ТОП 10:

Физиологические механизмы воли



И.М. Сеченов и И.П. Павлов обосновали теорию «произ­вольных действий» и их физиологические закономерности, до­казали также их условно-рефлекторную природу и детермини­рованность условиями внешней среды. Нервные центры уп­равления произвольными движениями сосредоточены в двига­тельном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины. Эта область связана со всеми участками коры — с корковыми концами всех анали­заторов. Возбуждение, возникшее в каком-либо ее участке, до­стигает двигательной области и вызывает соответствующий процесс. Например, возбуждение из коркового конца зритель­ного анализатора может служить пусковым механизмом двига­тельной реакции.

Волевая деятельность связана с равновесием возбуждения и торможения. При ослаблении процесса возбуждения у человека возникает апатия, при притуплении процесса торможения раз­вивается большая активность.

Регулятор волевой деятельности — центр мозга, лобные доли коры больших полушарий. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предвари­тельно составленной программой цели.

Волевые свойства личности

Под волевыми свойствами (качествами, чертами) личности понимают такие особенности волевой активности человека, ко­торые при определенных условиях проявляются более или ме­нее постоянно.

Воля формируется в течение всей жизни. В процессе пре­одоления человеком различных внешних и внутренних трудно­стей в коре головного мозга возникают соот­ветствующие соотношения между процессами возбуждения и торможения, т.е. формируются стереотипы, вследствие чего у личности вырабатывается предуготовленность определенным образом реагировать на встречающиеся затруднения.

Посколь­ку трудности чрезвычайно разнообразны по своему характеру и диапазону и личность в каждом отдельном случае преодолевает их неодинаково, то в процессе их преодоления формируются различные стороны человеческой воли, которые затем и по-раз­ному проявляются. Один и тот же человек может иметь неоди­наковый уровень развития различных сторон воли, что зависит от условий жизни, отношения человека к жизненным трудно­стям, его опыта, определенных природных особенностей и дру­гих факторов.

Волевых качеств насчитывается огромное множество, но их можно подразделить на две группы. К первой относятся воле­вые качества, которые характеризуют личность со стороны ак­тивности, возбуждения, а ко второй группе — те, которые ха­рактеризуют тормозные качества личности.

Основные волевые качества первой группы:

Целеустремленность — умение человека подчинять свои дей­ствия поставленным целям. Степень развития целеустремленно­сти определяется силой личности (какие по трудности цели она преследует), устойчивостью (до полной реализации на практи­ке), широтой (в скольких направлениях своей деятельности че­ловек ставит и решает задачи).

Настойчивость— умение человека мобилизовать свои воз­можности для длительной борьбы с трудностями. Проявляется это свойство:

а) в стремлении доводить начатое дело до конца;

б) попытке найти другие пути решения вопроса;

в) продолжении деятельности при нежелании ею заниматься или при появлении более интересной деятельности;

г) умении проявить настойчивость в деятельности при изменившейся обстановке.

Решительность— умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность че­ловека особенно проявляется в экстремальных условиях, в со­стоянии эмоционального возбуждения и в новой, непривычной обстановке.

Инициативность— умение творчески работать, предприни­мая действия и поступки по собственной инициативе. Инициа­тивность может быть воспроизводящего характера (по подража­нию, подсказке) или собственно творческого (постановка новых целей, стремление найти новые решения).

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для лично­го благополучия. Не следует путать ее с неразумными и опас­ными для жизни поступками, с лихачеством или с дерзкими по­ступками нарушителей дисциплины. Смелость человека может проявляться:

1) в участии в устранении или критике устаревшего, мешаю­щего делу порядка;

2) выступлении против неправильных действий других лю­дей, товарищей;

3) умении признать и осудить собственные ошибки;

4) способности совершать бесстрашные поступки в непри­вычной обстановке.

Исполнительность— старательность, выполнение в срок по­ручений и своих обязанностей.

Ко второй группе волевых свойств можно отнести следующие:

Выдержка— умение управлять действиями, чувствами и мыслями, мешающими осуществлению принятого решения. Выдержка — это не покорность, а власть над собой, умение контролировать себя и управлять собой, которое называют са­мообладанием. Высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями, называется мужеством.

О выдержке можно судить:

1) по проявлению терпения и выносливости в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (сильные внешние помехи, частые неуспехи и т.п.),

2) умению сдерживать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и пр.);

3) способности тормозить проявление бурных чувств при эмоциональном возбуждении (огромной радости, него­довании и т.д.);

4) умению контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Дисциплинированность— сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. Признаком воли является сознательная дисциплина, а не дис­циплина, основанная на страхе или слепом послушании. О дис­циплинированности человека можно судить также по недопу­щению самовольных проступков и по соблюдению правил по­ведения в изменившейся, неблагоприятной обстановке.

Самостоятельность— умение не поддаваться влияниям раз­личных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Это не значит, что само­стоятельный человек всегда отвергает чужие мнения и не считает­ся с ними; он может принимать посторонние советы и предложе­ния, если они разумны. Его самостоятельность проявляется:

1) в выполнении посильной деятельности без помощи и по­стоянного контроля со стороны;

2) умении самому найти себе занятие и организовать свою деятельность;

3) способности отстоять свое мнение и не проявлять уп­рямства, если не прав;

4) умении проявлять выработанные привычки независимо­го поведения в новых условиях деятельности.

Организованность— разумное планирование и упорядочен­ная организация своей деятельности.

Наиболее важные признаки организованного поведения:

1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху деятельности;

2) планирование своих действий и разумное их чередование;

3) рациональное распределение времени с учетом обстановки;

4) умение вносить в свою деятельность определенную орга­низацию при изменении обстановки.

Из других важных волевых качеств, кроме охарактеризован­ных выше, можно назвать деловитость, энергичность, выносли­вость, стойкость и пр.

Следует иметь в виду, что воля человека едина и рассмотре­ние ее по отдельным сторонам (волевым качествам) — это ис­кусственный прием, используемый для удобства изучения. Все волевые качества тесно переплетены, взаимосвязаны, и при из­менении одного из них воля как единое целое также видоизме­няется. Более того, в волевой активности проявляются особен­ности всей личности. Изменение каких-либо ее качеств делает волевую активность личности психологически другой. Одно и то же по названию волевое качество, принадлежащее разным людям, — это часто психологически различные и внеш­не не похожие качества воли. Мужество разведчика, мужество хирурга, мужество подпольщика, мужество космонавта не толь­ко сходны, но и непохожи.

Главный принцип воспитания и самовоспитания воли — это систематическое преодоление трудностей и препятствий в по­вседневной жизни, труде, учении. Поэтому основными приема­ми ее воспитания и самовоспитания могут служить следующие:

§ приобретение привычки, приучение себя преодолевать
сравнительно незначительные сложности;

§ проявление волевого усилия при преодолении трудно­стей и препятствий для достижения поставленных целей;

§ принятое решение доводить до исполнения. Системати­ческое невыполнение принятых решений ослабляет волю;

§ весьма принципиально видеть этапы достижения цели,
ставить и разрешать частные задачи.

§ строгое соблюдение режима дня, правильного жизнен­ного распорядка.

§ систематические занятия физкультурой и спортом.

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Прокомментируйте следующие положения. С какими из них можно (нельзя) согласиться и почему?

1. Переживание — непосредственное отражение человеком сво­их собственных состояний.

2. Эмоция отражает отношение человека к объекту, поэтому не­сет только субъективную информацию о состоянии самого ор­ганизма.

3. Процесс отражения объекта есть познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в данный момент — ее субъективный компонент.

4. Субъективный компонент эмоций позволяет реализовать ве­роятностно прогностические функции регуляции поведения.

5. Эмоции — двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание (чувственный тон образов восприятия) ивнеш­нее выражение.

6. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъек­тивность.

7. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, он может только переживать их.

8. Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют «логикой чувств».

9. Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.

10. Чувства как эмоциональные отношения человека к окружаю­щему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

Задание № 2. На какие свойства эмоций и настроений указыва­ет приведенный отрывок из работы С. Л. Рубинштейна? Назови­те их. Чем еще эмоции отличаются от настроений?

«Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направле­ны на него; мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не про­сто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. На­строение не предметно, а личностно... оно не специальное пережи­вание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое об­щее состояние».

Задание № 3. Определите, какие из перечисленных положи­тельных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию по­вышенной, а какие — пониженной активности человека. Приве­дите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавлен­ность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задание № 4. Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.

«Куда ты идешь?» — спросил странник, повстречавшись с Чу­мой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,— упрек­нул он ее. «Нет, — возразила Чума, — я погубила только пять. Ос­тальные умерли от...»

Задание № 5. Какие закономерности в происхождении эстети­ческих чувств можно обнаружить в следующих примерах?

1. Н.Г. Чернышевский писал, что светская красавица покажется крестьянину «решительно невзрачной», аристократу милей «блед­ный цвет» — «тоски примета», маленькие ручки, хрупкая фигура. Для крестьянина же признаком женской красоты является румя­нец, крепкая фигура, большие, способные к труду руки.

2. Приятель князя Дашкова выражал ему удивление, что он уха­живает за госпожой, которая не хороша собою, да и не молода. «Все это так, — отвечал князь, — но если бы ты знал, как она благодарна!» (Я. А. Вяземский).

3. «Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние... а краски? Смотри, смотри, ведь это она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков — желтоватых, розовых, ка­ких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто
ослепительная...» (А. А, Фадеев).

Задание № 6. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после дол­гой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.

  1. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс от­рицательных эмоций.

3. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того, чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.

  1. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях, вместо страха люди шутят, смеются.

Задание № 7. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где с тормозной функцией воли.

А. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математи­ке, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

Б. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

В. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит ана­томию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и за­бываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

Г. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был словесно оскорблен подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата а-ля Це­зарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Бе­резкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

Д. Женщина бальзаковского возраста Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на сви­дание с Иннокентием Аркадьевичем.

Е. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

Задание № 8. Оцените приведенный список слов с точки зре­ния того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной или слабой волей.

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выпол­ню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посове­туюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избе­гаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.

Задание № 9. Обобщите приведенные цитаты, выпишите поня­тия, раскрывающие сущность волевого поведения.

1. «Все, что побуждает человека к деятельности, должно прохо­дить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражаются ощущения голода и жажды, а перестает есть и пить вследствие того, что в его голове от­ражается ощущение сытости. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, про­явлений воли, словом — в виде "идеальных стремлений", и в этом виде они становятся "идеальными силами"» (Ф. Энгельс).

2. Волевые проявления — продукт системной работы мозга, в ко­торой ведущую роль играют «второсигнальные управляющие им­пульсы тонизирующего и тормозящего характера» (И. П. Павлов).

3. «Воля не есть какой-то безличностный агент, распоряжающийся только движением, — это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или дру­гого и часто наперекор даже чувству самосохранения» (И. М. Сече­нов).

Задание № 10. Проанализируйте приведенные тексты и ответь­те на вопросы. Какие причины породили необходимость введе­ния и сохранения понятия воли в психологии? Сохранились ли данные исторические реалии, породившие необходимость введения понятия «воля» в психологии, в настоящее время?

А. Одним из первых в европейской культуре, кто рассмотрел дей­ствия, лишенные стремления к цели, но принимаемые человеком как «обязательные к исполнению», был Аристотель. Он считал, что действия, осуществляемые по разумному решению, можно объяс­нить, только допустив наличие особой способности — воли, кото­рая придает разумному решению стремление или возможность инициировать и доводить до цели намеренное действие.

Б. Второй реальностью, оправдывающей введение понятия воли, явилась необходимость выбора действий при конфликте мотивов, целей, когда человек не находит разумных оснований выбора. В та­кой ситуации воля наделяется способностью совершать такой вы­бор по собственному критерию.

В. Обращение к понятию воли было обусловлено способностью человека управлять по своему сознательному решению психическими и физиологическими процессами и состояниями, различны­ми параметрами двигательных актов (силой, скоростью, темпом, длительностью и т. д.).

Задание № 11. Определите, какие волевые качества (возбуди­мость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергич­ность, подавление действия или способность к задержке) про­явились в каждой из описанных ситуаций.

1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.

2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертеж­ной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каж­дую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения на­звал его чертежи лучшими в школе.

3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега за­мерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух ба­рахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.

4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто прибегал к тако­му приему: прерывал чтение интересной книги на самом захваты­вающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня.

5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие прика­зы и развешивала их на стенах комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен.

Задание № 12. Проанализируйте приведенный пример из кри­минальной практики и объясните, какие личностные черты спо­собствуют внушению. Можно ли считать, что эти свойства и черты образуют патопсихологический синдром, деформирую­щий волевое поведение, и почему?

Б., 29 лет, обвинялась в хищении денежных средств. С детства отличалась усидчивостью, прилежностью, исполнительностью. Окончила 8 классов и медицинское училище с отличием. В 23 года вышла замуж, от брака имеет 2 детей. Длительное время жила у ро­дителей мужа, отношения с которыми были конфликтными. Силь­но уставала, настроение было подавленным, часто плакала, была раздражительной, плохо спала, похудела. Устроилась работать кас­сиром в парикмахерскую, намеревалась в последующем работать по специальности.

По дороге с работы к Б. на улице подошла женщина, которая сказала ей, что она плохо выглядит, спросила, где и с кем она жи­вет, где работает, обещала гаданием помочь ей. Следующую встречу она назначила в день получения Б. из банка крупной сумм» денег. При этом присутствовали соучастницы, две другие женщины» «ассистирующие» лидеру, подтверждавшие ее «возможности». Через 10 дней Б., получив деньги из банка и доставив их на работу, отправилась на встречу с этой женщиной. Узнав, что Б. пришла без денег, соучастницы стали требовать деньги, необходимые для га­дания, угрожали ей ухудшением состояния ее здоровья и отноше­ний с мужем. Б. вернулась в бухгалтерию, взяла из сейфа деньги.

На улице в процессе «гадания» она отдала деньги одной из жен­щин, после чего все трое скрылись. Была привлечена к уголовной ответственности за хищение.

В процессе следствия обвиняла в случившемся себя, говорила, что «гадалка» подействовала на нее своей внешностью. Когда «гадалка» подошла к ней на улице и с участливым лицом осведомилась о ее са­мочувствии, пообещав помочь, у нее не возникло сомнений в ис­кренности слов «гадалки». В этот момент рядом оказалась женщина, которая была намерена принести «гадалке» за якобы оказанную ра­нее услугу значительную сумму денег. Была так заворожена слова­ми «гадалки», что была готова выполнить любое ее приказание. Первые два дня после встречи самочувствие ее улучшилось, в после­дующие дни она с тревогой чего-то ждала, часто вспоминала о про­исшедшем с ней, охотно пошла на повторную встречу.

При встрече ощущала некоторую тревогу, волнение, сказала «га­далке», что не может принести деньги, но та стала угрожать ей, что из-за этого ее ожидают несчастья. То же самое твердили и «асси­стенты». Б. испугалась, пошла за деньгами и отдала их «гадалке». Затем по ее распоряжению закрыла глаза и стояла так три минуты. Открыла глаза и, не увидев «гадалки», некоторое время считала, что так и должно быть, затем поняла, что ее обманули, у нее «внут­ри все оборвалось», она стала метаться по улице, искать «гадалку» и ее спутниц, но их нигде не было. Вернувшись на работу, сообщила о случившемся в милицию.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.014 с.)