ТОП 10:

Особенности зрительной памяти и представлений у художника



Психологический анализ творческого процес­са в изобразительном искусстве свидетельствует, что восприятие натуры само по себе никогда не исчер­пывает ее познания, а значит, и не дает всего необ­ходимого материала для изображения. Среди выда­ющихся художников нет ни одного, кто бы создавал свои произведения исключительно с натуры, не ис­пользуя образов памяти, имеющихся представлений. Конечно, почти у каждого из художников, особен­но у пейзажистов, есть работы, выполненные цели­ком с натуры, но это лишь отдельные работы, по ко­торым нельзя судить об особенностях творческого процесса того или иного художника.

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлениями, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисова­ния с натуры, создают полноценный образ, необхо­димый художнику для реализации этого образа в ху­дожественном произведении.

Каждый художник должен в совершенстве вла­деть полноценным динамическим (подвижным) обра­зом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте. Художник должен уметь не только изобра­зить предмет по представлению в эскизе, в каком-то од­ном виде, но и в случае необходимости переменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному ос­ветить, поднять или опустить и т.д. Конечной целью для художника является такое знание предмета, которое да­вало бы возможность изображать его по представлению. Н.П.Крымов говорил, что надо писать с натуры, но воз­можно так изучить какой-либо предмет, настолько хоро­шо его понять, чтобы писать от себя, как с натуры.

О том, как важно для художника иметь разви­тую память, уметь рисовать предметы по памяти и по представлению, часто говорят сами художники. Многочисленны примеры очень развитой (иногда доходящей до феноменальной) памяти у целого ряда мастеров изобразительного искусства. Творческие успехи художников, как правило, обусловлены в большей или меньшей степени хорошей зрительной памятью художников, их умением изображать по представлению.

П.А.Федотов прямо связывал признание ху­дожника с особенностями его зрительной памяти. Он говорил, что для того чтобы стать художником, мало чувствовать к тому желание надо иметь осо­бую впечатлительность, особый глаз, способный за­помнить характерные черты людей и предметов. Если этого нет, считал он, то лучше быть кем угод­но, только не художником. П.А.Федотов писал: "... сила детских впечатлений, запас наблюдений, сде­ланных мною при самом начале моей жизни, состав­ляют, если будет позволено так выразиться, основ­ной фонд моего дарования".

Выдающийся русский художник В.А. Серов де­лал бесконечное количество зарисовок ворон и дру­гих животных в самых различных положениях, преж­де чем ему удалось создать свои неповторимые ил­люстрации к басням И.А.Крылова. Только свобод­ное оперирование образами животных дало ему воз­можность выполнить этот трудный замысел. При­чем Серов начал изображать по памяти еще в раннем детстве, когда он только начинал заниматься ри­сованием. В книге "Серов-рисовальщик" И.Э.Гра­барь рассказывает, как наряду с рисованием с нату­ры И.Е.Репин заставлял юного В.А.Серова рисовать и от себя, по памяти.

Изумительной зрительной памятью обладал И.К. Айвазовский, что давало ему возможность созда­вать сотни и тысячи сюжетов, совершенно не похо­жих один на другой, хотя объектом всех их являлось море. Сам художник говорил, что человек, не ода­ренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником никогда: "... сто движений живых сти­хий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры, что для этого художник должен запомнить их и эти­ми случайностями, равно как эффектами света и те­ней, обставлять свою картину".

У русского пейзажиста Ф.А. Васильева была исключительно развита зрительная память. Этому способствовали частые упражнения в рисовании по памяти.

Такой же развитой зрительной памятью обла­дал и другой прославленный пейзажист — И.И.Ле­витан. Мастер живописи, народный художник СССР В.Н.Бакшеев вспоминал, что как-то раз зимой у ху­дожника А.Е.Архипова в Москве собралась компа­ния художников. Была прекрасная лунная ночь, и все решили пойти прогуляться в Сокольники. Ок­ружающий пейзаж был необычен: над землей рас­кинулось необъятное темно-синее небо, ярко мер­цали звезды, свет луны заливал деревья, и в этом ярком свете причудливо вырисовывались мельнич­ные жернова (здесь были склады мельничных жер­новов Губонина). Через несколько дней В.Н.Бакшеев зашел к Левитану и был поражен, увидев у него уже готовый эскиз этого ночного зрелища. По точности передачи, тонкости живописи работа производила впечатление написанной с натуры.

К.А.Коровин, близко знавший М.А.Врубеля, вспоминал, что прославленному автору "Демона" ничего не стоило нарисовать ранее увиденное.

Первостепенное значение развитию зрительной памяти у молодых художников придавал Д.Н. Кардов­ский в своей педагогической деятельности, о чем пи­сал в воспоминаниях художник, академик Д.А.Шмаринов: "Дмитрий Николаевич задавал специальные задания на развитие зрительной памяти. Он считал, что без зрительной памяти нет художника. Мы делали много быстрых набросков и рисунков с натуры, по па­мяти, сопровождая ими систематическую работу над длительными рисунками".

И.И.Бродский, вспоминая годы учения у К.К. Костанди — одного из участников передвижных выставок и опытного педагога, говорил, что послед­ний привил ему любовь к натуре и научил работать над обогащением зрительного опыта, над развити­ем памяти и творческого воображения. Костанди со­ветовал ученикам смотреть и запоминать формы, цветовые отношения предметов, всматриваться в ок­ружающую среду и затем воспроизводить ее, рабо­тая без натуры. Он учил "рисовать глазами", те мысленно воспроизводить то, что замечает глаз. И дальше И.И. Бродский отмечал: "В течение всей своей жизни я руководствовался этим советом и всегда, где бы я ни был, у меня шла эта внутрен­няя творческая работа, которая укрепила мою зри­тельную память настолько, что мне не трудно было по памяти воссоздать сложный и давно виденный пейзаж. Большинство моих пейзажных работ написа­ны именно так, по памяти, от себя, у меня в мастер­ской без предварительной этюдной работы. Несмо­тря на это, пейзажи производят впечатление полной правдивости".

Анализируя процесс рисования по памяти и по представлению, необходимо заметить, что отдель­ные художники и преподаватели рисования непра­вильно считают, что эти виды рисования представ­ляют собой одно и то же, что между ними нет ника­кой разницы, так как и в том, и в другом случае про­цесс рисования характеризуется отсутствием изоб­ражаемого объекта.

В этом смысле, действительно, рисование по памяти и рисование по представлению имеют одну и ту же основу. Однако, учитывая специфику изоб­разительной деятельности, следует сказать, что про­цесс рисования по памяти значительно отличается от рисования по представлению.

В изобразительном искусстве под термином "рисование по памяти" понимается процесс воспро­изведения на холсте или бумаге (картоне и т.п.) ка­кого-либо объекта в том пространственном положе­нии, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия.

Причем в данном случае воспроизводимый объект может специально для этого наблюдаться, а может не наблюдаться специально. Примером пер­вого случая может служить следующая установка учителя: "Ребята, сейчас я вам покажу чучело пти­цы, которое вы должны хорошо запомнить (запом­нить его пространственное положение, пропорции, распределение светотени, цвет и т.п.), чтобы потом, как только я уберу это чучело, вы смогли нарисовать его по памяти". Затем преподаватель демонстриру­ет чучело, после чего закрывает его бумагой, и ребя­та начинают рисовать по памяти.

Термин "рисование по представлению" означает процесс воспроизведения на холсте или бумаге (в скульптуре) какого-либо объекта в произвольном пространственном положении

Причем иногда изображаемый по представле­нию предмет в конкретном пространственном по­ложении можно было наблюдать ранее. Но в этом случае наблюдение проводилось не с целью дальней­шего изображения этого объекта в данном простран­ственном положении. Примером рисования по пред­ставлению может служить следующее учебное зада­ние: на уроке изобразительного искусства учитель показал школьникам гипсовую вазу в обычном (вер­тикальном) положении, затем убрал ее и сказал учащимся, чтобы они выполнили четыре наброска с этой вазы по представлению, т е. изобразили данную вазу лежащей на боку, повернутой к ним горловиной, фронтально или под каким-либо другим углом, а так­же изобразили эту вазу расположенной ниже или выше уровня горизонта и т.д. Таким образом, учащийся сам выбирает любое положение вазы, рисует ее "от себя".

Но в любом случае в процессе рисования по представлению воспроизводимый объект обязатель­но когда-либо зрительно воспринимался. Необходи­мо отметить, что в практике преподавания изобра­зительного искусства иногда противопоставляется рисование по памяти и по представлению рисова­нию с натуры. Отдельные художники, преподавате­ли рисования считают, что рисование по памяти и по представлению не имеет точек соприкосновения с рисованием с натуры и успеха в изобразительном творчестве можно добиться только в том случае, если рисовальщик будет все время рисовать по представ­лению и как можно меньше — с натуры. При этом утверждают, что натура часто сковывает оперирова­ние образами представлений.

Однако, как свидетельствуют практика и иссле­дования отечественных ученых в области психоло­гии изобразительной деятельности, подобная точка зрения на взаимоотношение рисования с натуры и рисования по памяти и по представлению совершенно необоснованна.

Рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает, как мы уже указывали, важное место. Но представления, кото­рые необходимы в художественном творчестве, представления, постоянно опирающиеся на воспри­ятие натуры. Если представления не получили под­крепления в специальном восприятии натуры в про­цессе изображения или в специальном восприятии ее с целью последующего изображения, они носят, как правило, очень общий и расплывчатый харак­тер. Для проверки этого положения можно самим провести опыт, осуществленный в свое время психологом Е. И. Игнатьевым. «Вам может показаться, что у вас есть яркое представление ка­кого-либо предмета. Начните рисовать этот предмет по представлению. Очень скоро вы убедитесь в сво­ей несостоятельности. Дело в том, что тот образ представления, который у вас есть, не содержит в себе компонентов, необходимых для изображения. При первом же прикосновении карандаша к бумаге образ делается тусклым, очертания расплываются и рисовать становится трудно, вы не помните, как вы­глядят основные черты контура и детали изобража­емого. Очень хочется взглянуть на модель или ее изо­бражение. Требуется опора в натуре.»

Различия между рисованием по памяти, пред­ставлению и рисованием с натуры и сложность их взаимоотношении в процессе изобразительной дея­тельности раскрыты И. М. Сеченовым в работе "Эле­менты мысли". "Между реальным чувствованием и последующим воспоминанием почти никогда не бы­вает фотографического сходства, и тем оно менее, чем новее для воспоминающего те звенья, из которых вы­строено впечатление, или способ сочетания их в груп­пу или ряд. То, что в данном впечатлении действитель­но ново (например, какая-нибудь отвлеченная мысль, или образ сложной невиданной машины перед глаза­ми человека-неспециалиста), воспроизводимо быть вообще не может, малознакомое воспроизводится не­ясно, отрывочно, фотографически же верно только то, что часто повторялось и не зависит от изменчивости условий восприятия".

Формирование полноценного образа, необходи­мого для рисования по памяти и по представлению, включает в себя как существенный компонент изобра­жение предмета с помощью рисунка.

Для рисования мало представить только внеш­ность предмета, необходимо, чтобы была возмож­ность представить этот предмет так, как он воспри­нимается рисовальщиком в процессе его детально­го анализа при рисовании с натуры, с точки зрения различных задач, которые возникают в этом процес­се. При рисовании по памяти и по представлению важнейшим моментом является ясное представле­ние не только предмета, подлежащего изображению, но и самого процесса изображения.

Специальные исследования, проведенные Е.И. Игнатьевым и автором данной книги, показали, что всякий рисунок предмета, который раньше специально не наблюдали в качестве объекта для ри­сования с натуры, строится на рисовании по памяти и представлению очень неточно, линии обычно бы­вают неуверенными, работа над контурами неточ­ная и нечеткая. Работа над рисунком идет крайне медленно.

После предварительной работы с натуры рисунок строят уверенно и четко, рисующий ясно вычленяет одну задачу за другой и сравнительно бы­стро переходит от практического решения одной за­дачи к другой. В процессе рисования по представле­нию предметов, ранее бывших объектами изображе­ния с натуры, испытуемые, как правило, стараются повторить весь ход рисования с натуры. Ставится одна изобразительная задача за другой. Рисующий в этом случае восстанавливает в памяти вначале этап схематического построения предмета, затем свою аналитическую работу по нахождению пропорций, дальше идет восстановление хода работы над кон­туром, деталями и т.д.

Замечено, что в тех случаях, когда невозможно восстановить более или менее по­дробно процесс натурного изображения, изображение по представлению обычно бывает слабым. Можно сказать, что качество изображения по пред­ставлению находится в прямой зависимости от точно­сти последовательного оживления следов нервных свя­зей, которые образовались в процессе рисования с на­туры.

Образ, пригодный для полноценного реалистиче­ского рисунка, должен быть основан на многообраз­ных временных связях, которые могут быть установ­лены только в процессе рисования с натуры.

Итак, представление может давать полноцен­ный материал для изображения в рисунке только в том случае, когда процесс представления есть резуль­тат анализа предметов внешнего мира при рисовании с натуры.

Одной из конечных целей в процессе изобра­зительной деятельности является такое развитие па­мяти, при котором один раз наблюдавшееся смогло бы прочно закрепиться в памяти и при надобности быть воспроизведено с абсолютной точностью и достоверностью.

Причем это раз увиденное при определенных обстоятельствах, выражающихся в особой направ­ленности внимания художника на объект восприя­тия в данный момент, глубоком эстетическом пере­живании при восприятии объекта и т.п., может ос­тавлять в памяти художника очень сильное впечат­ление, так необходимое в творческом процессе. Как правило, в этих случаях художник уже не испытыва­ет необходимости в повторных восприятиях объек­тов, явлений, иногда специально избегает этого, что­бы "не разбить первого впечатления". Н.Н. Ге говорил: "Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины "Петр I и Алексей" с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с по­лом и с освещением — я был всего один раз в этой ком­нате и был умышленно один раз, чтобы не разбить впе­чатления, которое я вынес".

Для развития зрительной памяти такого высокого уровня художники применяют самые различ­ные способы. Одним из самых распространенных приемов развития зрительной памяти служат специ­альные упражнения в зрительном воспроизведении того, что наблюдал художник в течение дня. О поль­зе развития таким образом зрительной памяти пи­сал еще Леонардо да Винчи. "Я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели и в темноте, повторять в воображении по­верхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, за­хваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы за­креплять себе предметы в памяти".

Важным средством развития зрительной памя­ти является специальное рисование по памяти и по представлению. Причем методика проведения таких занятий может быть самой разнообразной. И. И. Брод­ский, например, призывал художников постоянно рисовать по памяти в виде быстрых набросков и зарисовок.

Большую пользу приносит рисование по памя­ти и по представлению, когда предварительно про­водится специальное наблюдение изображаемого объекта в течение какого-либо времени (15 минут). В частности, такой метод развития зрительной па­мяти применял в своей педагогической деятельности В.А. Серов. Полезно также рисунок по памяти или по представлению сравнивать с натурой и после сравнения и удаления натуры продолжать работу. Таким методом развивал зрительную память у своих учеников И.Е. Репин, придававший особое значение образной памяти художника.

Для развития памяти художники стараются как можно чаще рисовать по представлению. Обычно такие работы проводятся в виде быстрых зарисовок, набросков, этюдов. С этой же целью рисующий при изображении с натуры отдельных объектов по пред­ставлению удаляет какую-либо часть (например одну третью или одну четвертую часть) этого объек­та. В любом случае следует наряду с рисованием с натуры как можно чаще рисовать по памяти, пред­ставлению только на основе развитой зрительной памяти художник может свободно оперировать ху­дожественными образами.

 

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, Цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоз­дание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщен­ный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет.

Задание № 2. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

  1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

2. В случае если требуется на короткое время сохранить инфор­мацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматиче­ски осуществляет их перегруппировку.

3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения
в ней информации зависит от важности запоминаемого мате­риала.

4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом
контексте, в котором происходило ее запоминание.

5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закон­чить.

6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени
приводит к более эффективному запоминанию, чем длитель­ное его изучение.

7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойствен­ных той или иной культуре и позволяющих организовать по­знание мира.

8. В отличие от пространственной и последовательной организа­ции памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена «внешними» факторами.

9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта,
чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

10. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

11. Процессы памяти не связаны с процессами мышления.

12. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

Задание № 3. В каких случаях перечисленные образы относят­ся к памяти, а в каких к воображению?

Опосредованный образ, трансформированный образ, художест­венный образ, образ-представление, синтезированный образ, обра­зы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно ре­конструированный образ, ассоциативный образ, последователь­ный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, гал­люцинаторные образы.

Задание № 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сенсорная память — подсистема памяти, обеспечивающая:

а) действие на уровне рецепторов;

б) сохранение информации в интервале меньше одной секун­ды;

в) возникновение зрительных образов;

г) регуляцию деятельности;

2. Кратковременная память — подсистема памяти, обеспечиваю­щая:

а) сохранение информации в пределах двух минут;

б) продолжительное удержание знаний;

в) возможность долго помнить телефонный номер;

г) краткосрочное хранение информации;

3 Долговременная память — подсистема памяти, обеспечиваю­щая:

а) огромный объем сохраняемой информации;

б) продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков (от часов до десятилетий);

в) возможность обобщения образов и представлений;

г) связь памяти с эмоциями;

4. Эффект Зейгарник — явление, характеризующее влияние на процессы памяти:

а) нахождение элементов заучиваемого материала в начале и конце ряда;

б) перерывов в деятельности;

в) незавершенность деятельности;

г) припоминание последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда;

5. Какие из перечисленных утверждений относятся к памяти:

а) всегда играет положительную роль в процессах мышления;

б) может вызывать некоторую функциональную ригидность;

в) всегда облегчает решение задачи;

Задание № 5. Индивидуальные различия памяти находят свое выражение, в частности, в том, что некоторые люди более про­дуктивно сохраняют образный материал, другие — словесный, а третьи в равной степени запоминают и тот и другой. Опреде­лите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образ­ном, словесно-логическом (абстрактном) и промежуточном ти­пах памяти.

Сталевары помнят множество оттенков красного цвета; матема­тик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экза­мене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит соче­тания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные «цвета белого снега»; му­зыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учи­тель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков; учитель-ли­тератор знает на память огромное количество стихотворении; полиглот свободно владеет 12 языками; читатель, случайно захлопнувший книгу, легко находит место, на котором остановился; прие­хав вторично в малознакомый город, человек представляет себе до­рогу к нужному месту.

Задание № 6. Определите, в каких из перечисленных обстоя­тельств память работает лучше, а в каких хуже.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей сторо­ны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т. д.); когда мы погружены в размыш­ления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в при­вычной обстановке; когда мы действуем на «автопилоте»; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы дей­ствуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита вре­мени.

Задание № 7. Анализируя следующие высказывания, объясни­те взаимосвязь памяти и других психических функций.

1. Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2. Богатство памяти — мера освоения материальной и духовной реальности.

3. Хорошая память — основа обучения.

4. Чем человек умней, тем лучше его память.

5. Богатый запас слов — показатель хорошей памяти и хорошего ума.

6. Любая научная работа делает память лучше.

7. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

8. Без памяти человек перестает быть личностью.

9. Благодаря памяти человек становится человеком.

10. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

Задание № 8. Определите по приведенным фрагментам, о ка­ких видах памяти идет речь. Какие признаки на это указывают?

1. Б. Спиноза говорил: «...всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка расположила в его теле обра­зы вещей. Солдат, например, при виде следов коня на песке тотчас же переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т. д. Крестьянин же от мысли о коне — к мысли о плуге, поле и т. д., точно так же всякий от одной мысли переходит к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связы­вать образы вещей таким или иным способом».

2. Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» описывает эпизод, когда он, обмакнув кусочек бисквита в чай, от­правил его в рот. В момент, когда кусочек коснулся нёба, он испы­тал восхитительное и необычное чувство: настоящее со всей его
скучной угрюмостью исчезло, а вкусовое ощущение потянуло засобой цепочку образов счастливого детства; «Вдруг в моем уме всплыла давняя картина. Вкус этот был тот же самый, что и у ма­ленького кусочка бисквита, которым по воскресным утрам в Комбре... угощала меня моя тетка Леони, после того как она обмакивала его в свой настоянный на травах чай». Длинное поэтическое описа­ние своих воспоминаний Пруст закончил знаменитой фразой: «Весь Комбре и его окрестности, все, что имеет форму и объем, го­род с его садами все выплеснулось из моей чашки чая».

Задание № 9. Как вы объясните описанные ниже факты?

1. Учащимся предложили для запоминания два рассказа и пре­дупредили, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько не­дель при помощи проведенного опроса учащихся было установле­но, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше (А. М. Вейп, Б. И. Каменецкая).

2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спек­такля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая).

3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее v них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же от­нести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным (Я. Ф. Талызина).

Задание № 10. Какие механизмы памяти определяют поведение героев следующих ситуаций?

1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

2. В фильме «Огни большого города» герой Ч. Чаплина спасает пьяного миллионера от самоубийства. Всякий раз, когда миллио­нер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с луч­шим другом и приглашает к себе в гости. Но, трезвея под утро, он видит в Чарли лишь незваного гостя и быстро выставляет его за дверь.

3. Вспоминая о событиях, свидетелем которых он был, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на «инородца» (не­гра, китайца, чеченца), сексуально озабоченный человек будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек с тревожно-мни­тельным характером будет убежден, что «так и должно было случиться».

4. Персонаж рассказа А. П. Чехова «Мальчики» девочка Маша, видя другого героя, Чечевицина, задумывалась и говорила со вздо­хом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили» (О. В. Турусова).

Задание № 11. А. Р. Лурия в течение нескольких лет наблюдал человека с феноменальной памятью. Познакомьтесь с некото­рыми фактами, описанными в книге А. Р. Лурии, и определите недостатки интеллектуальной деятельности Шеришевского, вы­текающие из особенностей организации его памяти.

1. Шеришевский мог без ошибок повторить последовательность в 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что его восприятие было комплексным, синтетическим. Образы (зрительные, слуховые, вкусовые и т. д.) сливались у него в единое целое.

Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на слух слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Композиторы Скрябин, Чюрленис обладали подобной синестезией: звук порождал у них переживание цвета, вкуса, при­косновения.

2. Шеришевский мог произвольно и точно вспомнить все, что за­помнилось много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко зри­тельно представить себе запоминаемое (например, семерку он вос­принимал как человека с усами). Но это же создавало ему затрудне­ния при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ
и это мешало пониманию.

Кроме того, восприятие его было очень конкретным, абстракт­ные понятия были трудны из-за их несопоставимости с какими-то конкретными зрительными образами.

3. Однажды Шеришевскому в большой аудитории для запоми­нания зачитали длинный список слов и попросили воспроизвести. Он сделал это безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Вся аудитория мгновенно вспомнила это слово — «тиф», а Шеришевскому потребовалось для этого целых две минуты, поскольку он действовал пе­ребором в уме по порядку слов из списка.

А. Р. Лурия обнаружил, что запоминание у Шеришевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, а не законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его, так как не мог «считать»; припоминание зависело от освещенности и раз­мера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было для него пыткой: он с трудом пробирался сквозь зрительные образы, кото­рые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Были и большие трудности с забыванием: ему прихо­дилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понима­ние сложных и отвлеченных логико-грамматических структур про­текало у него труднее, чем у людей, не обладающих столь сильной памятью.

Мышление и воображение

Мышление - высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредовано также и словом.

Мышление является опосредованным отражением действительности и потому, что всегда протекает с опорой на имеющиеся знания. Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но и на те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.

Мышление обеспечивает установление всего многообразия связей явлений действительности, благодаря которым оказывается возможным раскрыть сущность явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений есть отличительная особенность мышления.

Широта обобщения и глубина раскрытия сущности явлений также не только обусловлены индивидуальными возможностями человека, но и всегда являются результатом познания действительности, достигнутого на данном уровне исторического развития человеческого общества, таким образом, мышление имеет еще и социально-историческую природу.

Содержательные компоненты мышления логически оформляются в различные понятия, суждения, умозаключения. Процесс мышления позволяет человеку проникать в глубины пространства и времени и выходить за рамки сферы собственного существования путем обретения социокультурного опыта в виде системы знаний.

Знания, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий. Отличие понятия от представления состоит в том, что последнее всегда есть образ, а понятие это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные и несущественные признаки, в понятии же сохраняются лишь существенные признаки.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.

Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.

Анализразделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтезслужит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагированиеобеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщениеявляется средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам или свойствам.

Классификациянаправлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизацияобеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

В современных исследованиях выделяется особая операция - анализ через синтез, т.е. мысленное включение объекта познания в новые связи и отношения.

Виды мышления

Практически-действеноемышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним. Он оказывается необходимым и незаменимым, когда наиболее целесообразным представляется решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образноемышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.029 с.)