ТОП 10:

Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении — одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности.



Целостность зрительного восприятия необхо­дима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и кончая закон­ченным произведением – картиной, скульптурой и т. п.

Обычно компоненты комплексного раздражи­теля так тесно взаимодействуют, что даже при вос­приятии только отдельных признаков или частей предмета возникает целый образ этого предмета. Зри­тельно воспринимая, например, бархат, мы отлича­ем не только его черный цвет, но и мягкость, хотя не дотрагиваемся до него рукой

То же самое наблюдается и при зрительном вос­приятии мрамора. Мрамор воспринимается как твер­дый и холодный, несмотря на отсутствие тактильных и температурных ощущений у человека в момент зри­тельного восприятия мрамора. Подобные впечатления возникают условнорефлекторно, в результате устано­вившейся и закрепившейся в предшествующей прак­тике ассоциации между зрительными, тактильными, температурными раздражителями от данных объектов.

Быстро и легко происходит ассоциация зри­тельных, двигательных и осязательных ощущений. Воспринимая форму объектов или отдельные свой­ства их поверхности — гладкость, шероховатость, ма­товость, полированность и т. п., мы замечаем такое тесное слияние данных ощущений, что невозмож­ным получается разграничение их в едином комплек­се ощущений.

При передаче в изобразительном искусстве объ­ектов действительности наряду с другими руковод­ствуются и этой закономерностью. Если, например, художник, изображая какой-нибудь конкретный предмет, наряду с правильной передачей в рисунке пространственного положения, конструкции, про­порций предмета не сумел передать материал, фак­туру (плотность, гладкость, шероховатость и т. п.), то происходит нарушение ассоциаций разных ощуще­ний. В результате не наблюдается целостности вос­приятия, т.е. изображение не дает полного, цельного представления об изображаемом объекте.

Отсюда понятно важное значение в познании объекта по отдельным его сторонам, качествам об­разования систем временных связей. Это дает воз­можность при действии одного раздражителя из це­лого комплекса воспроизводиться всей системе ре­акций, что и обусловливает возможность узнавания объекта на основе его некоторых признаков.

Большую роль в узнавании играет слово. Зна­чение слова особенно хорошо раскрывается при на­личии затрудненного узнавания, которое характери­зуется так потому, что внешние признаки объекта или очень малочисленны, или настолько неопределенны, что объект сразу невозможно узнать. В этих услови­ях называние объекта моментально приводит в дей­ствие те представления, которые связаны с данным словом, что способствует быстрому узнаванию его. Основой взаимодействия двух сигнальных систем в процессе восприятия служит передача возбуждения от одной сигнальной системы к другой. То есть связи первой сигнальной системы передаются во вторую сигналь­ную систему, что и дает возможность осмысленно уз­навать те или иные предметы, служащие раздражи­телями. Одновременно связи, основанные на словах, передаются в первую сигнальную систему, в резуль­тате чего под действием слова происходит измене­ние восприятия в сторону полноты и глубины.

Рассматривая важное значение слова в процес­се узнавания, необходимо учитывать этот факт в изо­бразительной деятельности. В живописном или гра­фическом произведении, особенно в произведении, изображающем значительные глубинные простран­ства (например пейзаж или композиция с людьми), рисующий, руководствуясь законами линейной, воз­душной перспективы, законами распределения све­тотени на поверхностях объектов и целым рядом за­кономерностей композиции, обязательно будет изо­бражать предметы, расположенные дальше, менее четко и определенно. А предметы, расположенные совсем далеко, например на линии горизонта, обыч­но изображаются еле различимыми пятнами, фигу­рами, силуэтами. Вместе с тем, несмотря на эту труд­ность различения дальних объектов при восприятии картины, задача зрительного восприятия в каждом конкретном случае требует одновременного осмыс­ливания, и прежде всего узнавания, всех компонен­тов картины, где бы они ни находились – близко или далеко. Если только какой-либо элемент компози­ции будет не узнан, т.е. не понят, значит, не будет и полного, глубокого усвоения содержания данной композиции. Причем необходимо, чтобы все элемен­ты композиции "читались" последовательно, но без излишней затраты времени на осмысливание отдель­ных элементов, какими могут служить объекты, рас­положенные вдали, или другие второстепенные де­тали картины.

В изобразительной деятельности особое значе­ние приобретает апперцепция восприятия, которая определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения че­ловека к действительности на восприятие, ставя его в зависимость от указанных факторов.

Само по себе явление апперцепции в восприя­тии обусловливается различным жизненным опытом у каждого конкретного человека, а значит, разными условиями жизни, воспитания, обучения. Различа­ют апперцепцию постоянную и непостоянную (та­кое деление, конечно, относительно).

Непостоянная, или временная, апперцепция мо­жет образовываться в результате случайных, быстро изменяющихся условий.

Такими условиями являются, в частности, эмоциональное состояние человека в данный момент, действие предшествующих восприятий, воз­никший по ходу деятельности тот или иной кон­кретный вопрос.

Постоянная (устойчивая) апперцепция обычно об­разуется в ходе продолжительной практики человека.

Так образуется профессиональная апперцеп­ция, когда человек много лет занимается той или иной деятельностью.

Влияние знаний на содержание и характер вос­приятия, т.е. явление апперцепции восприятия, в процессе изобразительной деятельности проявляет­ся прежде всего в зависимости полноты, точности, быстроты и осмысленности восприятия пространст­венного положения изображаемых объектов, их фор­мы, пропорций от знания конструктивных законо­мерностей построения предметов.

Каждый изображаемый предмет имеет опре­деленное строение — конструкцию. Отдельные части, детали предмета находятся в определенных соотноше­ниях между собой, или, как еще говорят, пропорциях.

Все окружающие нас предметы имеют в своей основе строение геометрических тел. И не случайно художники так и говорят: "Этот предмет имеет ку­бическую форму, этот – призматическую, а этот – цилиндрическую, шарообразную и т.д.". Более слож­ные объекты обычно называют "комбинированны­ми", имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести чайник, бидон, машину любого вида, животных и множество других объек­тов действительности. Сложным объектом изображе­ния является и человек.

Геометрическая основа строения предметов ок­ружающего мира не означает, конечно, что в изобра­зительной деятельности надо конкретные предметы заменять абстрактными геометрическими телами. Вся сложность заключается в том, чтобы увидеть за внешними очертаниями ее конструкцию, а потом по­строить форму предмета в рисунке в виде упрощен­ных геометрических тел, постоянно усложняя ее до полного реалистического изображения.

В процессе изобразительной деятельности большое значение имеет апперцепция, которая про­является в выбирании главного в объекте восприя­тия. В данном случае апперцепция обусловливается влиянием прошлого опыта, целей и интересов худож­ника на процесс восприятия. Эта апперцепция яв­ляется профессиональной у художника и имеет ус­тойчивый характер. Сами художники обычно это яв­ление называют умением "видеть" натуру. Иногда это называется также "постановкой зрения".

Умение "видеть" предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для рисующего прежде всего в особенностях конст­руктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределении светотени.

Передача всего этого на бумаге, холсте или в скульптуре и является основной задачей реалисти­ческого искусства. Недаром многие выдающиеся ху­дожники обращали особое внимание на успешное развитие умения "видеть".

На это указывают и многие психологи, иссле­дующие особенности зрительного восприятия в про­цессе изобразительной деятельности. "В изобрази­тельных искусствах, — говорит Б.М.Теплов, – задача изображения необходимо требует острого восприя­тия подлинного "вида" вещей, снятия той завесы с при­вычно-схематических представлений, которая заслоня­ет его от обычного житейского взора".

Явление апперцепции проявляется и в избира­тельности восприятия, т.е. в предпочтении выбора од­них объектов или их отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами.

Являясь определенной формой отношения че­ловека к окружающим предметам, обусловленного значением этих предметов для него, интересами, предшествующим опытом человека, избирательность восприятия особенно ярко выражена у художника. Это объясняется тем, что специфика процесса изоб­ражения такова, что художнику постоянно приходит­ся выделять одни предметы и опускать из своего поля наблюдения другие, обращать свой взор на одни свойства и стараться не замечать остальные.

Если, например, художник рисует с натуры предмет карандашом, то он совершенно не будет ана­лизировать цвет, окрашивающий этот предмет. Цвет в данном случае для него как бы не существует. А ос­новной акцент делается на восприятие пропорций, формы, пространственного положения изображае­мого объекта. Если в рисунке требуется передать све­тотень, то после линейного построения рисунка ос­новной зрительный анализ натуры проводится в от­ношении светотени на поверхности предмета натур­ной постановки, а перспективное сокращение фор­мы, ее пропорции отходят на второй план. Живопис­ная же передача натуры, наоборот, требует прежде все­го анализа цветовых отношений объекта восприятия. Таким образом, мы видим, что в зависимости от той или иной задачи в процессе деятельности художник по-разному воспринимает объекты действительности.

Причем, избирательность восприятия ярко проявляется у художников не только непосредствен­но в процессе изобразительной деятельности, но и в повседневной их жизни. Их всегда привлекают преж­де всего красота людей, природы, соразмерность ли­ний, форм, цвета. А если художник занят реализаци­ей какого-либо замысла, то он обя­зательно будет, подчас непроизвольно, воспринимать в окружающем раньше всего то, что имеет прямое вы­ражение в композиции – мимолетные переживания, отражающиеся на лице собеседника, движения пе­шеходов по улице, березку с развевающимися на ве­тру листьями и т.п.

Задания для самоконтроля

 

Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Больной отчетливо различает лица собеседников, но не соот­носит зрительный образ с личностью, узнает только при назы­вании имени. Определите вид нарушения составляющей ана­лизатора, выбрав правильный ответ:

а) нарушен настроечный аппарат глаза;

б) нарушен рецепторный аппарат глаза;

в) нарушены центростремительные нервные пути;

г) нарушен корковый отдел зрительного анализатора.

2. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувстви­тельность к оранжево-красным лучам за счет следующего явле­ния:

а) взаимодействия анализаторов;

б) сенсибилизации;

в) синестезии;

г) контраста.

3. Под воздействием предшествующего раздражения глаза крас­ным цветом чувствительность зрения в темноте возрастает в результате:

а) контраста;

б) адаптации;

в) синестезии;

г) взаимодействия анализаторов.

4. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности вследствие:

а) синестезии;

б) контраста;

в) адаптации;

г) сенсибилизации;

д) взаимодействия анализаторов.

5. После погружения руки в холодную воду раздражитель, на­гретый до 30 °С, воспринимается как теплый. Эту реакцию можно объяснить следующим явлением:

а) адаптацией;

б) контрастом;

в) синестезией;

г) сенсибилизацией.

Задание № 2. Определите соответствие между приведенными примерами и объясняющими их явлениями:

а) побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари;

б) А. Н. Скрябин обладал цветным слухом, т. е. слышал звуки, ок­рашенные в разные цвета;

в) ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения;

г) при обтирании лица холодной водой острота зрения летчи­ка-наблюдателя повысилась.

1. Адаптация.

2. Синестезия.

3. Специфическая сенсорная организация.

4. Сенсибилизация.

Задание № 3. Из перечисленных понятий постройте логиче­ский ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родо­вым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, отражение, чувствен­ный образ.

Задание № 4. Из предложенных слов выберите те, которые ха­рактеризуют природу ощущений человека.

Субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, изби­рательное отражение, рефлекторность, материальность, объектив­ность, вторичность, информативность, абстрактность, предмет­ность, свойство мозга.

 

Задание № 5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но пони­маем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия:

а) осмысленности.

б) константности;

в) предметности;

г) целостности;

д) структурности.

2. При виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некото­рой категории, в этом проявляется следующее свойство восприятия:

а) целостность;

б) константность;

в) осмысленность;

г) предметность;

д) структурность.

3. Чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. п.). Происходит это благодаря следующему свойству восприятия:

а) структурности;

б) целостности;

в) осмысленности;

г) предметности;

д) константности.

Задание № 6. Рассмотрите предлагаемые иллюзии восприятия и постарайтесь определить причины, их вызываю­щие, а также приведите примеры из жизни, где мы встречаемся с данными иллюзиям

1. 2.

Прямолинейные стороны квадрата

кажутся изогнутыми Равные кубы по мере удаления по зако­нам линейной перспективы

кажутся больше

 

 

3. 4.

Горизонтальные линии за счет

квадрата кажутся изогнутыми На фоне концентрических окружностей

прямые кажутся изогнутыми

 

Внимание

Внимание –сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.

Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И.П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую можно легко наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание–это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т.е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание.

Вызывает непроизвольное внимание и величина раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а в момент объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон, вызывают непроизвольное сосредоточение внимания.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились.

Таким образом, общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, как мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению могут заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче.

При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на чтении научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.

Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой нужно быть особенно внимательным.

В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости напряжения не чувствуется.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к этому уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

Внимание в изобразительной дея­тельности

 

Важная роль внимания в изобразительной дея­тельности объясняется специфическими особенно­стями творческой деятельности художника.

В процессе изобразительной деятельности осо­бое значение имеет внешнее выражение внимания. Это объясняется следующим: во-первых, любой момент активной работы художника карандашом, кистью, скарпелем характеризуется наличием ярко выражен­ной специфической позы, мимики, внимания. По­этому по внешнему выражению внимания художни­ка можно определить уровень активности анализа натуры, своего рисунка, определить степень сосре­доточенности художника в процессе изобразитель­ной деятельности и на этой основе направить дальнейшую изобразительную деятельность.

Большое значение придавал вниманию в рабо­те художника и внешнему выражению его как пока­зателю сосредоточенности, интенсивности внимания Н.П. Крымов. Кукрыниксы вспоминали слова изве­стного пейзажиста о том, что когда художник пишет натуру, он должен "как можно больше смотреть на нее, концентрируя внимание на изучаемых свойст­вах и особенностях натуры — форме, конструктив­ном строении, пространственном расположении, цвете и т.п. Н. Крымов тут же блестяще иллюстриро­вал свой совет двумя сценками – "как надо писать" и "как не надо писать".

В первой, изображая художника, правильно ра­ботающего, он внимательно всматривается в натуру и так же внимательно находит нужный цвет на палитре. Вот он делает мазок на холсте и снова долго вглядыва­ется в натуру. Тихо говорит себе: "Еще слишком тепло, надо холоднее. Опять не то. Вот теперь верно".

Показав эту сцену, он тут же произносит: "А вот как не надо писать" — и сощурившись, что-то напе­вая, мельком взглянув на воображаемый слева пей­заж, Николай Петрович с ожесточением начинает долго месить на палитре разные краски, и с таким же ожесточением набрасывается с кистью на вообража­емый холст и долго, не глядя на натуру, мажет по нему в разных местах кистью".

Второй момент, благодаря которому внешнее выражение внимания имеет в изобразительном ис­кусстве исключительно важное значение, заключа­ется в том, что передача внешнего выражения вни­мания у человека является одной из основных задач изобразительного искусства. При этом считается, что чем точнее и правдивее передано это состояние че­ловека, тем более глубоко вскрыто в художественном произведении психологическое состояние изобража­емого человека, тем более выразительно передается художественный образ. Действительно, достаточно посмотреть на фигуру слушающего в известной картине В.Г. Перова "Охотники на привале", чтобы сра­зу сказать, что изображенный герой полон внутреннего напряжения, целиком захвачен рассказом товарища. По выражению его лица, по всему движению подавшейся к рассказчику фигуры можно с уве­ренностью сказать о том, что все его мысли там, где происходят события рассказчика. Таким образом, глу­бокое психологическое раскрытие художественного об­раза неразрывно связано с убедительной передачей внешнего выражения эмоционального состояния че­ловека, и прежде всего состояния внимания, присуще­го человеку в любой жизненной ситуации.

Изобразительная деятельность, отличаясь це­ленаправленностью, организованностью, интенсив­но развивает у художника произвольное внимание.

Постепенное развитие внимания художника, постоянная тренировка целенаправленного зритель­ного восприятия приводят к развитию у художника внимательности как черты личности.

Внимательность, характеризуясь обостренной чувствительностью, ясностью мысли, общим эмоцио­нальным подъемом, быстротой психических реакций, является необходимым условием успешного творческо­го процесса художника.

Неустанное изучение действительности, осо­бенностей и закономерностей формы, цвета, прост­ранственного положения предметов, стремление увидеть за деталью, мелочью главное, существенное, значительное — вот что определяет развитие внима­тельности у рисовальщика.

Важное значение приобретает разработка путей воспитания внимания у школьников на уроках изо­бразительного искусства с учетом специфики изоб­разительной деятельности Наиболее эффективны­ми из них, составляющими основу воспитания вни­мательности, являются следующие:

1. Формирование у юных рисовальщиков уме­ния видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны, признаки объектов действительности.

2. Развитие у школьников умения постоянно сравнивать объект с его изображением на рисунке.

3. Максимальное применение в процессе обу­чения изобразительному искусству наглядности. Это правило выражается как в показе преподавателем различных приемов и методов работы карандашом, кистью, так и в разъяснении законов, положений композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, в пособиях, таблицах и т.д.

4. Высокое качество объяснения учителем учеб­ного материала. Понятие "высокое качество объяс­нения" означает яркий по форме и богатый по со­держанию эмоциональный рассказ учителя. При этом необходимо, чтобы новый материал был тесно связан с уже известным учащимся материалом.

5. Развитие у учащихся интереса к изобрази­тельной деятельности.

6. Организация труда юного рисовальщика (ор­ганизация своего рабочего места, планирование по­рядка работы над учебным заданием, активная работа над заданием).

7. Обязательный учет индивидуальных особен­ностей личности школьника, и прежде всего разли­чий в художественных способностях каждого юного рисовальщика.

Данные приемы развития внимания у школьников в процессе рисования служат основой мето­дов воспитания внимательности у рисовальщиков в процессе обучения их рисунку, живописи, компози­ции и во внешкольных кружках, студиях, в специ­альных учебных заведениях.

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явле­нии, переживании обеспечивает:

а) восприятие;

б) внимание;

в) рефлексия;

г) узнавание.

2. Внимание выполняет следующую функцию:

а) активизации нужных психофизиологических процессов;

б)целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

в) обеспечение длительного сосредоточения на объекте;

г) фокусирование сознания на необходимых элементах действительности;

3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объектив­ный, врожденный признак следующих видов внимания:

а) непроизвольного внимания;

б) произвольного внимания; ,

в) послепроизвольного внимания.

4. Условием возникновения непроизвольного внимания являет­ся:

а) неожиданность раздражителя;

б) новизна раздражителя.

5. Произвольное внимание:

а) имеет биологическое происхождение;

б) является продуктом созревания организма;

в) имеет социальные корни;

г) неминуемо формируется с возрастом.

6. Психологическая сущность произвольного внимания заклю­чается в следующих факторах:

а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мыш­ления;

б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи;

в) поглощенности яркими признаками объекта;

г) ориентировке на признаки объекта

7. Уделять внимание означает:

а) ограничивать поле восприятия;

б) разделять объект на детали;

в) выделять детали из общего смутного представления;

г) усиливать интенсивность представления.

8. Ограничение объема внимания определяет следующее свой­ство:

а) устойчивость;

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

9. Концентрация внимания определяется:

а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия;

б) центральной настройкой;

в) функционированием доминанты.

Задание № 2. Укажите, какие условия стимулируют возникно­вение и поддержание непроизвольного и произвольного вни­мания при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов дея­тельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относи­тельная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок дея­тельности, создание привычных условий деятельности; использо­вание потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных це­лей и задач деятельности; расширение круга представлений и раз­витие у учащихся познавательных интересов.

Задание № 3. Ответьте, почему:

1) световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гас­нет;

2) летчики не могут одновременно низко вести самолет и оты­скивать на земле мелкие предметы;

3) находясь в гостях и будучи полностью поглощенным разгово­ром с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»);

4) живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания;

5) во многих спортивных соревнованиях звучит предваритель­ная команда;

6) вода в чайнике, которую вы ждете, никак не закипает.

Задание № 4. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные ниже примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание?

1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно рез­вым характером и неспособностью к прилежанию, но, познакомив­шись с началами математики, стал другим человеком, а впоследст­вии — ученым.

2. Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке, но чтение это так возбуждающе подей­ствовало на него, что вызвало сильнейшее сердцебиение, из-за ко­торого ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону,
чтобы вздохнуть свободно; в итоге он стал картезианцем.

3. Когда мысль И. Ньютона наталкивалась на какую-нибудь на­учную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.

Задание № 5. Прокомментируйте приведенные ниже ситуа­ции. В чем причины рассеянности?Гениальность делает людей невнимательными или внимание делает из них гениев?

  • Однажды И. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он за­метил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что дер­жит в руках яйцо, а варит часы.
  • Известна история, когда Н. Е. Жуковский пришел к себе домой, позвонил; из-за двери спросили: «Вам кого?» Он в ответ: Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет». — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский».

§ Однажды у известного математика Гильберта был званый ве­чер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнару­жила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.

§ Аббат Беккария, занятый своими опытами, во время служения
обедни произнес, забывшись: «А все-таки опыт есть факт!»

§ Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они на­прасно простаивали у его дома.

Задание № 6. Определите, кто самый внимательный.

Как-то завязался спор, кто самый внимательный. Один из споря­щих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни по­явление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаеви­ча: «С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь поведения уча­щихся в классе не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Ни­колай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и ав­томат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник».

Задание № 7. Какие из приведенных высказываний ошибочны?

1. Внимание — необходимое условие выполнения любой дея­тельности.

2. Внимание — врожденная, генетическая способность человека.

3. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.

4. В акте сосредоточения сознания имеет место отражение дей­ствительности.

5. Внимание — это проявление внутренней воли, первичной ду­ховной силы человека.

6. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое со­средоточение на объекте, направляемое требованиями дея­тельности.

 

Память

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта.

Память это сложный познавательный процесс, который складывается из следующих составляющих процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, а также их забывание.

Так же как и внимание, память не имеет собственной связи с реальностью, пользуется данными ощущений, восприятия, мышления и других процессов и как бы обслуживает эти познавательные процессы, представляя в целом определенную функцию сознания организацию познания и деятельности.

По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную (память на чувства) память.

По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную, кратковременную, оперативную память.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.039 с.)