ТОП 10:

Предпосылки становления и развития НЭ.



Понятие НЭ.

 

НЭ – является объектом изучения многих дисциплин и интерес к проблемам развития НЭ возникает в 16-17 вв, когда в рамках меркантилизма рассматриваются причины роста богатства страны.

Многие научные работы 17-18 вв в названии создали проблемы развития НЭ.

1-м из 1-х на проблему развития НЭ обратил немецкий экономист Фридрих Лис 40 гг 19 в , который считал, что каждая НЭ развивается по своим специфическим законам, ориентированные на национальные условия, традиции. С этого вытекает, что невозможно создать общую экономическую теорию.

Работа Листа была высоко оценена русскими исследователями. Многие русские исследователи считали, что Россия должна идти своим особым путем развития, учитывая менталитет, особенности жизни России.

Вместе с тем, как особый объект изучения НЭ возникает во 2-й пол 20 в в рамках региональной экономики.

В настоящее время можно говорить о том что НЭ является отдельной специальной нацией, которая имеет свой объект, предмет и методы исследования.

Объектом нации является национальная хозяйственная система страны.

Предметом - экономические связи, отношения, отдельные сферы НЭ.

Следует учитывать, что объект НЭ , как нации одновременно изучается и др дисциплинами – экономическая история, статистика, эконометрика, экономическая география.

Исследование объектов, т е метод данной науки предполагает использование общенаучных и специальных методов познания (анализ, синтез).

Особенности метода использования системного подхода в соответствии которого НЭ рассматривается как сложный объект, состоит из большого количества элементов взаимосвязанных др с др.

Данные взаимосвязи определяют тенденции развития системы в целом, учитывается влияние внешней среды.

Рассмотрение НЭ, как системы, предполагает использование структурного функционального подхода.

Черты которого являются:

1)признание экономики подсистемой более широкого понятия общества

2)системные функции экономики объясняются исходя из структурно-функциональной дифференциации в обществе

3)функциональные императивы подсистем общества в т. ч . и экономики реализуются через определенные институциональные формы (спец- х механизмов)

4)процессы экономики и общества, которые отражают свойства системы, ее функции можно объединить, классифицировать по функциональной направленности и они м/б сведены к определенному количеству

5)экономики с т. з. функционирования рассматривается как институциональный процесс , т. е. как совокупность различных элементов и действий, направленных на создание материальных благ и доходов членов общества.

Понятие «институт» у экономику был введен американским экономистом Гамильтоном в 1898г.

Институт – способ мышления, традиции, поведение субъектов, различные социально- экономические организации и учреждения.

В нач 20 в в ЭТ возникает институционализм , который рассматривает эволюцию общества, как смену 1- х институтов 2-ми.

В данном случае под институтом понимается устойчивый комплекс формальных норм, принципов, регулирующих различные сферы социальной деятельности, и организующие их в систему социальных ролей с помощью определенных, организационных и организационно- экономических структур.

Экономика, как система рассматривается в 2- х аспектах:

1.позитивный

2.нормативный

1-й отражает текущее состояние проблемы и описывает ее состояние с помощью статистических данных.

2- й отражает способы, механизмы, с помощью которых можно перейти от текущего состояния к идеально сформированной модели или системе.

Характерной чертой сложных социальных систем является способность к саморазвитию и потенциал развития экономики определяется источниками, проблемами с которыми сталкиваются и механизмы разрешения и адаптации к внешним условиям развития.

Рассматривая НЭ, как объект исследования, следует останавливаться на содержательном аспекте, суть которого раскрывается через анализ состояния проблем, тенденций экономической системы, механизмов развития системы, механизмов развития системы государственного регулирования, направленной на достижение определенных макроэкономических состояний.

НЭ характеризуется такими чертами как :

-суверенитет государства

-территориальная целостность

-единство экономического пространства

-общность характера хозяйственных институтов

-наличие еденного платежного средства

-существование целостной финансовой системы

-развитие внутреннего рынка

-стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений

-гарантии независимого распоряжения национального богатства в интересах роста благосостояния нации.

НЭ, как система может рассматриваться в различных аспектах:

1.организационный –совокупность объектов хозяйствования, отраслей регионов, и их взаимоотношения.

2.в структурной – предполагает рассмотрение хозяйственных комплексов и их взаимоотношение.

3. функциональный – предполагает анализ совокупности потенциалов НЭ.

4.институциональный – предполагает совокупность институтов рынка и различных сегментов.

5.прововой – предполагает анализ правовых норм, определяющих механизмы государственного воздействия на экономические процессы.

При рассмотрении НЭ следует учитывать, что все ее компоненты опосредованы формами собственности . движением ресурсов, финансовыми потоками и нормативной средой.

Главная цель функционирования НЭ является рост уровня благосостояния населения и важное значение придается эффективности и конкурентоспособности НЭ.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адапта­ционной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инноваци­онного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

•уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

•состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

•наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

•уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

•наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

•степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

•системой подготовки кадров-инноваторов;

•финансовым обеспечением (объемами, источниками)

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяется в процес­се инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам.

• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышлен­ной продукции;

•развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных техноло­гий);

•внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);

•участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

•участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все указанные параметры.

Инновационная сфера в стране существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институ­ты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей был создан достаточно мощный отраслевой сектор науки: от­раслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтаж плановой экономики и возникший глубокий системный кризис усложнили проблему инноваций. В государствах—участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововве­дений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) от общего числа организаций. Произошло снижение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предпри­ятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичных для рынка механизмов связи науч­ной, промышленной и финансовой сфер; трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего, инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды).

Начало решению указанных проблем положили законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (19% г.), о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (Указ Президента Республики Беларусь, 1996 г.) и др.

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), об инкубаторах малого предпринимательства (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Бе­лорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциала и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде все­го инновационной инфраструктуры.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конку­рентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, пози­ции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Инновационность экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использо­ванию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совер­шенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации

Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность произ­водства осваивать инновации.

По данным Комитета по науке и технологиям и НАНБ, общее количество определяющих технологий (относя­щихся к способу производства продукции и формирующих ее технические характеристики), используемых в 2000 г. при производстве основных видов продукции, работ и услуг, составляло почти б тысяч. Из них свыше 80 % применя­ются в промышленности, 11 %— в сельском и лесном хозяйстве. Однако уровень этих технологий крайне низок. По­ловина из них разработана еще до 1985 г. Почти 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологи­ческим укладам, около 16 % -— к новым и лишь 5,2 % - к высоким. Только 4,1 % станочного парка республики состав­ляют станки с числовым программным управлением и менее 1 % — обрабатывающие центры. Период использования технологий в производстве равен 20—30 годам (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производ­ствах происходит каждые 5, а зданий и сооружений — каждые 10 лет)

В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зареги­стрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательской активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36 %), физических лиц (30 %), вузов (20 %), пред­принимательских структур (10 %). Изобретатели республики создают новые решения мирового уровня по 30 с лиш­ним направлениям науки и техники.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 г. инновационно актив­ными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 314 организаций (в 2002 г. — 325), или около 13 % общего их числа в промышленности Беларуси.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, методов их производства (передачи), а также значитель­ных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процесс­ные.

Общие затраты на технологические инновации в 2003 г. составили 1,06 млрд р. (в 2002 г. — 910,6 млн р.), из них 46 % — текущие и 54 % — капитальные. Основная часть всех затрат направлена на приобретение оборудования (46,0 %), на исследования и разработки (4,3 %) и на производственное проектирование (6,3 %). Незначительные сум­мы были направлены на приобретение новых технологий (включая права на патенты) — около 1 % затрат, подготовку персонала, маркетинговые исследования.

Главным источником финансирования инноваций служили собственные средства предприятий (60 %), средства иностранных инвесторов (12 %), средства внебюджетных фондов (8,4 %), республиканского и местного бюджетов (по 1,2%).

Объем отгруженной предприятиями инновационной продукции в 2003 г. составил 2,6 трлн р. (в 2002 г. — 1,7 трлн р.), или около 8 % (в 2002 г. — 9,3 %) общего объема отгруженной продукции промышленности. Более половины (60 %) — это вновь освоенная или подвергшаяся значительным изменениям в течение последних трех лет инноваци­онная продукция.

В 2003 г. было приобретено 1188 новых технологий: оборудование (70 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (9 %), результаты ИР (около 7 %); из них 375 — из-за пределов Беларуси. В технологических обменах в 2003 г. участвовало 161 предприятие (в 2002 г. — 164). Если в 2002 г. в промышленности было выполнено 544 совме­стных исследовательских проекта, то в 2003 г. только 150 (в основном с Россией и Евросоюзом).

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улуч­шение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, со­кращение энерго-и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

Обновление и сертификация продукции в промышленности показывают положительную тенденцию к росту. Доля новой, освоенной в течение последних трех лет продукции в общем объеме производства составила в 2000 г. — 6,7 %, в 2002 г. — 10,3 %, в 2003 г. — 11,1 %, а доля сертифицированной — соответственно 48,0, 51,6 и 54,7 %.

Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конку­рентоспособности национальной экономики — доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3 % (доля США — 39 %, Японии — 30 %, Германии — 16 %). Вклад информационных технологий в ВВП — сотые доли процента (в США — 5,4 %, Японии — 3,2 %, России — 0,003 %).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепле­ния кадрового потенциала.

Инновационное предпринимательство. В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и получил развитие новый вид орга­низационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, пре­имущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий. В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, вклю­чающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных ценгров.

Из функционирующих технопарков («Технопарк "Могилев"», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехно-парк», «Технопарк БНТУ) только «Технопарк "Могилев"» комплексно решает вопросы трансфера технологий и ком­мерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАНБ. В ее состав входят малые инновационные предприятия, другие субъекты малого предпринимательства, а также научные учрежде­ния. Основной целью ассоциации является, в частности, разработка механизмов взаимодействия экономического, производственного и информационного характера в сфере производственных и научно-инновационных предприятий, а основным направлением деятельности — поддержка и помощь в организации малых инновационных предприятий.

Из девяти бизнес-инкубаторов только три (в Лиде, Гомеле и Минске) можно отнести к инновационным.

В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые при университетах. Их задачами являются, в частности, мониторинг рынка научных разработок, анализ научно-технического уровня их конкурентоспособности, анализ отраслей промышленности и изучение потребностей пред­приятий в новых технологиях, информационная и консультационная поддержка деятельности субъектов инновацион­ного предпринимательства, а также деятельности различных субъектов хозяйствования в сфере трансфера технологий, организация и участие в конференциях и семинарах. При участии ООН и ПРООН в рамках программы «Совершенст­вование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» создан Национальный центр трансфера технологий для координации работ в данной сфере.

Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хороню организованной системы финансирования, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Беларуси она практически не используется. Финансированием инновационного предпринимательства в стране занимаются в основном Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (кредитует отдельные инновационные проекты) и Белорусский инновацион­ный фонд (кредитует инновационные проекты в области научных исследований и разработок).

Существование только двух основных источников финансирования неблагоприятно сказывается на развитии малого инновационного предпринимательства Количество малых предприятий, осуществляющих научно-техническую деятельность, в 2003 г. по сравнению с 1996 г. сократилось почти в два раза. Сказываются отсутствие системности при их создании, устаревающая правовая база, материально-финансовые барьеры, недостаток квалифи­цированных кадров и профессиональной информации.

Международное научно-техническое_сотрудничество. Международная кооперация в науке и технологиях яв­ляется Средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собствен­ного развития, так как ни одна из них не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Достигнутый научный потенциал позволяет Беларуси принимать участие в международном инновационно-технологическом взаимодействии в целях повышения уровня конкурентоспособности отечественной науки и техноло­гий и их выхода на мировой рынок инноваций, наукоемких товаров и услуг.

Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3-4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития МНТС разрабатывается план меро­приятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интегра­ции высшего и последипломного образования.

Подводя итог анализу инновационного потенциала и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодоле­ны. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критическом для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих ИР, в численности населения республики, начиная с 2000 г., составляла всего около 0,3 %, тогда как в 1990 г. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает матери­альная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрес­сивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республи­ки технологий &0 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов ИР. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение ин­формационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой Охраны, а также проблема коммерциализации нововведений

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, несо­вершенная налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате только около 10 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. - до 70 %).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в пол­ной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных техноло­гий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообщества. Были приняты новые законодательные и нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы страны, ее специфи­ку с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные реше­ния в инновационной сфере высокоразвитых стран. Научным сообществом во главе с НАН Беларуси подготовлена Концепция развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 года. Заканчивается разработка Закона «О госу­дарственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих доку­ментов заключаются в том, что государственным приоритетом является инновационное развитие, перевод националь­ной экономики на инновационный путь через построение национальной инновационной системы (НИС) рыночно ори­ентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опытов показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки.

•организационную структуру - совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (научно-исследовательских институтов, университетов и академий, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инно­вационной сферы,

•инфраструктуру (систему обеспечения первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — цен­тры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и др.;

•институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, сово­купность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов иннова­ционной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное обра­зование);

•систему подготовки и переподготовки кадров;

•систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, по­зволяющая оперативно находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рын­ком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собствен­ности финансовая система создает действенные стимулы для производства и применения знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегического целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого система должна отвечать следующим требованиям:

•быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

•опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаи­моотношения науки, образования, производственной сферы;

•иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно стратегическими приоритетами должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные лети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономики.

Системы управления (менеджмента) и регулирования НИС должны строиться на принципах ведущей роли го­сударства в поддержке пионерных идей и инноваций, оптимизации (в зависимости от внешней и внутренней среды) соотношения либеральных и патерналистских методов управления с долгосрочной ориентацией на создание 3—5 крупных корпораций мирового уровня, технологических брокеров, развитие малого и среднего инновационного биз­неса. Принципом долгосрочного характера является развитие демократических начал, предпринимательской инициа­тивы в разработке и реализации стратегических установок, которые заложены в НСУР-2020.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития. Действующая Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005—2010 годы в связи с этим актуализируется в годовых прогнозах СЭР и годовых заданиях целевых ГНТП.

В рамках этих документов должны решаться следующие основные задачи:

•создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фунда­ментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, повышения вос­требованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

•постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспе­чение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы, дальнейшее совершенствова­ние нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

•адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных средств, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, на­правленных на развитие науки и технологий;

•рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направ­лений развития науки и технологий;

•совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

•совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области нау­ки и технологий;

•поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

•укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.

Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научной, научно-технической и иннова­ционной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования. В связи с этим необходима взаимоувязка науч­но-технической стратегии с другими составляющими государственного регулирования — промышленной, социаль­ной, информационной и экологической политикой

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ре­сурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производ­ственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость ос­новных Фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав ос­новных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объе­ма, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсой обеспеченности) ценах, учитывается также пере­оценка фондов.

На предыдущих этапах социально-экономического развития в стране был создан крупный производственный потенциал. В составе бывшего СССР Беларусь входила в группу союзных республик с относительно высоким уровнем развития. Вместе с тем на ее территории насыщенность основными фондами была ниже среднесоюзной — 3,4 % всех основных фондов СССР, в то время как доля республики в производстве национального дохода и промышленного производства достигала 4,2 %. Объясняется это особенностями специализации хозяйства Беларуси, которые заключа­лись в ограниченном развитии фондоемких отраслей добывающей промышленности.

Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. По данным на начало 2003 г., стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 152,6 трлн р., что по объему экви­валентно 4,2 ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные.

Если в 1970—1990 гг. среднегодовые темпы прироста основных фондов были довольно высокими — более 8 %, то в 1991 — 1995 гг. они резко снизились. Анализ индексов физического объема основных фондов в сопоставимых ценах (в % к 1990 г.) показывает, что за десятилетие в целом объём основного капитала практически не вырос. И только в 2001—2003 гг. отмечается среднегодовой прирост основных фондов более 4 % .

Структура валового накопления основного капитала по видам активов в 2003 г. была следующей: здания, со­оружения, передаточные устройства — 59,2 %; машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяй­ственный инвентарь — 40,6 %, остальное — рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, разведка полез­ных ископаемых, программное обеспечение вычислительной техники.

В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс привати­зации и разгосударствления основных фондов. За период с 1991 по 2003 г. удельный вес частной собственности в об­щей стоимости основных фондов увеличился с 20,4 до 29,7 %, доля государственной собственности сократилась до 69,8 %, иностранная собственность составила 0,5 % (рис. 2.6).

В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов производственные и непроизводственные.

За 1991—2003 гг. доля основных фондов отраслей, производящих товары, сократилась с 53,5 до 52,0 %, а удельный вес основных фондов отраслей, производящих услуги, возрос с 46,5 до 48,0 %. На этапе становления ры­ночных отношений более интенсивно строили новые здания и вели капитальный ремонт в таких отраслях сферы про­изводства услуг, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, банки, финансовые и страховые компании, другие виды коммерческой деятельности по обслуживанию рынка.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.024 с.)