Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая безопасность и ее показатели↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности — это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз. В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности. Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обеспечения международной безопасности является двух- и многосторонние соглашения государств об экономическом сотрудничестве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: • производственная; • финансовая; • продовольственная; • энергетическая; • инфраструктурная; • инновационная; • внешнеэкономическая. Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку воплощает в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень развития экономики и жизни населения. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей. Основными угрозами производственной безопасности в РБ являются: 1) износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов; 2) высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих; 3) неустойчивое финансовое положение предприятий; 4) наличие устаревших технологий; 5) высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции; 6) сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию. Для обеспечения производственной безопасности страны необходимо модернизировать реальный сектор экономики за счет приоритетного развития наукоемких отраслей, увеличения инвестиций, усиления структурных преобразований в сторону ориентации на потребителя, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Финансовая безопасность означает способность страны, ее хозяйствующих субъектов развиваться за счет внутренних финансовых источников и ресурсов. Финансовая безопасность определяется такими показателями, как: = уровень дефицита бюджета; = состояние рынка денег, курс национальной валюты; = наличие финансовых ресурсов у предприятий; = финансовое состояние субъектов хозяйствования и т.д. Финансовая безопасность гарантирует прежде всего наличие достаточных ресурсов для финансирования хозяйственной деятельности как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства. Для обеспечения финансовой безопасности необходимы усилия как Нац. Банка (направленные на стабилизацию НДС, повышение стабильности белорусского рубля), так и Минфина (укрепление налоговой системы, дисциплины). Одним из направлений финансовой устойчивости является сокращение внешней задолженности, т.к. получение кредитов из внешних источников часто сопровождается требованиями проведения реформ, которые не всегда соответствуют модели развития страны. Основой финансовой безопасности является уровень отдельного субъекта хозяйствования, поэтому государство должно принимать меры по укреплению финансового положения предприятий, что возможно при переходе на выпуск конкурентоспособной продукции. Продовольственная безопасность – способность экономики страны удовлетворять потребности населения в продуктах питания и потребности субъектов хозяйствования в с/х сырье. Продовольственная безопасность рассматривается не только с точки зрения отдельного государства, но и в глобальном аспекте. При ООН действует специальная организация (Продовольственной и сельскохозяйственной организация), которая рассматривает проблему глобального продовольственного рынка, оценивает его состояние по уровню зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия. В РБ разработана Концепция национальной продовольственной безопасности. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения с/х продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. При этом по таким продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, должна быть 100%-ная обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) — не менее 70 %. Считается, что допустим импорт продуктов в объеме 3-5% от потребности. В РБ параметры продовольственной безопасности удовлетворяются и выполняются. Для укрепления продовольственной безопасности необходимо повысить качество производимых с/х продуктов, расширить ассортимент выпускаемой продукции, снизить затраты на выращивание, сократить влияние сезонного фактора. Энергетическая безопасность — это наличие энергии в объеме, который достаточен для обеспечения стабильного функционирования экономики. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива (газ, нефть, уголь). В РБ с этой точки зрения существует определенная проблема, т.к. преобладает газ (50%). Энергетическая безопасность предполагает, что если страна не может полностью удовлетворить свои энергетические потребности, то она может их импортировать, при этом должна осуществляться диверсификация (из одной страны не более 40%). К потенциальным внутренним угрозам энергетической безопасности Беларуси относятся: превышающий критический уровень износа основных фондов предприятий как топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; высокая энергоемкость отечественного производства. К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами. С целью предотвращения угроз необходимо внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, т.к. в этом случае сокращается потребление энергоресурсов. В РБ разрабатывается Программа по ресурсосбережению, которая предусматривает следующие аспекты: 1) улучшение энергоэффективных технологий, прежде всего в сфере электроснабжения; 2)диверсификация импортируемых топливно-энергических ресурсов; 3) увеличение запасов импортируемых видов топлива; 4) внедрение оборудования, которое содействует сбережению энергоресурсов на ТЭЦ; 5) модернизация и развитие линий электропередач; 6) модернизация и реконструкция тепловых сетей; 7) развитие малой энергетики, которая работает за счет местного сырья; 8) постоянный мониторинг состояния энергетической безопасности. Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как РБ занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктурная безопасность рассматривается в 2 аспектах: 1) с точки зрения производственной инфраструктуры – способность производственной инфраструктуры обеспечить стабильное функционирование реального сектора экономики в чрезвычайных ситуациях. 2) с точки зрения социальной инфраструктуры – состояние отраслей, обслуживающих население, которое обеспечивается возможностями страны. Инновационная безопасность - возможность страны развивать экономику на основе собственных научно-технических разработок. Основные показатели инновационной безопасности – наукоемкость ВВП, удельный вес инновационной продукции в общем объеме ВВП. Для укрепления инновационной безопасности необходимо сохранить и увеличить, улучшить состояние научного, научно-технического и инновационного потенциалов РБ. Предполагается реализация Программы НТР экономики. Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. Для РБ внешнеэкономическая безопасность имеет важное значение, т.к в РБ значительная часть продукции идет на экспорт, поэтому сохранение рынков сбыта – важнейшее условие сохранения стабильности экономики, социальной стабильности. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: 1) конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; 2) товарную диверсификацию экспорта и импорта; 3) долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; 4) внешнюю задолженность. Угрозы внешнеэкономической безопасности: 1) моноориентация экспорта (около 40% экспортируется в Россию); 2) преобладание сырьевых товаров в экспорте; 3) недостаточно высокое качество, следовательно, конкурентоспособность белорусской продукции. Для решения проблем необходимо модернизировать реальный сектор экономики. Наряду с экономической безопасностью, существует демографическая безопасность, которая заключается в стабильности уровней рождаемости и смертности, повышении продолжительности жизни населения, оптимизации потоков миграции. В РБ принят Закон «О демографической безопасности РБ». Под социальной безопасностью понимается создание ситуаций, в которых невозможны массовые беспорядки, конфликты и т.д. основное условие социальной безопасности – повышение уровня жизни населения, гарантия прав и свобод. Экологическая безопасность отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предполагает снижение уровня антропогенной нагрузки. Информационная безопасность – способность государственной системы эффективно использовать национальные информационные ресурсы, обеспечивающие безопасность информационных систем, сетей связи, развитие современных информационных технологий. Оборонная безопасность – состояние, когда государство может достаточно эффективно защитить себя от военных угроз со стороны других государств. Система экономической безопасности характеризуется совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики. Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность. Пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации. Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.009 с.) |