтому основными инструментами контроля являются - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Виды контроля:

- предварительный контроль - осуществляется до начала работ по достижению целей. Он используется по отношению к человеческим ресурсам (анализ деловых и профессиональных знаний и навыков работников, которые необходимы им для выполнения тех или иных должностных обязанностей), материальным ресурсам (контроль качества сырья и материалов) и финансовым ресурсам (составление бюджета, который гарантирует наличие средств, необходимых для достижения намеченных целей);

- текущий контроль - осуществляется в процессе реализации планов по достижению поставленных целей. Такой контроль позволяет своевременно выявлять возможные проблемы и предпринимать корректирующие действия;

- заключительный контроль - проводится после того, как работа завершена. На этом этапе обычно фактические результаты сопоставляются с запланированными.

Процесс контроля состоит из трех этапов:

1. Установление нормативов (стандартов)

2. Сопоставление нормативов с фактической деятельностью

3. Корректировка действий.

 

Частные функции управления

К ним относятся связующие функции, делопроизводство, обеспечение оргтехникой и ее использование. Частные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

Связующие функции - это принятие решений и коммуникация.

Принятие решений - правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми.

 

Понятие менеджер

 

Все процессы управления в организации осуществляются специально подготовленными специалистами - менеджерами.

Следует различать понятия менеджер и предприниматель.

Предприниматель - это собственник, применяющий свои средства или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в состав его правления.

Менеджер - это наемный работник, это один из членов организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют, контролируют; работают на свой страх и риск. Менеджеры рискуют своей должностью, предприниматели - собственным капиталом.

Категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации, руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов).

 

Менеджеры - лидеры

 

Менеджеры-лидеры - это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических инструментов руководства.

Менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса. Чем завоевывается сейчас авторитет? Опыт ведущих фирм убеждает в том, что это - высокий профессионализм и стремление к совместному стилю управления фирмой руководителем и коллективом. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью неся ответственность за результаты деятельности и чувствуя при этом свою значимость.

 

Основные черты менеджера-лидера (современного руководителя):

- доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;

- глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительным количеством сотрудников, много времени уделяет поиску подходящих кадров, их обучению;

- не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

- терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

- вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное - исправить ошибку;

- при выдвижении на ответственные посты рекомендует способных работников из своей организации и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны;

- поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;

- без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

- уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;

- постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.

 

Требования к управленческой информации

 

Управленческая информация характеризуется объемом, достоверностью, ценностью, насыщенностью и открытостью.

1) Объем информации может быть избыточный, субминимальный и недостаточный.

Избыточность информации повышает качество принимаемых решений, но увеличивает время на ее обработку. Хотя для принятия важных решений иногда требуется дублирование сообщений из разных источников.

Недостаточность информации затрудняет выработку правильного решения. Она возникает из-за засекречивания информации или из-за стремления отдельных лиц или организаций монопольно обладать информацией для повышения своего социального и материального статуса.

Субминимальный объем информации - это минимально полный (или достаточный) объем для конкретного человека для принятия какого-либо обоснованного решения.

2) Достоверность информации - это процент реальных сведений в общем объеме информации (воспринимаемой).

Достоверность имеет три уровня:

- абсолютный (100 %);

- доверительный (больше 80 %);

- негативный (меньше 80 %).

Достоверность информации зависит от времени прохождения информации (информация о курсах акций на бирже). Повысить достоверность информации можно за счет обработки большего объема информации по эффективным алгоритмам.

3) Ценность информации характеризуется уровнем затрат материалов, времени и денег на принятие правильного решения; возможны следующие уровни ценности управленческой информации: нулевой, средний, высокий, сверхвысокий.

Первый уровень характерен для информации, содержащей известные или ненужные для принятия решения данные.

Второй (средний) уровень ценности имеет информация, идущая от добросовестных, но потерявших интерес к работе специалистов.

Высокую ценность представляют имитационные модели организаций, позволяющие прогнозировать состояние организации и принимать упреждающие решения.

Сверхвысокую ценность представляет информация, связанная с инновационными технологиями, маркетинговыми исследованиями.

4) Насыщенность информации - это соотношение полезной и фоновой информации.

Фоновая информация может включать шутки, анекдоты, предупреждение о предстоящей информации, т.е. вводную информацию.

Если лектор читает лекцию без фоновой информации, то она воспринимается хуже, считается "сухой". Но при обилии фоновой информации лекция может показаться пустой, т.к. внимание слушателя ослабевает, и он может пропустить полезную информацию.

Насыщенность информации может иметь три уровня:

- высокий (80 – 100 % полезной информации);

- нормативный (50 – 80 %);

- низкий (менее 50 %).

В настоящее время имеется тенденция увеличения насыщенности информации, что часто приводит к перегрузкам при ее восприятии.

5) Открытость информации - это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Информация может быть секретной, конфиденциальной и публичной.

Секретная информация отражает потребности общества и имеет ограничение на использование (информация об обороне страны, стратегических запасах и др.). Она может иметь грифы: "особая важность", "совершенно секретно", "секретно".

Конфиденциальная информация используется для служебного пользования, отражает интересы какой-либо организации или группы людей:

- изобретения и ноу-хау;

- имущественное положение организации;

- сведения о партнерах, клиентах;

- структура цены производимой продукции;

- условия сделок;

- методы продвижения товара на рынках сбыта.

Публичная (открытая) информация отражает интересы общества, потребности и интересы людей и не имеет ограничений на использование.

Все эти пять характеристик информации оказывают влияние друг на друга.

Конечная, обработанная информация, используемая руководителями для принятия решений, должна иметь следующие уровни рассмотренных характеристик:

1) объем: субминимальный;

2) ценность: средний или высокий уровень;

3) достоверность: абсолютный уровень;

4) насыщенность: средний уровень;

5) открытость: конфиденциальный и публичный уровень.

Информация является товаром, интеллектуальной собственностью. Информацию следует защищать, утечка коммерческой секретной информации может привести организацию в условиях жесткой конкуренции к банкротству.

 

Виды коммуникаций

по разным признакам

 

По направленности

Бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (команды с низшего уровня на высший). Пример: староста - зав.кафедрой - декан - ректор и по нисходящей (команда с высшего уровня на низшей (пример наоборот). Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации (торговый отдел - планово-экономический отдел - бухгалтерия) либо отдельными исполнителями, а также деловыми партнерами (фирмами, компаниями).

 

 

По виду отправителя

Различают формальные, слухи, неформальные.

 

По виду получателя

Различают внешние деловые партнеры (фирмы), учреждения, организации и внутрифирменные.

От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они общаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок.В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи письменные отчеты.

 

Классификация УР решений

 

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать: (сначала записываем признак, затем виды УР).

1. Степень повторяемости проблемы.

В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.

 

2. Значимость цели.

Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегические и тактические.

 

3. Сфера воздействия.

Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решения можно считать локальными. Решения, однако, могут приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

 

4. Длительность реализации.

Реализация решения может потребовать несколько часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдёт сравнительно короткий срок – решение краткосрочное. В то же время всё более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

 

5. Прогнозируемые последствия решения.

Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

 

6. Характер использованной информации.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированны е (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

 

7. Метод разработки решения.

Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее заданному алгоритму. Другими словами, формализованные – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решения повышает эффективность управления. В результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджера.

На практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.

 

8. Количество критериев выбора.

Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворить одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.

 

9. Форма принятия.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными.

 

10. Способ фиксации решения.

По этому признаку управленческие решения могут подразделяться на фиксируемые, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа – приказа, распоряжения, письма и т.п.) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами, можно классифицировать следующим образом:

§ ситуационные, (незапрограммированные, уникальные, творческие), рутинные (запрограммированные, гнтворческие), ведомственные решения;

§ решения средней сложности (текущие уточнения, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

§ инновационные и определяющие решения.

 

Требования к УР

§ научная обоснованность выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием. К этим факторам можно отнести следующие:

- учет требований объективных экономических законов и закономерностей;

- знание и использование тенденций развития объекта управления;

- наличие полной, достоверной и научно обработанной информации;

- наличие специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;

- знание и применение ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений;

§ своевременность (т.е. решения должны приниматься в срок);

§ непротиворечивость (выражает необходимость его согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным);

§ адаптивность (определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.893 с.)