Научный и научно-технический потенциалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный и научно-технический потенциалы



 

Значение, качество и продуктивность потенциала научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуют следующие количественные и качественные параметры и пока­затели:

•количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регионам);

•объемы и структура исследований и разработок (ИР) (фундаментальные и прикладные исследования, государ­ственные научно-технические программы, отраслевая структура ИР и т.н.);

• научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации;

•финансовое обеспечение (источники финансирования, объем затрат на ИР и т.п.);

•материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и т.д.);

•научно-информационные ресурсы (библиотечные и патентные фонды, компьютерные информационные сис­темы, Интернет-хосты и др.);

•система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

Ключевыми макропараметрами научного потенциала являются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, количество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.

Научный и научно-технический потенциал страны понес серьезные потери и находится в сложном положении. Но пока еще он сохраняет критическую массу для роста и развития прежде всего в рамках формируемой в Беларуси национальной инновационной системы.

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2003 г., в республике 295 организаций и предпри­ятий выполняли ИР, в которых было задействовано около 30 тыс. работников. Основная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Беларуси, Министерстве промышленности. Министерстве образования. Министерстве здраво­охранения. Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, кон­церне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников, выполнявших ИР, и 85 % внутренних текущих затрат на науку

Традиционно научные организации делятся на три основные сферы, представляющие относительно обособ­ленные элементы в научной системе:

- академическую. Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников, выполняю­щих ИР. В 2002 г. по инициативе Президента Республики Беларусь осуществлена реорганизация научной системы страны. В состав Академии передан ряд организаций сельскохозяйственного и технического профилей. Сегодня НАНБ осуществляет организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных исследований и раз­работок с отдельными функциями республиканского органа управления в сфере научной, научно-технической и инно­вационной деятельности.

- вузовскую. Вузовская наука представлена 34 университетами и другими вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подве­домственными вузам и Министерству образования республики. Наряду с участием в выполнении государственных научно-технических и других программ деятельность вузовской науки направлена на подготовку специалистов для народного хозяйства, на проведение ИР, обеспечивающих единство научного и образовательного процессов и соз­дающих задел для перспективных научных направлений.

- отраслевую науку ( ранее выделялась еще и заводская наука). Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструктореко-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Мини­стерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников, выполняющих ИР (2003 г.). К сожалению, в последние годы сократилось количест во КБ и проектно-конструкторских организаций со 106 в 1990 г., 53 — в 2000 г. до 43 — 2003 г. Снизилась и доля специалистов промышленных предприятий, выполнявших ИР (около 60 % в 1990 г. и 36 % в 2003 г.) в общей структуре научно-технического потенциала страны. А это наиболее инновационно-активная отрасль экономики, во многом определяющая ее конкурентоспособность.

Аналогичные тенденции прослеживаются в динамике отраслевых структурных характеристик научно-технического потенциала показывающих реальные приоритеты научной и научно-технической деятельности. Несмот­ря на очевидное снижение, доля промышленности в объеме научно-технических работ и численности специалистов, занятых ИР, остается высокой — около 35 %. Реорганизация научной сферы в 2002 г. привела к резкому росту доли НАНБ почти до 33 % в объемах работ и 38 %в численности специалистов. Далее идут отрасли сельского хозяйства и здравоохранения. Нынешняя структура потенциала в основном соответствует приоритетам Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005—2010 гг.

В секторном и региональном разрезах структура научно-технического потенциала выглядит следующим обра­зом. В 2003 г. из 295 организаций (в 2000 г. их было 307) в государственном секторе работали 122 (в 2000 г. — 106), предпринимательском — 122 (в 2000 г. — 52), секторе высшего образования — 51 (в 2002 г. — 52). С расширением государственного сектора возросла и численность занятых здесь научных работников (с 11 тыс. в 2000 г. до почти 13 тыс. чел. в 2003 г.). Доля предпринимательского сектора уменьшилась соответственно с 18,5 до 13,7 тыс. чел. В секто­ре высшего образования численность научных работников увеличилась до 3,4 тыс. чел.

Наибольшее число организаций расположено в г. Минске — 184 (62 %). По областям они распределены так: Брестская область — 16, Витебская — 26, Гомельская — 27, Гродненская — 11, Минская — 15, Могилевская область - 16 организаций. С 2000 г. их число возросло в Брестской и Витебской областях на 4 организации в каждой, а также в г. Минске — на 20; в Минской и Гродненской областях оно уменьшилось соответственно на 2 и 3 организации. Чис­ленность персонала, занятого в Брестской области, составляет 390 чел., Витебской — около 1 тыс. чел., Гомельской — около 3 тыс., Гродненской — около 470 чел.. Минской — 1880, Могилевской области — около 570 чел., в г. Минске - около 22,7 тыс. чел. (или 75 % общей численности). Эти региональные асимметрии создают дополнительные про­блемы в научном обеспечении социально-экономического развития областей страны.

Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общест­венные и гуманитарные науки. В последние несколько лет (1997— 2003 гг.) преобладающие позиции занимают тех­нические науки — 50—65 % затрат. Затем идут естественные науки — свыше 20 %, сельскохозяйственные свыше 6, общественные — свыше 5, медицинские - около 5 и гуманитарные науки — менее 2 %. Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.

Преобладание технических и естественных наук, отражающее специализацию Беларуси на машино- и приборо­строении, создает потенциальные возможности для поддержания и развития известных белорусских научных школ в области математики, физики, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных тех­нологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, машино­строения, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологии, способов обработки информации, специ­альной вычислительной техники.

Научные кадры. Исследователи и разработчики — важнейшая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентности, новаторского мышления зависит не только конкурентоспособность разработок, основанных на новых методах, продуктах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном счете и на приток финансовых ресурсов в науку.

Ключевой характеристикой научных кадров наряду с количественными параметрами является их качественный состав, его динамика. Основное звено научных кадров составляют исследователи. Их квалификационный уровень (число докторов и кандидатов наук) — главный фактор высокой результативности ИР. В 2003 г. в Беларуси работали 783 доктора наук (в 2000 г. — 819) и 3431 кандидат наук (в 2000 г. — 3847). Большинство из них заняты в техниче­ских и естественных науках. Снижение этих показателей в последние годы — тревожная тенденция.

Если по числу исследователей среди стран СНГ Беларусь уступает только России и Украине, то по числу док­торов наук — России, Украине, Грузии и Казахстану, а по числу кандидатов наук — России, Украине, Грузии. Из 17 700 исследователей высшее образование в 2003 г. имели 17 270 чел. (98 %).

Не менее серьезными проблемами в формировании кадрового состава науки является нарушение рационально­го соотношения возрастных категорий работников, занятых ИР. С 1993 по 2003 г. доля исследователей в возрасте 31— 39 лет уменьшилась вдвое, а в возрасте 60 лет и старше возросла в 4,5 раза.

Увеличение доли исследователей в возрасте до 29 лет с 13,3 % в 1995 г. до 19 % в 2003 г. — явление позитив­ное, обусловленное прежде всего развитием аспирантуры, научных исследований в вузах.

Подготовку научных кадров в аспирантуре в 2003 г. вела 121 организация (в 1995 г. — 94), в том числе 76 НИИ и 45 вузов. Численность аспирантов, начиная с 1995 г., неуклонно растет, и в 2003 г. она составила около 6 тыс. чел. (в 1995 г. — около 3 тыс. чел.). Увеличиваются прием в аспирантуру и выпуск из нее: в 2003 г. они составили соответст­венно около 1,8 и 1,23 тыс. чел., в том числе 100 чел. с защитой диссертации.

Менее интенсивно работает докторантура. В 2003 г. подготовку докторов наук вели 13 НИИ и 16 вузов (всего 29 организаций, в 1995 г. — 20). Численность докторантов не растет (в 2003 г. — 101 чел., в 1995 г. — 150). За по­следние три года уменьшились и прием, и выпуск. В 2003 г. в докторантуру принято 26 чел. (в 1995 г. — 60), в том числе 5 — в НИИ и 21 — в вузах; выпущено 28 чел. (в 2000 г. — 21), в том числе 2 чел. с защитой диссертации (в док­торантуре вузов). Приведенные данные свидетельствуют о необходимости кардинального улучшения работы докто­рантуры и аспирантуры в стране.

Финансирование науки. Финансовые ресурсы науки определяются как затраты на научные исследования и раз­работки (ИР), учитываемые государственной статистикой по форме № 1-наука. Общие затраты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, выполняемые организациями, и на работы соисполнителей. В 2003 г. внутренние за­траты на ИР составили 223,6 млрд р., в том числе текущие — 209,5 млрд р. и капитальные — 14,1 млрд р. Финансиро­вание науки — это денежное покрытие ее затрат.

В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 % (в 2003 г. — 49,8 %), а в общих расходах республиканского бюджета — 2,0 %. И если в фактически дей­ствовавших ценах расходы бюджета на науку растут (в 2002 г. они составили 87,6 млрд р., в 2003 г. — 103,6 млрд р.), то в постоянных ценах (1995 г.) они снижаются: в 2000 г. их доля в ВВП составляла 0,39 %, в 2002 г. — 0,34 % и в 2003 г -0,3%.

В ближайшие годы государство не сможет существенно увеличить расходы на научные исследования, поэтому крайне остро стоит проблема не только рационального их использования, но и оптимизации механизма финансирова­ния научной и научно-технической деятельности, поиска новых источников финансирования в условиях становления рыночных отношений.

Речь идет прежде всего о соотношении затрат по секторам деятельности, видам научных работ, источникам финансирования. Среди секторов деятельности ведущие позиции занимают предпринимательский и государственный, хотя доля предпринимательского сектора в 2003 г. по отношению к 2000 г. снизилась с 55 до 45 %. В то же время доля государственного сектора возросла с 28 до 37 %, сектора высшего образования — с 17 до 18 %.

Наряду с объемами ИР важное значение для характеристики научно-технического потенциала имеет структура затрат по видам работ: фундаментальные (ФИ) и прикладные исследования (ПИ), разработки. Доля ФИ в течение 2000 2003 гг. увеличилась с 18,9 до 21,3 %, прикладных исследований — до 27,7 %, но доля разработок снизилась до 51%.

При этом в государственном секторе и секторе высшего образования преобладающая доля расходов приходится на исследования (75—80 %), а в предпринимательском секторе — на разработки (до 90 %).

Однако остается неоптимальным соотношение затрат на исследования и затрат на разработки: в 2002 г. оно со­ставило 1:1,2; в 2003 г. — 1:1,04, тогда как в 1990 г. оно было 1:2. Оптимальным, по зарубежным экспертным оценкам, считается соотношение 1:10. Низкая доля затрат на разработки свидетельствует о слабой инновационной направлен­ности научного потенциала страны и, прежде всего, о недостаточной востребованности результатов ФИ и ПИ в отрас­лях экономики и необходимости отлаживания механизма коммерциализации результатов ИР.

Важнейшее значение для характеристики научно-технического потенциала и механизма финансирования науки имеет структура внутренних затрат по статьям расходов. Ключевыми статьями внутренних текущих затрат являются оплата труда и приобретение оборудования.

Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана с уровнем оплаты труда научных работников. До 2000 г. среднемесячная заработная плата в науке и научном обслуживании была ниже заработной пла­ты в промышленности, но уже к 2002 г. превысила последнюю на 12,6 %. Так, на оплату труда в науке и научном об­служивании в 2002 г. было израсходовано 72 млрд р., в 2003 — 97,3 млрд р. Однако реальная покупательная способ­ность заработной платы ученого не позволяет ему обеспечить современный уровень оснащенности интеллектуального труда (научной литературой, информацией, компьютерными услугами и др.) Здесь в основном коренится проблема снижения притока молодежи в науку.

Важнейшей характеристикой механизма финансирования является соотношение источников покрытия затрат на ИР. В 2003 г; в общей сумме внутренних затрат основную часть средств предоставляли бюджет (46 %), Организа­ции, занятые ИР (около 13 %), и внебюджетные фонды (12 %).

В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновацион­ные фонды. Они вносят значительный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инноваци­онной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.

Материально-техническая база науки (МТБ). Включает основные фонды (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских организаций и предприятий, объектов ин­фраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование, предназначенные для научных исследований.

Наметившаяся в 90-е гг. XX в. тенденция старения МТБ в целом и приборного парка в частности до настоящего времени не преодолена. Треть зданий имеет износ более 60 %, половина — свыше 40 %. Износ активной части основ­ных фондов в отрасли «Наука и научное обслуживание» прогрессирует и в 2003 г. составил около 85 %. В то же время из года в год снижается доля затрат на оборудование во внутренних текущих затратах на ИР. Годовой коэффициент обновления основных фондов науки составляет примерно 4 %, что почти в 3 раза ниже уровня, рекомендуемого эко­номической наукой. Крайне низок удельный вес лабораторного оборудования и приборов нового поколения.

Тесно связан с МТБ такой важный ресурсный компонент научной системы, как информационное обеспечение ИР и его компьютерно-технологическая база. Широкое применение информационных и телекоммуникационных тех­нологий (ИТТ) является глобальной тенденцией мирового развития и имеет решающее значение для повышения кон­курентоспособности экономики Беларуси, расширения возможностей ее интеграции в мировую хозяйственную систе­му.

Национальной академией наук Беларуси в 2002 г. создано научно-инженерное республиканское предприятие «Национальный центр информационных ресурсов и технологий», который определен головной организацией по про­блемам информатизации и развития системы НТИ в стране. Действуют центры информации: по неопубликованным документам (БелГИСС), по патентной информации (Национальный центр интеллектуальной собственности). На ре­гиональном уровне организованы областные центры НТИ. Развивается библиотечный сектор, информационно-библиотечные фонды составляют более 58 млн экземпляров различных изданий. Продолжаются работы по развитию интегрированной корпоративной библиотечной системы Республики Беларусь, в том числе по внедрению современ­ных информационных технологий при автоматизации ведущих библиотек (Национальной, Президентской, РНТБ, Центральной академической). Задание на разработку государственной системы НТИ в 2002 г. включено в программу «Электронная Беларусь».

Научно-технический потенциал во всех своих составляющих реализуется в научной и научно-технической дея­тельности, результатами которой являются: в области ФИ — новые знания (гипотезы, теории, методы); ПИ — спосо­бы и пути использования новых знаний для разработки технических нововведений; ИР — новые материалы, продук­ты, устройства, технологические процессы, системы и методы.

фундаментальные научные исследования. В 2002 г. начался качественно новый этап выполнения государствен­ных программ фундаментальных исследований (ГПФИ). Впервые они проводятся в рамках, утвержденных правитель­ством Перечня приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2002— 2005.годы и Перечня государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, техниче­ских, гуманитарных и социальных наук на 2002—2005 годы. В год разрабатывается 40—45 программ, в которых уча­ствуют преимущественно организаций и учреждения НАН Беларуси, Министерства образования. Министерства здра­воохранения и Министерства промышленности. Растет научный уровень результатов, полученных в рамках ГПФИ и публикуемых в монографиях, научных статьях и трудах.

По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, она удерживает позиции среди лидеров в раз­работке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ На смену микроэлектронике приходит наноэлектроника, в Белорусском государственном университете инфор­матики и радиоэлектроники (БГУИР) уже создан и успешно работает центр по нанотехнологиям. 79 предприятий мо­гут служить базой для внедрения наукоемких технологий, среди них «Интеграл», «Планар», «Белшина» и др.

Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и эко­номике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и про­граммное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность, и ряду других.

Только в последние годы белорусские ученые участвовали в выполнении около 400 совместных международ­ных научных или научно-технических проектов по тематике или в рамках заданий ГПФИ.

Результаты ГПФИ использовались в качестве научной основы при выполнении заданий государственных и ре­гиональных научно-технических программ, хозяйственных договоров с отечественными потребителями научно-технической продукции.

Прикладные исследования и разработки. Выполняются во всех типах организаций — от академических институтов и вузов до научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов предприятий. Наиболее актуальные их направления координируются на государственном уровне с использованием методов программно-целевого управле­ния.

Результаты выполнения государственных научно-технических программ (ГНТП) последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микроэлектроники, создания искусственных алмазов, город­ского транспорта, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинского обору­дования, лекарственных препаратов, сенсорной техники и др.

В 2003 г. выполнялись 34 ГНТП (в 2002 г. — 32), включенные в Перечень государственных научно-технических программ по реализации наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных про­блем на 2001—2005 годы, а также 8 отраслевых, 6 региональных научно-технических программ, 61 инновационный проект государственного уровня по социальным проблемам и созданию новых технологий, машин и материалов, раз­делы научного обеспечения двух президентских и 12 государственных народнохозяйственных и социальных про­грамм.

В ИР использованы 129 изобретений, подано 183 заявки на патентование изобретений. Однако из 540 завер­шенных заданий в отраслевые планы освоения на 2004 г. включены лишь 226. Значительная часть выполненных в по­следние годы научно-технических разработок до настоящего времени не востребована производством, экономикой в целом.

Успешность введения в хозяйственный оборот результатов ИР зависит от многих факторов. Основными из них являются:

•технический уровень разработки (новой технологии или продукта) и степень завершенности, готовности к внедрению;

•бизнес-план реализации, стратегия коммерциализации разработки;

•защищенность интеллектуальной собственности, распределение прав на созданную интеллектуальную собст­венность;

•возможности (емкость) рынка;

•человеческие ресурсы, интеллектуальный (кадровый) потенциал;

•финансовый капитал.

Инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Научные результа­ты в форме открытий, ноу-хау, изобретений, патентов, лицензий, полезных моделей, промышленных образцов, ин­формационных технологий, концепций, предложений органам управления и рекомендаций для социально-экономического развития — любой существенный научный результат, имея самостоятельную ценность для науки, приобретает рыночную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа.

Поэтому столь важно для страны иметь современную инновационную сферу, мощный инновационный потен­циал, адекватный рыночным отношениям.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адапта­ционной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инноваци­онного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

•уровнем научно-технических разработок (потенциальной конкурентоспособностью в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

•состоянием и мощностью опытно-экспериментальной базы отраслей и предприятий;

•наличием резервных производственных площадей для освоения опытных образцов;

•уровнем технологической базы производства и технологического оборудования;

•наличием эффективных систем подготовки производства и ресурсов для серийного выпуска новой продукции;

•степенью инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем управления и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

•системой подготовки кадров-инноваторов;

•финансовым обеспечением (объемами, источниками)

Интенсивность и эффективность использования потенциала и всех его составляющих определяется в процес­се инновационной деятельности, которая в свою очередь оценивается в мировой практике (по рекомендации ОЭСР) по следующим параметрам.

• долей новой продукции (освоенной в течение последних трех лет) в общем объеме производства промышлен­ной продукции;

•развитием и обновлением технологий (процентным соотношением традиционных и прогрессивных техноло­гий);

•внешнеторговым обменом продукцией высокой и средневысокой наукоемкости (долей в экспорте);

•участием предприятий в технологическом обмене и их долей на рынках инновационной продукции;

•участием предприятий в финансово-промышленных группах (ФПГ).

Статистический мониторинг в Беларуси отслеживает практически все указанные параметры.

Инновационная сфера в стране существовала и при плановой экономике, где отсутствовали рыночные институ­ты, механизм внедрения новшеств носил административный, приказной характер и реализовывался в планах новой техники, обязательных к выполнению. Для этих целей был создан достаточно мощный отраслевой сектор науки: от­раслевые НИИ и система опытно-конструкторских и технологических бюро (ОКТБ) на предприятиях.

Резкое ослабление отраслевых НИИ и сокращение числа ОКТБ в период распада СССР, демонтаж плановой экономики и возникший глубокий системный кризис усложнили проблему инноваций. В государствах—участниках СНГ, включая Беларусь, после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововве­дений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) от общего числа организаций. Произошло снижение спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Оставшийся от советского периода научно-технический потенциал с архаичной структурой плохо вписывался в новый рыночный контекст, поскольку унаследовал и старые проблемы (самодостаточность науки, ее отрыв от нужд производства, слабую восприимчивость экономики к НТП, технологическое отставание многих отраслей и предпри­ятий) и приобрел новые, не менее сложные для решения (отсутствие органичных для рынка механизмов связи науч­ной, промышленной и финансовой сфер; трудности с созданием недостающих звеньев инновационного процесса, прежде всего, инфраструктуры освоения и коммерциализации новшеств, а также построением адекватной рыночной экономике институционально-правовой среды).

Начало решению указанных проблем положили законы Республики Беларусь о научной деятельности (1996 г.), государственной научно-технической политике (1993 г.), государственной поддержке малого предпринимательства (19% г.), о стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях (Указ Президента Республики Беларусь, 1996 г.) и др.

Принятая в 1996 г. Программа развития научно-инновационной деятельности, постановления правительства страны о приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки (1997 г.), об инкубаторах малого предпринимательства (1997 г.), о научно-технологическом парке (1997 г.), о создании Бе­лорусского инновационного фонда (1998 г.) позволили не только заложить основы законодательного регулирования в этой сфере, но и принять ряд практических мер по сохранению и эффективному использованию научного и научно-технического потенциала и созданию новых, рыночно ориентированных звеньев инновационной сферы, и прежде все­го инновационной инфраструктуры.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конку­рентоспособность продукции (и по функциональному совершенству, и по цене), эффективность производства, пози­ции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Инновационность экономики — это способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использо­ванию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобретений. Инновационность означает также совер­шенствование и развитие существующих технологий в сфере производства и эксплуатации в сфере услуг, внедрение новых решений в организации и управлении, совершенствование и развитие инфраструктуры, особенно в области сбора, переработки и получения информации

Создание и использование технологий. Ключевым фактором в обеспечении инновационности, восприимчивости предприятий к нововведениям является технологическая сфера, определяющая абсорбционную способность произ­водства осваивать инновации.

По данным Комитета по науке и технологиям и НАНБ, общее количество определяющих технологий (относя­щихся к способу производства продукции и формирующих ее технические характеристики), используемых в 2000 г. при производстве основных видов продукции, работ и услуг, составляло почти б тысяч. Из них свыше 80 % применя­ются в промышленности, 11 %— в сельском и лесном хозяйстве. Однако уровень этих технологий крайне низок. По­ловина из них разработана еще до 1985 г. Почти 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологи­ческим укладам, около 16 % -— к новым и лишь 5,2 % - к высоким. Только 4,1 % станочного парка республики состав­ляют станки с числовым программным управлением и менее 1 % — обрабатывающие центры. Период использования технологий в производстве равен 20—30 годам (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производ­ствах происходит каждые 5, а зданий и сооружений — каждые 10 лет)

В государственном реестре за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зареги­стрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 — на промышленные образцы, 75 — на сорта растений. Анализ изобретательской активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных предприятий и организаций (36 %), физических лиц (30 %), вузов (20 %), пред­принимательских структур (10 %). Изобретатели республики создают новые решения мирового уровня по 30 с лиш­ним направлениям науки и техники.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа, в 2003 г. инновационно актив­ными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 314 организаций (в 2002 г. — 325), или около 13 % общего их числа в промышленности Беларуси.

Под технологическими инновациями подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, методов их производства (передачи), а также значитель­ных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процесс­ные.

Общие затраты на технологические инновации в 2003 г. составили 1,06 млрд р. (в 2002 г. — 910,6 млн р.), из них 46 % — текущие и 54 % — капитальные. Основная часть всех затрат направлена на приобретение оборудования (46,0 %), на исследования и разработки (4,3 %) и на производственное проектирование (6,3 %). Незначительные сум­мы были направлены на приобретение новых технологий (включая права на патенты) — около 1 % затрат, подготовку персонала, маркетинговые исследования.

Главным источником финансирования инноваций служили собственные средства предприятий (60 %), средства иностранных инвесторов (12 %), средства внебюджетных фондов (8,4 %), республиканского и местного бюджетов (по 1,2%).

Объем отгруженной предприятиями инновационной продукции в 2003 г. составил 2,6 трлн р. (в 2002 г. — 1,7 трлн р.), или около 8 % (в 2002 г. — 9,3 %) общего объема отгруженной продукции промышленности. Более половины (60 %) — это вновь освоенная или подвергшаяся значительным изменениям в течение последних трех лет инноваци­онная продукция.

В 2003 г. было приобретено 1188 новых технологий: оборудование (70 %), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (9 %), результаты ИР (около 7 %); из них 375 — из-за пределов Беларуси. В технологических обменах в 2003 г. участвовало 161 предприятие (в 2002 г. — 164). Если в 2002 г. в промышленности было выполнено 544 совме­стных исследовательских проекта, то в 2003 г. только 150 (в основном с Россией и Евросоюзом).

В результате технологических инноваций изменения произошли в таких областях промышленности, как улуч­шение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, со­кращение энерго-и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

Обновление и сертификация продукции в промышленности показывают положительную тенденцию к росту. Доля новой, освоенной в течение последних трех лет продукции в общем объеме производства составила в 2000 г. — 6,7 %, в 2002 г. — 10,3 %, в 2003 г. — 11,1 %, а доля сертифицированной — соответственно 48,0, 51,6 и 54,7 %.

Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конку­рентоспособности национальной экономики — доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3 % (доля США — 39 %, Японии — 30 %, Германии — 16 %). Вклад информационных технологий в ВВП — сотые доли процента (в США — 5,4 %, Японии — 3,2 %, России — 0,003 %).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепле­ния кадрового потенциала.

Инновационное предпринимательство. В 90-е гг. XX в. в Беларуси возник и получил развитие новый вид орга­низационно-экономических форм научно-технической деятельности — инновационное предпринимательство, пре­имущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий. В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, вклю­чающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных ценгров.

Из функционирующих технопарков («Технопарк "Могилев"», «Технопарк БГУ», ассоциация «Академтехно-парк», «Технопарк БНТУ) только «Технопарк "Могилев"» комплексно решает вопросы трансфера технологий и ком­мерциализации научных разработок. Ассоциация «Академтехнопарк» была создана по инициативе НАНБ. В ее состав входят малые инновационные предприятия, другие субъекты малого предпринимательства, а также научные учрежде­ния. Основной целью ассоциации является, в частности, разработка механизмов взаимодействия экономического, производственного и информационного характера в сфере производственных и научно-инновационных предприятий, а основным направлением деятельности — поддержка и помощь в организации малых инновационных предприятий.

Из девяти бизнес-инкубаторов только три (в Лиде, Гомеле и Минске) можно отнести к инновационным.

В системе Министерства образования Республики Беларусь функционируют 8 центров трансфера технологий и 5 региональных инновационных и бизнес-центров. Первые созданы в основном при технических вузах, вторые при университетах. Их задачами являются, в частности, мониторинг рынка научных разработок, анализ научно-технического уровня их конкурентоспособности, анализ отраслей промышленности и изучение потребностей пред­приятий в новых технологиях, информационная и консультационная поддержка деятельности субъектов инновацион­ного предпринимательства, а также деятельности различных субъектов хозяйствования в сфере трансфера технологий, организация и участие в конференциях и семинарах. При участии ООН и ПРООН в рамках программы «Совершенст­вование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» создан Национальный центр трансфера технологий для координации работ в данной сфере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.179 с.)