ТОП 10:

Формирование и развитие институционального рынка в РБ.



 

Формирование рыночной экономики предполагает создание соответствующих институтов, т.к. она представляет собой взаимодействие отдельных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке товаров и рынке факторов производства.В командно-административной системе они либо отсутствовали, либо носили формальный характер. Поэтому в начале 90-х была принята попытка создать нормативно-правовую базу, на основании которой могли бы функционировать хозяйствующие субъекты и рынки.

Одновременно с формированием нормативной базы начались преобразования самой экономики, что привело к расширению самостоятельности хозяйствующих субъектов, либерализации регулирования хозяйственной деятельности, созданию рынка факторов производства.

Данный процесс сопровождался созданием соответствующих институциональных структур (биржи, финансовые, страховые компании), которые являлись главными субъектами на этих рынках. Одновременно принимались меры по созданию конкурентной среды за счет демонополизации. Благодаря этим усилиям к середине 90-х в республике были сформированы основы (правовые, институциональные, организационные, основы рыночных отношений).

Рынок труда.

 

Рынок труда – отношения купли-продажи рабочей силы. Они предполагают взаимодействие между нанимателем и наемными рабочими, в которых оговаривают условия труда, размер з/п.

Рынок труда предполагает экономическую свободу домохозяйств, выступающими продавцами рабочей силы и покупателями.

В СССР рынок труда отсутствовал, была всеобщность и обязательность труда, вопросы по условиям труда и з/п обсуждались на общегосударственном уровне, поэтому, с переходом к рыночной экономике необходимо было создать рынок труда практически с нуля.

Одно из первых действий – либерализация трудовых отношений, расширение права по найму, увольнению рабочей силы, регулированию вопросов з/п.

В начале 90-х были приняты нормативные документы, которые получили воплощение в Трудовом кодексе РБ.

Т.к. рынок труда предполагает взаимодействие спроса и предложения и несовпадение спроса и предложения (безработица), были приняты меры по формированию службы занятости, по поддержке безработных.

Рынок труда играет важную роль в экономике – выполняет воспроизводственную функцию, т.е. обеспечивает воспроизводство жизни человека. Кроме того, выполняет мотивирующую и стимулирующую функции. Элементом, позволяющим эти функции является з/п. Поэтому вопрос определения з/п – важный элемент рынка труда.

В республике вопрос формирования з/п решается на государственном уровне; был принят закон о минимальной з/п (в отличие от многих стран з/п учитывается по тарифной сетке, тарифным коэффициентам).

З/п позволяет в определенной мере решать проблемы воспроизводства, социальной стабильности общества, т.к. государство регулирует соотношение оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников, формирует минимальный размер з/п, на уровне который обеспечивает минимальный потребительский бюджет.

В качестве конечной цели ставится перспектива формирования ставки 1-го разряда на уровне прожиточного минимума. Одновременно система з/п построена таким образом, что позволяет предприятиям увеличить размер з/п, если это позволяют экономические результаты их деятельности. Поэтому предприятия имеют возможность увеличить ставку 1-го разряда и з/п всех рабочих.

Существуют достаточно большие различия в отраслевом разрезе з/п. Более высокие з/п получают работники материальной сферы (транспорт, промышленность, наука), низкая в бюджетных отраслях (соц. Обеспечение, с/х, медицина, образование, культура). Данный процесс нельзя преодолеть в рамках существующей тарифной системы; требуются определенные изменения. В республике существует небольшая дифференциация между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных работников, что снижает стимул для повышения.

Регулирование з/п касается не только оплаты труда рабочих, но и оплаты труда руководителей, размера оплаты, который привязывается к средней з/п по предприятию, а также премии. Данная системаз/п имеет целью в т.ч. и сдерживание роста з/п, чтобы частично решить проблему себестоимости и конкурентоспособности по параметрам цена-качество белорусской продукции.

В настоящее время принимаются усилия по увеличению з/п, т.к. ее сдерживание и невысокий уровень привел к утечке кадров за пределы республики, особенно рабочих профессий, и наиболее трудоспособного возраста.

Рассматривать рынок труда нужно с точки зрения спроса и предложения. Тут существуют определенные проблемы (касаются профессиональной, возрастной, отраслевой структуры спроса и предложения).

В республике сейчас переход к постиндустриальной экономике (увеличение рабочих в сфере услуг, особенно высокоинтеллектуальных) – существует несоответствие спроса и предложения.

В целом высока доля занятых в сфере услуг и низкая в сфере материального производства. Существует большой дефицит рабочих массовых специальностей, особенно в строительстве и промышленности, и переизбыток таких специальностей, как экономист, юрист, учитель.

Рассматривая рынок труда, следует учитывать, что ½ работников в сфере материального производства составляют люди в возрасте 50 и старше, что создают определенные проблемы в ближайшей перспективе.

В Беларуси предприняты значительные усилия по снижению безработицы (за 20 лет максимальный уровень безработицы был 2,7%). Существует 2 проблемы в этой области:

1) не все неработающие регистрируются, т.к. условия регистрации достаточно сложны;

2) существует достаточно высокий удельный вес скрытой безработицы, которая увязывается с административными мерами государственного управления.

В республике рынок труда предполагает совершенствование. Это касается либерализации трудового законодательства, регулирования з/п, регулирования рынка труда с точки зрения решения проблемы безработицы.

 

Рынок капитала.

 

Для осуществления деятельности предприятий необходимы труд и капитал.

Капитал – вещественный фактор производства.

Чтобы производить оборудование, сырье, нанимать рабочую силу необходимы денежные средства.

Предприятия могут получить деньги:

- собственные средства учредителей, далее результаты хозяйственной деятельности;

- привлеченные денежные средства (выпускать и продавать акции в результате первичного размещения предприятия получают деньги);

- заемные деньги:

а) банковский кредит;

б) выпуск облигаций (за счет продажи).

В СССР рынок кредита фактически отсутствовал, т.к. распределение финансовых ресурсов осуществлялось в централизованном порядке. Кредиты выдавал государственный банк на твердых условиях по решению вышестоящих органов.

В РБ фактически пришлось создавать рынок кредита с нуля. Первым шагом в этой области было создание 2-х уровневой банковской системы и создание широкой сети коммерческих банков, частично сформированных преобразованием прежних банков; были созданы новые коммерческие банки. Одновременно в республике необходимо создание финансово-кредитных учреждений 3-го уровня – специализированные учреждения (финансовые компании, страховые компании, инвестиционные фонды и др.). Процесс создания 3-го уровня сдерживается медленной разработкой нормативной правовой базы (отсутствует пенсионный фонд, ипотечные банки).

Одновременно были либерализированы отношения в данной сфере поэтому любые хозяйствующие субъекты могли обращаться в банки за кредитом. В условиях неопределенности, которые были характерны для 1 половины 90-х, коммерческие банки в основном занимались краткосрочным кредитованием и спекулятивными операциями, использовали высокий уровень инфляции для достаточно быстрого роста своей прибыли. Данный процесс был несколько приостановлен в середине 90-х, когда были приняты более жестокие меры Нацбанка по регулированию банковской деятельности. Ставка % по кредитам стала положительной, стимулировалось кредитование, долгосрочное кредитование, что привелок росту долговых кредитов в кредитном портфеле коммерческих банков.

Данная тенденция сохраняется до сих пор, вместе с тем рынок кредита – сфера госрегулирования, что проявляется в регулировании Нацбанком ставки рефинансирования (лежит в основе % ставки по вкладам и кредитам), регулируется объем межбанковского кредитования, существуют льготные условия кредитования для предприятий с/х и др. отраслей, предприятий. Это приводит к тому, что банковская система находится в сложном финансовом положении, достаточно высокий удельный вес проблемных кредитов (задержка по выплате %).

Государство, чтобы поддержать структурообразующие банки, предоставляет им определенные ресурсы.

В настоящее время в банковской сфере регулируется размер уставного фонда.

Белорусские банки небольшие по размеру, что создает проблемы в кредитовании больших сложных проектов.

В Беларуси активно начали действовать иностранные банки и более ½ коммерческих банков РБ либо иностранные, либо имеют долю иностранного капитала в УФ.

Экономический кризис 2008-2010гг сказался и на условиях функционирования белорусских банков, которые активно использовали заемные средства на внешнем рынке, что привело к росту их внешней задолженности. Возникли проблемы с погашением кредитов как предприятиями, так и домохозяйствами. Рост инфляции сказался на том, что увеличились ставки по кредитам, что сказалось на объеме выданных кредитов. В 2009г. Нацбанк приостановил выдачу кредитов в иностранной валюте.

Развитие банковской сферы регулируется Банковским кодексом РБ, происходит совершенствование этой системы. 3-й уровень финансово-кредитной системы РБ находится в зачаточном состоянии.

В качестве развития ранка капитала ставится вопрос совершенствования нормативной базы, увеличения дохода населения, роста экономической культуры, рыночной грамотности.

 

Валютный рынок.

 

Открытость национальной экономики предполагает операции с товарами и услугами на внешних рынках. Это означает, что предоставление товаров др. странам и покупка их, требуетиностранной валюты. Поэтому привело к формированию валютного рынка, где хозяйствующие субъекты могли бы приобретать или продавать валюту.

В СССР валютный рынок отсутствовал. Валюта ФЛ выдавалась в государственном банке в случае зарубежных командировок. Курс советского рубля был фиксирован.

Беларуси пришлось формировать белорусский рынок практически с нуля. Начать нужно было с принятия нормативной базы (закона о денежном обращении).

В начале 90-х были либерализованы валютные отношения: население получило право, возможность совершать операции с валютой. Неустойчивое развитие экономики привело к тому, что курс белорусского рубля формировался стихийно, поэтому появились проблемы развития белорусской экономики данного рынка.

В 94-95 гг. были приняты документы, которые упорядочили валютный рынок РБ: был введен запрет на продажу товаров в иностранной валюте, были определены возможные операции в иностранной валюте для предприятий и населения. Была четко сформирована политика курсообразования.

В сер. 90-х – режим фиксированного валютного курса (чтобы обеспечить благоприятные внешнеэкономические условия деятельности белорусских предприятий). Неустойчивость развития нацэкономики привело к тому, что поддерживать такой курс стало невозможным, поэтому была введена политика плавающего курса (ставится коридор, в пределах которого должен был находится курс).

В качестве регулирования курса была введена обязательная продажа иностранной валюты иностранным импортерам. Одновременно регулировался размер валюты, который можно было вывозить, вводились ограничения операций с иностранной валютой. Решается вопрос конвертируемости белорусского рубля. Режим внутренней конвертируемости – предприятия имеют свободное право использовать валюту для операций по вкладам и оплаты.

Развитие валютного рынка требует определенной устойчивости, которая определяется за счет проведения Нацбанком валютных интервенций – покупка-продажа в большом объеме валюты. Для обеспечения стабильности страна должна обладать определенным золовалютным резервом (устойчиво растет).

Валютный рынок РБ формируется в результате продажи валюты предприятиям-экспортерам и спроса на валюту предприятий-импортеров, спроса на валюту населения. Практически всегда спрос превышает предложение (погашается валютными интервенциями Нацбанка).

Чтобы пополнить резервы Нацбанк использует:

- валюту от продажи государственной собственности;

- кредиты международных финансовых организаций.

Для Беларуси характерен растущий дефицит торгового баланса, следовательно, опережающий рост спроса, население является крупным покупателем. Чтобы сбить спрос населения на иностранную валюту, Нацбанк увеличивает ставку % по вкладам в белорусских рублях и регулирует % по вкладам в иностранной валюте. Данная политика приводит к тому, что начинается перевод части иностранных вкладов в белорусские рубли.

Развитие валютного рынка означает не только госрегулирование, но и создание определенных структур. Существует биржа, где осуществляются валютные операции. Существует лицензирование валютной деятельности, уголовная ответственность за незаконные операции.

Валютный рынок РБ в целом соответствует по своим нормативам и институциональной основе развивающему валютному рынку.

 

Фондовый рынок.

 

Фондовый рынок – неотъемлемый элемент рыночной экономики, т.к. на нем хозяйствующие субъекты имеют возможность:

1) получить необходимые денежные средства;

2) получить рыночную оценку (стоимость);

3) рынок ценных бумаг делает более прозрачным результаты хозяйственной деятельности предприятий, т.к. по законодательству ОАО должны публиковать основные финансовые документы в открытой печати.

Фондовый рынок играет информационную роль, т.к. на основе информации о состоянии фондового рынка можно судить о тенденциях развития реального сектора экономики. С помощью фондового рынка происходит перераспределение ресурсов между отраслями экономики.

В СССР фондового рынка не существовало. В начале 90-х был принят пакет документов об АО, фондовых биржах, ориентированных на Германскую модель развития фондового рынка. Были предприняты усилия по созданию фондовой биржи, АО, специализированных компаний, которые имеют право осуществлять операции с ценными бумагами. В середине 90-х были созданы основные правовые и институциональные основы фондового рынка. В настоящее время не функционируют.

Фондовый рынок представляет собой операции:

а) с государственными облигациями;

б) ценными бумагами частных фирм (основные операции с акциями).

Государственные облигации продаются на первичном рынке определенному кругу фирм, которые имеют право перепродавать на вторичном рынке.

Операции с ценными бумагами требуют получения лицензии. Чтобы получить ее, необходимо в структуре компании иметь человека с соответствующей квалификацией, который должен сдать экзамен в государственном комитете по ценным бумагам РБ.

В республике компании имеют право заниматься брокерскими, дилерскими и др. (необходимо получить лицензию).

Все операции с ценными бумагами должны осуществляться через специальных посредников и регистрироваться на бирже. В РБ количество таких компаний сокращается. Это связано с тем, что по законодательству требуется осуществлять операции по купле-продаже. Если полгода не осуществлялись операции, то предприятие закрывается.

В Беларуси существует достаточно развитая система регистрации компаний и публикация результатов сделок. Но операции на рынке носят не регулярный характер, что связано с отсутствием достаточных сбережений общества, низкой экономической грамотностью, излишней зарегулированностью рынка, финансовым состоянием компаний.

В последнее время в республике принимаются меры по развитию этого рынка, ликвидации института «золотой» акции, которое принадлежит государству и дает право «вето», рассматривать вопросы выхода АО на фондовые площадки др. стран.

Развитие фондового рынка сопровождается значительными изменениями в объеме операций и изменении законодательства РБ.

 

Товарный рынок.

 

Развитие рыночной экономики предполагает существование операций купли-продажи, которые осуществляются в сфере торговли, и переход к рыночной экономике требует создания в РБ принципиально новых отношений в данной сфере, т.к. в рамках СССР сфера реализации носила условно рыночный характер, т.к. продукция распределялась по торговым предприятиям централизованным образом, цены устанавливались государством. Фактически отсутствовала самостоятельность в сфере материально-технического снабжения. Поэтому переход к рыночной экономике требовал созданиясистемы оптовой торговли и реформирования розничной.

Эти процессы начались с начала 90-х гг., необходимо было создание соответствующих организационных структур (товарной биржи), большое количество товарных предприятий.

Определенным шагом в торговле явилось реформирование системы ценообразования.

Начало 90-х гг. – стихийное формирование рынков. С середины 90-х данный процесс приобрел более координированный характер, государство стало брать под контроль стихийные процессы, что проявлялось в регулировании действий товарных бирж, регулировании сферы материально-технического снабжения (государственный заказ продукции), регулировании многочисленными нормативными актами.

Значительное внимание уделялось системе розничной торговли. Государство регулировало розничные цены, торговые наценки, ассортимент и качество реализуемой продукции.

В целом в настоящее время система товарных рынков не соответствует рыночным стандартам и нуждается в дальнейшем совершенствовании, особенно с точки зрения разнообразия торговых предприятий, решения проблемы самостоятельности торговых предприятий.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.012 с.)