ТОП 10:

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛЫ БЕЛАРУСИ



 

Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потен­циалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством тру­довых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специ­альных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвали­дов 1 и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике. Граница трудоспособного возраста населения в каждом го­сударстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны.

В Республике Беларусь к населению трудоспособного возраста относятся муж чины в возрасте от 16 до 60 и женщины - от 16 до 55 лет. В Великобритании, Австрии, Греции, Грузии верхней границей трудоспособного возрас­та для мужчин является 65 лет, женщин — 60 лет; в Италии соответственно 62 и 57; Кыргызстане 63 и 58 лет; Порту­галии 65 и 62 года. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верх­ний их предел составляет, например, в Дании, Исландии, Норвегии — 67 лет; в Бельгии, Германии, Финляндии, Шве­ции, Канаде, США —- 65 лет; Эстонии — 63 года; Латвии — 62 года; Китае и Франции — 60 лет.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное поселение — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах госу­дарственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономиче­ской активности населения», который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются заня­тыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяй­ством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохо­да.

К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственно­сти, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской дея­тельностью и самозанятое население. Для оценки и прогноза трудовых ресурсов основополагающее значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показателями которого являются численность и продолжитель­ность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Те­кущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество ро­дившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднего­довой численности лиц данного возраста.

Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, проживающее на остальной территории, является сельским.

Численность населения Республики Беларусь на начало 2004 г. составила 9849,1 тыс. чел. По численности жи­телей Беларусь занимает 5-е место среди стран СНГ и 17-е место в

Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим приростом (убылью) на­селения естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, населения определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

В Беларуси во второй половине XX в. наиболее высокий уровень рождаемости наблюдался до I960 г., когда на 1 тыс. чел. приходилось более 24 родившихся. В дальнейшем он стал снижаться и в 2003 г. составил всего 9 чел. на 1 тыс. населения. Наиболее низкий уровень смертности был в I960—1966 гг., когда на 1 тыс. населения ежегодно уми­рало менее 7 чел. В последующие годы данный показатель постепенно увеличивался, и в 2003 г. на 1 тыс. жителей умерло 14,5 чел.

До 1993 г. в Беларуси происходил естественный прирост населения, который за 1951 —1970 гг. составил 2378,5 тыс. чел., или 118,9 тыс. в среднем за год, за 1971—1990 гг. — соответственно 1292,3 и 64,6 тыс. чел. С 1977 г. в сель­ской местности, а с 1993 г. в делом по стране количество умерших превышает количество родившихся. За этот период естественная убыль населения в стране составила 444 тыс. чел., в том числе в сельской местности 429 тыс. чел. С 1997 г. и в городских поселениях уровень смертности превысил уровень рождаемости. Таким образом, страна в демографи­ческом развитии вступила в качественно новый этап — депопуляцию. Особенностью этого процесса в Беларуси явля­ется не только низкий уровень рождаемости, характерный для многих развитых государств, но и высокий уровень смертности, имеющий тенденцию к росту.

Среднее число рождений в расчете на одну женщину, так называемый суммарный коэффициент рождаемости. снизилось с 1,9 в 1990 г. до 1,2 в 2003 г. В настоящее время по этому показателю Беларусь, хотя и несколько превос­ходит Болгарию, Россию, Латвию, Чехию, но вместе с ними, а также Эстонией и Литвой занимает одно из последних мест в мире.

Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости для одной женщины должен быть не менее 2,15. В Беларуси он составляет только 1,3. При сохранении тенденции перехода к модели однодетной семьи численность населения страны через 25—30 лет может сократиться почти вдвое.

Снижение рождаемости обусловило изменение в возрастной структуре населения. Число детей в возрасте до 14 лет уменьшилось с 2252,5 тыс.чел. на начало 1995 г. до 1595,5 тыс.чел. к началу 2004 г., а их удельный вес в общей численности населения снизился соответственно с 22,1 до 16,2 %. Число лиц в возрасте 70 лет и старше увеличилось соответственно с 731,1 до 924,2 тыс. чел., а удельный вес этой категории населения возрос с 7,3 до 9,4 %.

В Республике Беларусь доля лиц в возрасте 60 лет и старше на начало 2003 г. составила 18,7 %. В соответствии с известной классификацией Э.Россета, если в структуре населения эта категория лиц составляет более 12 %, то об­щество находится в стадии демографической старости. Старение может приводить к таким экономическим и соци­альным проблемам, как изменение отношения численности лиц моложе и старше трудоспособного возраста к числен­ности трудоспособного населения, на иждивении которого они находятся; высокий рост расходов на оказание меди­цинской помощи пожилым людям.

За последние годы в стране значительно возросли численность и удельный вес населения трудоспособного воз­раста, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась незначительно. Согласно демографическому прогно­зу, формирование трудового потенциала будет обусловлено приростом трудоспособного населения до 2006 г. и его абсолютным сокращением в последующий период.

В Беларуси, как и во многих странах, женщин больше, чем мужчин. В 2004 г. на 1000 мужчин приходилось 1136 женщин. Такая ситуация сохраняется с небольшими колебаниями около20 лет, тогда как в 1960 г. на 1000 муж­чин приходилось 1249 женщин. В возрасте до 30 лет женщин меньше, чем мужчин, а в возрасте 70 лет и старше на 1000 мужчин приходится более 2300 женщин.

Па формирование численности и половозрастной структуры населения определенное влияние оказывает мигра­ция населения.

В 50—60 гг. XX в. в Беларуси наблюдался избыток трудовых ресурсов, который народное хозяйство республи­ки не могло использовать в полной мере, обусловив тем самым переселение жителей в другие регионы бывшего СССР. Кроме того, Беларусь теряла свое население в обмене с Российской Федерацией, Украиной, Казахстаном, При­балтийскими республиками. За 1950— 1964 гг. отрицательное сальдо миграции в Беларуси составило 1173,9 тыс. чел., или 63 % естественного прироста населения. Миграция оказала существенное влияние на численность и воспроизвод­ство населения страны.

Коренной перелом во внешней миграции населения в сторону уменьшения произошел в середине 60-х гг. XX в. в результате развития производительных сил и увеличения количества рабочих мест в самой республике. В 1965 г. сальдо внешней миграции населения впервые становится положительным. В дальнейшем в течение длительного пе­риода времени естественную убыль населения компенсировал миграционный приток в Беларусь.

Максимальный миграционный прирост населения страны происходил в 1984, 1992 и 1993 гг., максимальный отток — в 1986 и 1990 гг. В последние годы миграционный прирост населения резко снизился. Если в 1991—1995 гг. он в среднем за год составлял 22,2 тыс. чел., то в 1996—2000 гг. — 12,7 тыс. чел., а в 2001—2003 гг. — всего 6,6 тыс. чел.

Республика Беларусь имеет положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За 2001—2003 гг. оно составило 30,7 тыс. чел. За этот период в другие страны выехало на 10,9 тыс. чел. больше, чем прибыло из них в Беларусь.

В Беларуси сохраняется значительный уровень миграции жителей внутри страны, главным образом из сельских мест в города и из малых городских поселений в крупные промышленные центры. Если на начало 1951 г. в городских поселениях проживало только 22,2 % населения республики, то уже в 1975 г. численность городского населения пре­высила численность сельского. На 01.01.2004 г. в городских поселениях Беларуси проживало 71,5 % населения страны. При этом происходит концентрация населения в крупных и больших городах с численностью жителей свыше 100 тыс. чел в каждом. Если в 1970 г. таких городов было 9 (Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Бобруйск, Гродно, Брест, Орша, Барановичи) и в них проживало 29,9 % населения страны, то к началу 2004 г. их число увеличилось до 14 (Бо­рисов, Пи не к, Мозырь, Новополоцк, Солигорск) и в них проживало 47,7 % населения страны.

Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. До 1917 г. в Бела­руси продолжительность жизни составляла всего 37,5 года, в том числе у мужчин - 37 и женщин — 38 лет. В даль­нейшем она постоянно увеличивалась и для всего населения наибольший показатель — 72,9 года был достигнут в 1964—1969 тт. У мужчин наивысший показатель продолжительности жизни был в 1964— 1965 гг. — 68,8 года, у женщин в 1974 — 1975 гг. и 1989 г. — 76,4 года. В последние годы ожидаемая продолжительность жизни при рожде­нии снизилась: в 2003 г. она составила 68,5 года, в том числе 62,7 года у мужчин и 74,7 года у женщин. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Беларусь занимает только 89-е место в мире.

За последние годы усилились диспропорции в продолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается на демографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Если в 1961—1962 гг. разница в про­должительности жизни мужчин и женщин составляла 6,7 года, то в 2003 г. — 12 лет.

Уменьшение продолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняются рядом со­циально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.

По имеющимся данным, продолжительность жизни и общественное здоровье на 49—53 % зависят от образа жизни человека, на 18—22 % — от наследственности и биологии, на 17—20 % — от внешней среды и экологии, на 8—10 % — от уровня развития здравоохранения. Поэтому разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в основном объясняется различиями в их образе жизни. Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах с тяжелы­ми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем, курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительность жизни оказывают характерные для современного развития общества усложнение условий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличение напряженности ритма жизни, информационные и транспортные пере­грузки, недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития, разработан специали­стами Программы развития ООН (ПРООН) для сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресур­сов, а именно, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдель­ного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень матери­ального благосостояния. В показателе учитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей.

ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших индикаторов уровня жизни — индек­са ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования населения и индекса реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности_(ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала) При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уровнем; менее 0,500 — низким уровнем развития человеческого потенциала.

ИРЧП стран мира публикуются ПРООН в ежегодных «Докладах о развитии человека». В 2002 г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,790) занимала 62-е место среди 177 стран и относилась к группе госу­дарств со средним уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме России.

Категория человеческий капитал появилась в мировой экономической науке во второй половине XX столетия. Разработчики теории считали, что человеческий капитал как экономическая категория во многом совпадает с актив­ной частью основного капитала — машинами и оборудованием. Он также изнашивается, требует текущего и капи­тального ремонтов, модернизации и замены, переносит на производимую продукцию часть своей стоимости. В наибо­лее последовательной форме концепция человеческого капитала изложена в работе лауреата Нобелевской премии 1992 г. американского экономиста Гари Беккера «Человеческий капитал».

Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опы­та, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесто­ронней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обла­дает человек, а их накопленный запас Обшепризнаны два основных подхода к оценке накопленного человеческого каптала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, отно­симые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

Всемирный банк и Международный валютный фонд разработали расширенную концепцию национального бо­гатства, включив в нее человеческий и природный капиталы.

В настоящее время национальное богатство Республики Беларусь по официальной статистике включает только совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени. В соответствии с экономическим назначением элементы национального богатства делятся на основ­ные фонды, материальные оборотные средства, а также домашнее имущество населения.

Человеческий и природный капиталы в составе национального богатства страны статистическими органами Бе­ларуси до сих нор не учитываются, хотя они играют, если исходить из аналогии с другими государствами, домини­рующую роль. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ.

Для характеристики трудового потенциала страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности. Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно со­ставляемые по областям, Минску и стране в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2003 г. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился.

За время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности. Удельный вес занятых в государственном секторе экономики сократился с 73,9 % в 1990 г. до 53 % в 2003 г., а в частном секторе увеличился с 26,1 до 45,2 %. На территории Беларуси появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает.

Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе заня­того в экономике. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования населения. Удель­ный вес работников с высшим и средним специальным образованием в нашей стране увеличился с 36,4 % в 1995 г. до 43,9 % в 2003 г. В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эф­фективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преиму­ществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демогра­фическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

Демографическая политика должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близ­кого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемо­стью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспита­ния нескольких детей, постепенного перехода от мало- к среднедетности.

Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответ­ствии с профессиональными возможностями каждого человека.

Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация межгосударственных перемещений населе­ния на основе сочетания государственных и личных интересов граждан: повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохранения демографического потенциала сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть направлена на совершенствование миграционного законодательства и выполнение международных договоров и соглашений.

В Республике Беларусь за годы государственного суверенитета проделана большая работа по проведению ак­тивной демографической политики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейших до­кументов государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс Республики Беларусь о бра­ке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999 г.. Трудовой кодекс — с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохране­нии» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны национальный план действий по охране прав ребенка, президентская программа «Дети Беларуси», госу­дарственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др.

Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласо­ванных действий республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, под­чиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, направленных на обеспечение выполнения положений Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь», создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь, который является постоянно действующим органом.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы для обеспечения стабилизации демографической ситуации предусмотрен комплекс мер, направленных в первую очередь на улучшение здоровья населения. Этому прежде всего будет способствовать реализация мер социальной политики по повышению уровня жизни населения, развитию социальной сферы и охране окружающей среды, разработке и реализации нацио­нальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.01 с.)