ТОП 10:

Большое значение для успешного развития художника имеет неразрывная связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности.



Об этом очень ярко сказал еще в XV веке Лео­нардо да Винчи"Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории".

Эта необходимость сочетать теорию с практи­кой заставляет также художника постоянно наблю­дать, искать, постоянно расширять свой умственный кругозор. Для этого художник должен как можно ак­тивнее участвовать в жизни общества, везде бывать, следить за всеми новыми явлениями и событиями и ни в коем случае не ограничивать свой умственный кругозор стенами мастерской. Знаменитый художе­ственный критик В.В. Стасов неоднократно повто­рял: "Художнику вредно оставаться все только в сво­ей мастерской, с одним самим собой. Тут даже самый талантливый, самый могучий и храбрый много по­теряет, многим поплатится за одиночное житье в мед­вежьей берлоге".

С целью расширения кругозора художники нередко устраивают "четверги", "пятницы", на ко­торые приглашают артистов, музыкантов, поэтов, писателей, ученых и в тесном содружестве с ними знакомятся с новыми достижениями науки, техни­ки, искусства, литературы.

Особенно широкое распространение получили такие товарищеские встречи художников во второй половине XIX века. Вот как описывает молодой Ре­пин "четверги", организованные Артелью художни­ков, руководимой Крамским: "... по четвергам в Артели открыли вечера. Собиралось от сорока до пятиде­сяти человек и очень весело проводили время. Через всю залу ставился огромный стол с бумагой, красками, карандашами и всякими художественными принадлеж­ностями. Желающий выбирал себе по вкусу материал и работал. В соседней зале на рояле кто-нибудь играл, пел. Иногда тут же вслух прочитывали серьезные ста­тьи о выставках или об искусстве".

Частое общение художника с товарищами по искусству, учеными, литераторами, простыми труже­никами является одним из необходимых условий раз­вития, формирования личности художника. Следует отметить как положительный факт большое влияние на формирование личности художника, (прежде все­го на начальных стадиях формирования) авторитета уже известных художников, особенно являющихся знакомыми или учителями молодых художников. В сущности, почти нет ни одного художника, на кото­рого бы не оказал в той или иной мере влияния другой художник. Иногда такое влияние продолжается недолго, а иногда оказывается очень продолжитель­ным и не пропадает в течение всей творческой дея­тельности художника.

О таком влиянии И.Н. Крамского на И.Е. Репина свидетельствует В.В.Стасов. Известный критик рассказывал, что в одном из писем И.Е. Репин пишет: "Я не могу не уважать глубоко Крамского, не только как человека вообще и как художника, но и как учите­ля, принесшего мне громадную пользу и имевшего большое влияние на мое развитие".

Всем известно влияние П.П.Чистякова, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.И. Левитана, Д.Н. Кар­довского, Н.П. Крымова на формирование многих художников.

Влияние одного художника на развитие друго­го проявляется как в форме воздействия методов ра­боты, творческих приемов и других технических осо­бенностей, (творчества одного художника на методы, приемы деятельности другого художника), так и в форме воздействия на формирование взглядов, убеж­дений, интересов, мировоззрения.

Надо отметить, что в изобразительном искус­стве влияние одного художника на другого наблюда­ется не только непосредственным путем (через лич­ное знакомство), но и опосредованно (через произ­ведения искусства). И это очень важно. Произведе­ния изобразительного искусства какого-либо худож­ника, оказывая воспитывающее влияние на зрителей, такое же воздействие оказывают и на других худож­ников, способствуют формированию их личности в определенном направлении.

Не случайно почти все выдающиеся мастера изобразительного искусства указывали на необходи­мость для художников постоянно учиться у лучших мастеров прошлого, внимательно анализировать их творчество как с точки зрения технического испол­нения, мастерства, так и с точки зрения идейного воплощения замысла, эмоционально-эстетического воздействия на зрителей. Для этого они призывали художников, особенно учащуюся молодежь, как можно чаще ходить в музеи, на выставки.

Особенно большую помощь приносит посеще­ние музеев, выставок в годы учения художника в ху­дожественном училище, институте, т.е. в годы нача­ла формирования личности художника как профес­сионального мастера. Не случайно молодые худож­ники часто признаются, что посещение той или иной выставки, просмотр какой-либо работы, поразившей их воображение, нередко дают им больше, чем даже не­дели и месяцы, а то и годы специального учения.

Огромное влияние оказывает в процессе обу­чения на формирование личности художника това­рищеский коллектив, в котором он находится. В та­ком коллективе, объединенном едиными целями, желаниями, интересами, каждый молодой художник может сравнивать свои творческие возможности с возможностями товарищей, что помогает ему на­правлять дальнейший путь своего творчества. Часто товарищ, более подготовленный или более способ­ный, оказывает положительное влияние на развитие другого, менее сильного в каком-либо отношении, молодого художника.

Рассматривая обучение как решающий фактор в формировании личности художника, следует осо­бо указать на значение личного примера учителя для молодых художников. Авторитет учителя всегда по­вышается, когда он проявляет лучшие качества сво­ей личности наглядно, в конкретной ситуации. На­глядная демонстрация, например, мастерского вла­дения техникой живописи или рисунка, показ уме­ния строить в рисунке конструкцию объектов изоб­ражения и т.п. всегда убеждающе действуют на уче­ников, помогают им быстрее овладеть изоб­разительным языком, постичь мастерство. Иногда такой наглядный показ является для юного худож­ника настоящим откровением неизведанного мира, постижением нового.

Однако очень важно, чтобы при всем влиянии учителя на личность ученика не страдала творческая индивидуальность молодого художника. Поэтому необходимо, чтобы наглядный показ процесса изоб­ражения и вообще влияние учителя не сдерживали развития индивидуальных особенностей личности ученика, не заставляли его рабски подражать своему учителю, а, наоборот, способствовали бы быстрей­шему обучению и развитию личности ученика. Не­даром каждый опытный педагог молодых художни­ков строит всю свою преподавательскую работу, ис­ходя из индивидуальных особенностей каждого из них. К каждому ученику у такого педагога свой осо­бый, дифференцированный подход.

Современные художники творчески перераба­тывают богатое наследие прошлого, учась у масте­ров всему ценному, значительному и совершенному, отбрасывая все ненужное, вредное. Освоение про­шлого, постоянный поиск в современном изобрази­тельном искусстве, направленность на будущее – важные условия развития личности художника.

Постоянно обогащая свой ум новыми знания­ми, выхватывая из наблюдаемого в жизни характер­ное, наиболее типичное, молодой художник прояв­ляет максимум целенаправленности, настойчивости, упорства. Все это формирует его как личность.

 

 

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Выберите из приведенного списка качества, ха­рактеризующие человека как личность и как индивида.

Добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая коор­динация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценке.

Задание № 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Человека как индивида характеризуют:

а) рост;

б) цвет глаз и волос;

в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе.

2. Важнейшими элементами психологической структуры лично­сти являются:

а) способности;

б) темперамент;

в) направленность;

г) характер.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения;

д) рефлексы.

4. Свойства человека, обусловленные биологическими фактора­ми, — это:

а) задатки;

б) нравственность;

в) лидерство;

г) гуманность;

д) рефлексы.

Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитии ребенку нравственных норм;

б) усвоении ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;

г) познании действительности;

д) рефлексах;

е) все ответы верны.

2. Человека можно считать сложившейся личностью, если:

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способность к сознательному управлению соб­ственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности;

г) он является творческим субъектом;

д) рефлексы.

3. В становлении личности участвуют следующие механизмы:

а) сдвига мотива на цель;

б) идентификации;

в) освоения социальных ролей;

г) формирование ценностей;

д) рефлексы.


Задание № 4. Установите соответствие между формами на­правленности личности и их содержанием:

1. Ценностные ориентации

2. Убеждения

3. Мировоззрение

4. Склонность

5. Интересы

6. Установка

а) мотив, побуждающий к познавательной деятельности;

б) неосознанное состояние готовности человека определен­ным образом воспринимать, оценивать и действовать;

в) представление, знание, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности;

г) способ дифференциации субъектом объектов действитель­ности по их значимости;

д) система сложившихся взглядов на окружающий мир;

е) положительное, внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)