Особенности процессов памяти и их закономерности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процессов памяти и их закономерности



Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. На основе запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма заключается в следующем: взглянув на картинку, испытуемый может отметить такие ее детали, которые возможны лишь в том случае, если образ виденного сохраняется в сознании целиком.

В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление.

Непроизвольное запоминание сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Оно отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Так, годовалый ребенок, находясь в определенной языковой среде, запоминает слова родного языка.

Ведущим у человека является произвольное запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. В обучении, когда объем запоминаемого материала большой, или при необходимости удержать большой объем информации в соответствии с целью деятельности человек прибегает к заучиванию.

Заучивание запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту, смысловое.

Наиболее важным выступает смысловое заучивание, которое предполагает сохранение в памяти основных положений текста и связи между ними. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является также деление на смысловые части.

По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механическое запоминание основано на многократном повторении материала, оно является необходимым условием смыслового запоминания. Так, родной язык усваивается путем многократных повторений, когда изначально для младенца устойчивой смысловой связи между предметом и словом, его обозначающим, еще нет.

Смысловое запоминание предполагает глубокое понимание материала, широкий запас знаний по предмету, а на более высоких ступенях обучения и ориентировку в методологии.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Обе эти стороны важны для личности. Обычно бросается в глаза лишь отрицательная сторона забывания. Между тем забывание полезно. Все те сведения, которые не повторяются, не актуальны, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться.

Для лучшего сохранения знаний существует ряд установленных способов:

* повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия;

* более прочному сохранению способствует активное включение приобретенных знаний в деятельность.

Сохранение нельзя трактовать как пассивный процесс хранения. Сохранение процесс динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются.

Воспроизведение воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения.

Узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Можно наблюдать такие факты. Ученик не помнит урока, но утверждает, что учил. Действительно, достаточно ему посмотреть на выученный материал 1-2 минуты, и он может его правильно воспроизвести. Это и есть первый уровень воспроизведения. Материал запомнен еще не настолько прочно, чтобы его можно было воспроизвести без опоры на восприятие.

Собственно воспроизведение воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании.

Припоминание воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Отмечаются существенные отличия людей по уровню развития отдельных видов памяти: словесно-логической и образной.

Словесно-логическая память память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции.

Образная память память на представления. Уровень ее развития может быть неодинаков для различных модальностей. Поэтому выделяют зрительную, слуховую, двигательную память и рассматривают отдельно уровень их развития.

Преобладание у человека одного из названных видов образной памяти легко прослеживается в обучении. Если ученик лучше запоминает, читая про себя, значит, у него развита зрительная память. Она может быть настолько сильной, что, припоминания, ученик “видит” страницу, на которой написан нужный ему материал. Если ученик лучше запоминает, когда слышит прочитанное, значит, у него слуховой тип памяти. Зрительно-двигательная память хорошо развита у ученика, который грамотно пишет, но не знает грамматики.

Выделяются также параметры, которые более детально характеризуют индивидуальные особенности мнемической функции личности.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2. Объемная характеристика памяти должна учитываться в обучении. Число положений в плане урока, число вновь вводимых терминов следует согласовывать с объемом памяти слушателей.

Точность памяти способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти умение припомнить нужный материал в данный момент.

Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует более полному воспроизведению.

Среди личностных особенностей памяти особое место занимают воспоминания. Воспоминания воспроизведение в памяти событий жизненного пути личности. Благодаря воспоминаниям сохраняется единство личности на всех этапах жизненного пути - от раннего детства до старости. Воспоминания - источник развития самосознания.

Важную роль в структуре мнемических процессов играет представление.

Представление образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления - вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти.

Представления это, во-первых, обобщенный образ предмета, итог чувственного познания человеком мира.

Во-вторых, представления необходимый содержательный компонент речевого отражения мира.

В-третьих, представления степень перехода от ощущения к мысли.

Отражение мира происходит у человека на уровне не только чувственного, но и логического познания. Итогом и исходной формой мысли является понятие. Представление имеет самую тесную связь с содержанием понятия.

Для учебной деятельности формирование представлений является не менее важной задачей, чем формирование понятий. Интенсивное включение в учебную деятельность кино, телевидения, видеофильмов, разнообразных информационных технологий способствует формированию системы устойчивых и одинаковых представлений у учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.)