ТОП 10:

Тема 6: Экономическая роль государства



1. Роль государства в экономике

2. Органы государственного управления

3. Система ПИП экономики РБ

4. Денежно кредитная политика

5. Бюджетная система

6. налоговая система

7. Валютная система

8. Социальная политика государства

 

Роль государства в экономике

 

Государство активно участвует в жизни рыночной экономики, т.к. она неспособна решить ряд социальных проблем, прежде всего проблему стабильности развития, инфляции, безработицы, социального неравенства. В силу этого общепризнанной является необходимость участия в экономических процессах государства.

Неоклассическая теория: государство должно выполнять роль «ночного сторожа», т.е. принимать законы, которые обеспечивают условия справедливой конкуренции и следить за их соблюдением. Используется в США, Англии и др.

Кейнсианская теория: государство должно активно воздействовать на ????? с целью решения проблем занятости, стимулирования экономического роста.

Государство в основном должно использовать косвенные инструменты, которые более логично вписываются в рыночный механизм, не ограничивают экономической свободы и право выбора для субъектов хозяйствования.

Каждая экономика характеризуется своеобразием взаимоотношений государства и бизнеса.

 

Органы государственного управления

 

В соответствии с законодательством РБ существуют законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательным органом является Национальное собрание, которое ответственно за определение основных направлений внутренней и внешней политики РБ, оно утверждает бюджет, контролирует его выполнение, утверждает нормативы исчисления налогов в местные бюджеты, осуществляет контроль за денежной политикой, рассматривает программу социального экономического развития.

Высшим исполнительным органом является Совет Министров, который строит свою работу на принципах соблюдения закона, разграничения полномочий, подчинения низших звеньев вышестоящим, гласности, ответственности за полученные полномочия. Совет Министров регулирует деятельность всех отраслей, разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы развития экономики, принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства и рационального использования имеющихся потенциалов, осуществляет меры по увеличению уровня жизни.

Совет Министров состоит из Министерств и ведомств, есть такие структуры как Совет Министров, в который входят Председатель Совета Министров, его заместитель; Президиум Совета министров (Председатель Правительства, заместитель, министры важных ведомств).

Все министерства делятся на:

- функциональные – решают общегосударственные вопросы (Министерство экономики, Министерство труда и социального обеспечения и т.д.)

- отраслевые – отвечают за развитие конкретных отраслей (Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия).

В РБ существуют органы контроля: КГК, таможенный комитет, которые осуществляют наблюдение за хозяйствующими субъектами я точки зрения соблюдения правовых и экономических норма в процессе своей деятельности. Работа строится на принципах комплексности, систематического контроля, действенности, недопустимости вмешательства в деятельность контроля.

 

Система ПИП экономики РБ

 

Одним из элементов государственного управления экономикой является ПИП, оно необходимо для определения возможности и перспективы развития экономики, повышения эффективности использования имеющегося в РБ потенциала. Данная деятельность основана на законе ????? , в котором определены виды планов и прогнозов, компетенция органов.

Общее управление осуществляет Совет министров, который разрабатывает концепции, программы развития, распределяет полномочия, организует выполнение программ.

Непосредственную разработку осуществляет Министерство экономики. Также разрабатывает программы социально-экономического развития РБ, основные направления реорганизации экономики, формирует методические указания и нормативы для разработки отраслевых планов и прогнозов, обеспечивает координирование деятельности министерств и ведомств, разработку и реализацию программ социально-экономического развития.

Министерство финансов разрабатывает государственный бюджет, организует его выполнение, утверждает финансовые планы министерств и ведомств, определяет различные финансовые нормативы, порядок отчетности.

Национальный банк формирует основные направления кредитно-денежной политики, обеспечивает устойчивость национальной валюты, лицензирует деятельность коммерческих банков.

МИД разрабатывает прогноз внешнеэкономической деятельности, прогнозирует размер экспорта и импорта, совместно с министерством финансов и Национальным банком составляет платежный баланс, обеспечивает организацию и помощь по внешнеэкономической деятельности предприятиям.

Министерство труда и социальной защиты обеспечивает прогнозирование развития рынка труда, разрабатывает программы подготовки/ переподготовки кадров, программы борьбы с безработицей, программу пенсионного обеспечения.

Государственный комитет по науке и технологии разрабатывает научно-технические программы, определяет приоритеты научных исследований, обеспечивает внедрение результатов в производство.

Министерство по охране окружающей среды разрабатывает экологические программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, устанавливает нормативы выбрасов, несет ответственность за реализацию программ, осуществляет контроль за экологическими аспектами инвестиционных проектов.

Отраслевые министерства разрабатывают программы развития соответствующих отраслей экономики, обеспечивает совершенствование научно-технический потенциал отраслей, обеспечивает насыщение рынка товаров и услуг, повышение качества товаров и услуг, разрабатывают и реализуют программы финансового оздоровления отраслей.

Региональные органы управления (областные, городские исполкомы) разрабатывают комплексные программы развития регионов, несут за них ответственность, разрабатывают программы развития предпринимательства, решают социальные проблемы.

Хозяйствующие субъекты. На уровне предприятий разрабатываются бизнес-планы, которые позволяют определить перспективы развития предприятий, концентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях.

Разработка планов и прогнозов предполагает существование 4 плановых документов:

1. национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на 15 лет. Разрабатывается Министерством экономики совместно с другими отраслями экономики, разработка начинается за 2,5 года. В ней отражаются перспективы развития НЭ я учетом имеющегося потенциала, тенденции развития НЭ, НТП, состояние природных ресурсов и окружающей среды. Необходимость связывается с тем что обеспечивается связь тактических и стратегических задач.

2. основные направления социально-экономического развития на 10 лет. Разрабатывается Министерством экономики раз в 5 лет, разрабатываться начинает за 2 года, в основных направлениях имеется 2 временных периода:

- 1-я пятилетка – контрольные цифры по каждому году по основным показателям

- 2-я пятилетка – итоговые цифры на конец 5-летнего периода.

Уточняются перспективы развития экономики с учетом внутренних и внешних условий развития.

3. программа социально-экономического развития на 5 лет. Разрабатывается Министерством экономики за год до начала 5 летнего периода. Рассматривается на Всебелорусском собрании, рассматривается как программа действия президента на следующий 5-летний срок. Включает в себя:

а) концепция среднесрочного развития экономики – цель, задачи с учетом долгосрочной стратегии

б) основные итоги развития экономики за предыдущий период

в) макроэкономическая политика (денежно-кредитная политика, валютная политика)

г) внешнеэкономическая политика (объем экспорта и импорта, экспорт и импорт капиталов)

д) развитие реального сектора экономики (развитие промышленности, транспорта, производство важных видов продукции)

е) социальная политика (развитие образования, здравоохранения, культуры, науки, динамики доходов населения)

ж) институциональные преобразования (программа разгосударствления, приватизации, механизм обеспечения качества товаров и услуг)

з) состояние окружающей среды

4. Годовой план-прогноз разрабатывается министерством экономики совместно с Министерством финансов, который формирует госбюджет и ?????, формирует основные направления кредитно-денежной политики. Совместная деятельность этих органов связана с тем, что госбюджет, кредитно-денежная политика и годовой план-прогноз связаны. Состоит из следующих элементов:

- основные показатели развития экономики (объем ВВП, объем производства, производительность труда, инфляция, экспорт, импорт (всего 18 показателей))

- государственная инвестиционная программа финансирования из республиканского бюджета

- лимит государственных ресурсов выделяемых на решение конкретной проблемы

- нормативы используемые для разработки отраслевых планов и прогнозов.

связаны.сть этих органов связана с тем, что госбюджет, кредитно-денежная политика и годовой план-прогнозества товаров и услуг)

 


Валютная система.

Развитие внешнеэкономических связей приводит к необходимости оплаты товаров и услуг, поступивших из других стран. Это ставит вопрос об использовании национальной денежной системы в международных расчетах.

Использовать национальные деньги в международных расчетах возможно, если данная национальная валюта является конвертируемой. (может обращаться в денежные средства в расчетах между др. странами)

Существует 25 полностью конвертируемых валют, большинство является частично конвертируемой.

Существование валюты приводит к формированию валютного рынка, который позволяет оценить стоимость национальной валюты, т.е. ее курс – количество денежных единиц другой страны, которые можно получить за единицу национальной валюты.

В РБ валютная система возникает только в 90-е гг. Процесс создания валютной системы является сложным. Страна должна выбрать механизм обеспечения конвертируемости национальной валюты, механизм формирования валютного курса.

Рассматривая конвертируемость выделяют:

-конвертируемость внутренняя (операции купли-продажи внутренних валют)

-конвертируемость по счету текущих операций – позволяет фирмам использовать иностранную валюту для оплаты товаров)

- конвертируемость по счету движения капитала

-полная конвертируемость (разрешен весь спектр валютных операций резидентам и нерезидентам).

Опыт стран с переходной экономикой показывает, что создается внутренний рынок, на котором резиденты имеют возможность осуществлять операции купли-продажи. В РБ ФЛ не имеет права на осуществление операций с валютой, кроме:

-купля-продажа валюты в уполномоченных банках

-дарить валюту

-приобретать, продавать, обменивать иностранные денежные знаки в целях коллекционирования.

ЮЛ (предприятия) имеют право:

-использовать принадлежащую им валюту на цели, которые не противоречат закону .

Валютная выручка обязательно должна перечисляться на счет резервов в уполномоченных банках. Они могут хранить деньги в иностранных коммерческих банках.

Т.о. процесс конвертируемости начинается с конвертируемости по счету текущих операций. Существуют ограниченные операции по счету капитала из-за неустойчивости национальной валюты, недостаточности золотовалютных резервов.

Конвертируемость по счету движения капитала может осуществляться, если:

1) Страна устойчиво развивается

2) Имеет положительное сальдо по внешней торговле

3) Большие золотовалютные резервы

При выборе способа фиксации валютного курса использовать:

-гибкий

-фиксированный

-плавающий валютный курс

Страны с переходной экономикой выбирали гибкий плавающий курс и предпочитали использовать множественный национальный курс, т.е. национальный банк устанавливал официальный курс, существовал рыночный, межбанковский и др. курсы. Что связано с недостатками золотовалютными резервами.

По мере укрепления экономической денежной системы страны переходили к плавающему или фиксированному валютному курсу и избавлялись от множественности курса.

Рассматривая валютный курс РБ она претерпевала несколько этапов:

В начале 1992-1995 гг – система плавающего валютного курса. Была система грязной привязки (курс устанавливается по результатом предшествующего валютного дня на валютной бирже)

1996 г – система фиксированного курса

1997 г – плавающий валютный курс в пределах валютного коридора.

(НБ устанавливает контрольные цифры по величине доллара к концу года).

В последующие годы НБ стал выполнять свой прогнозные оценки.

В последние 2 года белорусский рубли привязан к 3-х валютной корзине (средневзвешенная величина курсов к этим 3- м валютам).

Для поддержки курса НБ РБ используют такие инструменты:

1)валютной интервенции.

Массовые операции купли-продажи иностранной валюты с целью недополучения резких колебаний курс белорусского рубля.

2)дисконтная политика – направлена на изменение учетной ставки (ставка рефинансирования) с тем, чтобы изменялась ставка процента.

За счет этого меняется привлекательность ЦБ, вкладов в бел. Рублях по отношению к валютным.

Данная политика активно используется НБ. (обеспечить большую привлекательность вкладов в бел. руб.)

3)диверсификация валютных резервов

– изменение структуры золотовалютных резервов НБ, чтобы удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов в различных валютах

- обеспечить стабильную национальную валюту

-заработать на курсовых разницах

4)регулирование процесса конвертируемости

5)девальвация, ревальвация национальной валюты.

В РБ валютный курс устанавливается в пределах валютного коридора в 2009 г ± 5 % от валютного курса.

Текущий курс бел. рубля к основным валютам устанавливается по результатам торгов на момент закрытия.

6) валютные ограничения-законодательно – введенные нормы, ограничения резидентам, нерезидентам проведения валютных операций.

Валютные ограничения могут проводится как при положительном сальдо платежного баланса, так и при отрицательном сальдо.

В основном валютные ограничения проводятся при отрицательном сальдо и направляются на то, чтобы изменить курс национальной валюты и сальдо платежного баланса.

Валютные ограничения проводятся как по текущему счету, так и по счету движения капитала.

По текущему счету проводятся следующие ограничения:

1.Блокирование выручки иностранных фирм от продажи товаров в данной стране, ограничении права использовать валютные средства, которые находятся в коммерческих банках страны.

2.обязательная продажа валютной выручки НБ или уполномоченным банкам по официальным курсам.

Используется в РБ долго и регулярно обязательная продажа примерно 30 %.

3.ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (популярна в 90- е годы)

4.ограничения на продажу товаров за границу за национальную валюту.

5.запрет на оплату импорта некоторых товаров иностранной валютой.

6.регулирование сроков оплаты по экспорту и импорту Т,Р,У.

7.ведение системы множественности валютных курсов

8.запрет на проведение форвардных закупок иностранной валюты.

По счету движения капитала при отрицательном сальдо платежного баланса проводятся (вводятся) следующие ограничения:

1.ограничение суммы вывоза валюты, ЦБ , золота за границу.

2.ограничение объемов кредитов, выдаваемых в иностранной валюте

3.ограничение регулирования возможности участия коммерческих банков в предоставлении международных кредитов.

4.принудительное изъятие иностранных ЦБ, принадлежащих резидентам страны и их продажа

5.полное (частичное) прекращение погашения внешней задолженности.

Валютные ограничения осуществляются станами, которых национальная денежная система и валютный рынок находятся на стадии формирования.

Если рассматривать тенденции развития валютной политики РБ в качестве приоритетов ставится задача:

-укрепления стабильности курса бел. рубля

-обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности бел. субъектов

-укрепление золотовалютных резервов НБ РБ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.38.214 (0.011 с.)