ТОП 10:

Потребности и мотивация поведения личности



Современная психология считает, что источником активно­сти личности являются потребности. Именно они направляют личность на овладение конкретными ценностями и выступают тем самым как программы жизнедеятельности.

Потребности выступают как отражение в сознании личнос­ти определенной необходимости, нужды в чем-то. Они зависят от конкретных жизненных условий. Удовлетворенность или не­удовлетворенность условиями жизни порождает определенные потребности, которые побуждают личность к активной деятель­ности, направленной на удовлетворение возникшей нужды. Од­нако активность возникает не только потому, что человек испы­тывает нужду, но и потому, что ему надо что-то создать. Поэто­му потребность выступает как некоторая программа жизнедея­тельности. Потребности являются той силой, которая обеспечи­вает самосохранение, саморазвитие и активность личности. Все потребности человека обусловлены процессом его историческо­го развития. Обычно в зависимости от происхождения. выделя­ют естественные и культурные группы потребностей. Естествен ные лежат в основе жизнедеятельности человека (это потреб­ности в еде, одежде, жилье и пр.). Они сформировались в про­цессе общественно-исторического развития человека. Способ удовлетворения многих естественных потребностей наследует­ся, но в процессе жизни они меняются, приобретают сугубо человеческий характер. Культурные потребности во многом определяют общий уровень культуры личности. По характеру предмета они могут быть материальными, социальными и ду­ховными.

Материальные потребности обеспечивают существование личности.

Социальные потребности включают потребность принадле­жать к социальной группе и занимать в ней определенное мес­то, в признании окружающих, в общении.

Духовные — специфически человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаж­дении.

Каждая из названных групп потребностей вызывает соответ­ствующие виды деятельности — материальную (производствен­ную), социальную и духовную.

Особо важную роль в развитии личности (помимо биологи­ческих потребностей) занимают потребность в социальных кон­тактах, или в общении, и познавательная потребность.

Первоначально потребность в общении проявляется в необ­ходимости контакта с матерью, затем она направляется на бо­лее широкий круг взрослых и сверстников. Потом эта потреб­ность преобразуется в стремление завоевать уважение в коллек­тиве сверстников. Появляется потребность в друге, любимом человеке. Еще позже возникает стремление найти место в жиз­ни, получить общественное признание и т.д.

Другая потребность, которая не относится к органическим потребностям и тоже появляется очень рано, — это познава­тельная потребность. Ее основа — потребность во впечатлени­ях, которая первоначально проявляется в реакциях на новизну стимула. Следующий уровень — потребность в знаниях (любоз­нательность). Она выражается в интересе к предмету, склонно­сти к его изучению. На высшем уровне познавательная потреб­ность имеет характер целесообразной деятельности. Она разли­чается также по широте и глубине познания, по интенсивности познавательной деятельности. Обе эти потребности нужны для формирования личности на всех этапах ее развития. Они необходимы так же, как и органи­ческие потребности.

Потребности характеризуются некоторыми общими призна­ками: во-первых, каждая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда проявляется в чем-то (в пище, одежде, книге). Разли­чаются потребности и по силе своего протекания. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зави­симости от способа удовлетворения. И, в-третьих, потребности могут воспроизводиться, для многих характерна периодичность возникновения. При этом они обогащаются в своем содержании. Возникновение новых потребностей является обязательным ус­ловием развития личности, движущей силой ее психического развития. Они во многом зависят от общего культурного уровня развития личности. Содержание человеческих потребностей оп­ределяется общим развитием личности и теми условиями, в ко­торых она живет. Этим человеческие потребности коренным об­разом отличаются от потребностей животных, у которых биоло­гическая нужда выступает как главный стимул активности.

Своеобразную трактовку проблемы потребностей выдвинул А. Маслоу.

Он полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархи­чески организованы по уровням. Если эту иерархию предста­вить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни:

1. Физиологические потребности (в пище, воздухе, воде
и пр.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в увереннос­ти, структурированности, порядке, предсказуемости ок­ружения).

3. Потребности, связанные с любовью (в аффективных от­ношениях с другими, в вовлеченности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других (компетент­ность, одобрение, признание и т.д.).

5. Познавательные потребности (в познании, умении, ис­следовании).

6. Эстетические потребности — прежде всего потребность в красоте.

7. Потребность в самоактуализации, проявляющаяся в реа­лизации своих целей, способностей, развитии собствен­ной личности.

Причем нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены прежде, чем человек сможет перейти к ре­ализации высших. В целом Маслоу полагал: чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем более индивиду­ален он будет.

Потребности проявляются также в мотивах, кото­рые выступают как непосредственные побудители к деятельности. Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Мотивы человека образуют иерархичес­кую систему — в одних случаях у него может быть один веду­щий мотив, в других случаях может быть несколько мотивов. Обычно иерархические отношения мотивов проявляются наи­более полно в ситуации конфликта, когда жизнь сталкивает раз­ные мотивы, требуя сделать выбор в пользу одного из них.

Мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную дея­тельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдель­ные действия и поступки, необходимо учитывать мотивы, кото­рые привели человека к тем или иным действиям.

Проблема мотивации интересовала ведущих отечественных психологов. С.Л. Рубинштейн считал, что именно в мотивах дея­тельности лежат истоки характера. А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что мотивы выполняют двоякую функцию:

1) побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы;

2) придают деятельности субъективный характер, «личност­ный смысл». Это смыслообразующие мотивы.

Действия обычно побуждаются системой мотивов. Однако по своей роли, или функции, не все они, направленные на одну дея­тельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие второстепенные. Главный мотив обычно называется ведущим, другие мотивы дополнительно стимулируют данную деятельность.

Всякое действие имеет мотивы, но не всякий мотив превра­щается в действие. Поэтому различают реализованные и нереа­лизованные мотивы.

Различают понятия «мотив» и «цель». Цель — это предви­димый результат, на который направлено действие. Мотив — это побуждение к достижению цели. Цель, как правило, может быть ясна, а мотивы далеко не всегда определенны. В зависи­мости от того, каков мотив, деятельность может приобретать различный личностный смысл. При одной цели смысл дея­тельности видоизменяется вместе с изменением мотива. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной, субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива (по А.Н. Леон­тьеву).

Возможен сдвиг мотива на цель и превращение ее в мотив. Это значит, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению ка­ким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побуди­тельную силу, т.е. стать мотивом. Основа мотивации может быть разной: это и необходимая реальность, и чувство долга, и эмоциональное состояние личности в данный момент и многое другое. Причем все они могут проявляться с различной силой, но все­гда преломляются через систему наших потребностей.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Са­мая простая классификация – по отношению к деятельности.

Мо­тивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называ­ют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними.

Например, мотив учения может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может — с желанием познать. В первом случае можно говорить о внешнем мотиве, во втором — о внутреннем.

Таким образом, мотивы выступают как побудители к дея­тельности, что может осуществляться на осознанном и неосоз­нанном уровне. В результате все мотивы можно разбить на две большие группы: осознанные и неосознанные.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отда­ет себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что яв­ляется содержанием его потребностей. Чем выше степень осоз­нанности мотива, тем более активно действует личность. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение.

* Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направлен­ность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

* Убеждение как осознанный мотив поведения придает всей деятельности личности особую значимость и ясную направлен­ность. Убеждения характеризуются высокой осознанностью и своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчи­вых принципов.

* Мировоззрение — это осознанная система сложившихся взгля­дов на окружающий мир и свое место в нем. Каждая личность имеет конкретное мировоззрение, которым она руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности.

Неосознанные мотивы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Ряд мотивов не осоз­нается, но это не значит, что они не представлены в сознании. Они проявляются в сознании, но в особой форме. К неосознан­ным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

* Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлет­ворить недостаточно осознаваемую потребность, и играют ог­ромную роль в жизни личности, так как они являются внутрен­ним стимулом к совершению определенного действия.

* Конформизм — это подчинение личности давлению группы, возникающее из конфликта между мнением личности и мнениями окружающих. Конформизм как черта личности проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбрав точку зрения других. Но конформизм может проявляться и как сознательное приспособле­ние личности к мнению группы, независимо от того, соответствует или не соответствует оно собственной внутренней позиции.

* Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и дей­ствовать по отношению к окружающим его людям или объектам.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.006 с.)