ТОП 10:

Структурная трансформация экономики.



 

Любая НЭ характеризуется структурой, т.е. количественным соглашением между различными составляющими экономики страны. Структура экономики РБ в рамках СССР имела неудовлетворительный характер: значительную роль в структуре играли отарсли, производящие средства производства и продукцию для военно-промышленного комплекса. Товары народного потребления составляли приблизительно 40% выпускаемой продукции (развитые страны – 65%).

Приобретение самостоятельности привело к структурным преобразованиям, которые были усилены развалом СССР и потерей рынков сбыта. Нужна была структурная реформа, которая могла осуществляться 2 способами:

1) стихийный механизм – предприятиям нужно приспособиться к конъюнктуре рынка, поэтому происходит массовое разорение предприятий, выпускается некачественная продукция, появляются мелкие предприятия, продукция которых пользуется спросом;

2) активное государственное регулирование данных процессов. Роль государства двоякая:

- государство принимает законы, которые вводят в определенное нормативное поле процесс банкротства и ликвидации предприятий, их реформирование;

- государство управляет процессом структурного преобразования с помощью прямых и косвенных инструментов.

В РБ государство сохранило все структурообразующие крупные предприятия, используя для этого налоговые льготы, льготное кредитование, субсидирование деятельности, использование политики валютного курса, стимулирования внешнеэкономической деятельности, выступая в качестве гаранта для иностранных кредитов и т.д. Поэтому часть предприятий были модернизированы и успешно наращивали объемы производства («Горизонт», «Витязь», «Атлант» и др.).

Государство изменило структуру производства белорусской экономики за счет косвенных инструментов, к которым относятся налоговое регулирование, льготы для инновационных, наукоемких, экспорт ориентированных отраслей, использование амортизационной политики, финансовое оздоровление, льготное кредитование, инвестиционная политика, использование экологического регулирования, подготовка и переподготовка кадров и т.д.

На государственном уровне в республике были сформированы приоритеты в развитии отдельных сфер экономики. Последнюю пятилетку в качестве приоритета был выдвинут инновационный сектор, с/х, экспорт, жилье, образование и здравоохранение.

Базовым элементом структурной трансформации экономики является проведение инвестиционной политики. Инвестиции – вложения финансовых и др. ресурсов с целью получения дохода или социального эффекта.

Инвестиции осуществляют государство и частные фирмы, с целью строительство новых объектов, реконструкции и модернизации действующих, следовательно изменение структуры НЭ, повышения уровня жизни населения.

Инвестиционная деятельность государства может направляться в 2 каналах:

1) непосредственно инвестиции государства в экономику страны (идут в социальную сферу, науку и не пытаются конкурировать с инвестициями частного сектора);

2) создание благоприятных условий для частных инвестиций.

Используются 3 группы инструментов:

а) микроэкономические инструменты – направлены на отдельную фирму, проект (налоговые льготы, кредитные инструменты);

б) макроэкономические – направлены на всю НЭ с целью создания благоприятных условий для всех субъектов;

в) институциональные инструменты – действия по созданию организационных структур, содействие инвестированию (создание различных инкубаторов малого бизнеса, бизнес-центров, венчурных фондов).

В зависимости от приоритетов выделяют 3 модели инвестиционной политики:

1) американская – акцентируется внимание на макроэкономические инструменты и особенно на рынок ценных бумаг;

2) японская – микроэкономические аспекты;

3) тайваньская (гонконгская) – институциональная модель – поддерживаются крупные фирмы-экспортеры, т.к. они используют большое количество мелких фирм. Государство поддерживает мелкие фирмы, помогает получить заказ у крупных фирм.

В Беларуси инвестиционная политика играет важную роль, т.к. для модернизации белорусской экономики требуется приблизительно 50-60 млрд. $ в ближайшие 10 лет.

Для решения данной проблемы правительство РБ приняло меры:

1) совершенствовалась нормативная база;

2) улучшился деловой климат в республике;

3) совершенствование финансового рынка;

4) совершенствование кредитной системы и снижение ставки %;

5) амортизационная политика;

6) развитие рынка ценных бумаг;

7) совершенствование валютной политики;

8) совершенствование внешнеторговой политики;

9) совершенствование политики ценообразования;

10) проведение разгосударствления и приватизации;

11) совершенствование системы стандартизации продукции;

12) совершенствование системы аренды, условий пользования землей и др. ресурсами;

13) снижение уровня инфляции в стране;

14) повышение уровня доходов населения.

Реализация инвестиционной политики в РБ привело к определенному росту объема инвестиций. Рост – 20-30%. Проблема: отсутствие современной техники, инвестиционная деятельность осуществляется с использованием кредитов, следовательно, рост задолженности белорусской экономики.

Инвестиционная деятельность характеризуется тем, что в производство вкладывается незначительная доля средств. Значительная часть инвестиций направляется на решение текущих проблем, а не долгосрочную перспективу.

 

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.004 с.)