ТОП 10:

Психология как наука. Предмет психологии



Каждая наука имеет конкретный предмет сво­его изучения. Что же является предметом изучения психологии? С давних времен человек замечал, что наряду с вещественным, материальным миром, ми­ром предметов и явлений, существует внутренний мир человека, который обычно называют духовным.

Внутренний мир человека, т.е. его психическая жизнь, — это образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т.п., вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружаю­щего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени раз­вития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благода­ря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе воздействует на окружа­ющий мир.

Психика — это особое свойство высокооргани­зованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, проявления и развития психической деятельности и сознания человека.

С момента зарождения психологии существу­ют разные подходы в понимании и объяснении пси­хики.

Представители идеалистического направления признают психику как нечто независимое от мате­рии, первичное по отношению к материи. Психика, по их мнению, – это проявление нематериальной, бессмертной души — "абсолютного духа", "идей" и т.п. Все поведение человека, его поступки, мысли, чувства, желания определяются душой, которая яв­ляется частицей "вечной идеи" и ничего не имеет общего с действительным, реальным миром предме­тов и явлений, говорят идеалисты утверждает, что первичной является материя, а пси­хика — вторична. Психика — продукт длительного развития материи. В истории развития мира был период, когда психика отсутствовала. Растительный мир, неорганическая природа психикой, сознанием не обладают, они не могут мыслить, чувствовать.

О том, что психика возникла лишь на определенном этапе развития ма­терии, свидетельствуют данные целого ряда наук.

Крупнейшими представителями античной фи­лософии, определившими развитие психологии, яв­ляются Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.), Сократ (470 – 399 гг. до н.э.), Пла­тон (428 – 348 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Согласно учению Гераклита, первоначалом су­щего является огонь, стихия. Диалектика Гераклита — концепция непрерывного изменения, становле­ния, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веще­ственных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Ог­ненное начало в организме и есть душа — психея. Дальнейшее развитие этой идеи позволяет древне­греческим философам сделать вывод о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) — своеобраз­ной форме материализма.

Демокрит разработал ато­мистическую модель мира, воплотившую принцип причинности. Он толковал душу как материально оживотворяющий тело орган, руководимый также материальным началом — духом (или, иначе, разу­мом), который определяет весь жизненный процесс. Так как дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются из мелких шаровид­ных и поэтому наиболее подвижных атомов. Про­грессивным в этом взгляде, при всей его наивности, было утверждение о том, что все свойства живого (от низших функций тела и до психики) являются свой­ствами самой материи.

Сократ — греческий фило­соф-идеалист—мыслил под термином "душа" преж­де всего психические качества индивида, свойствен­ные ему как разумному существу.

Ярким представи­телем идеалистических взглядов на психику был Платон, который трактовал материальное и духов­ное, тело и психику как два самостоятельных и ан­тагонистических начала (дуализм).

Ученик Платона Аристотель подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм ("идей"), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог, колеблясь между идеализмом и материализмом.

Видными мыс­лителями эпохи Возрождения были Л.Б. Альберти (1404 –1472) и Леонардо да Винчи (1452-1519). Лео­нардо воплотил в своем творчестве новый тип отно­шения к действительности, для которого характерен синтез чувственного содержания, теоретического обобщения и практического действия.

Известный французский философ-просвети­тель, представитель материализма XVIII в. Дени Дидро (1713 — 1784) отстаивал мысль о материальнос­ти мира, утверждал единство материи и движения, кри­тиковал агностицизм и признавал познаваемость мира.

Крупнейшими представителями философской мысли XVIII в. в Европе, оказавшими большое вли­яние на развитие психологической науки, были Г.Э.Лессинг (1729 – 1781), И.Кант (1724 – 1804) и Г.Ге­гель (1770 – 831).

Большое влияние на развитие русской дорево­люционной психологии оказали взгляды революци­онеров-демократов XIX в. В.Г.Белинского, А.И.Гер­цена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, про­долженные в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и определившие основное направление развития оте­чественной науки не только в XIX, но и в XX в.

Идеи, мысли, воззрения каждого из названных мыслителей, отражая уровень развития психологии как науки в конкретную историческую эпоху, отра­жали вместе с тем характерные особенности этой эпохи, социально-экономические отношения клас­сов.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы — головной мозг. Выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов и И.П.Павлов открыли и научно обосновали зако­номерности физиологических изменений, которые происходят в мозге при возникновении психичес­ких процессов. Их идеи нашли дальнейшее разви­тие в трудах А.А.Ухтомского, П.К.Анохина, К.М.Бы­кова, М.И.Красногорского и др.

Психика как свойство мозга обладает способ­ностью отражать окружающую действительность.

Отражение человеком действи­тельности выражает единство объективно­го и субъективного. То есть оно является объ­ективным, поскольку отражает реальную действи­тельность и обусловлено ее воздействиями. Кроме того, отражение есть само по себе реальный процесс, кото­рый выражается в определенном отношении человека к действительности, в его действиях и поступках. Вме­сте с тем оно субъективно, так как реальный мир отра­жается в сознании конкретного человека, субъекта, и преломляется через его знание, опыт, через все инди­видуальные особенности его личности. Субъектив­ность отражения обусловливается конкретными целя­ми и задачами, которые человек ставит перед собой. Таким образом, отражение действительности являет­ся субъективным образом объективного мира.

Отражение человеком всего многообразия предметов и явлений окружающего мира и представ­ляет собой познание объективной действительнос­ти. Посредством отражения человек узнает о различ­ных свойствах окружающих предметов и явлений – их форме, величине, пространственном расположе­нии, цветовой окрашенности и т.д. В результате по­стоянного отражения объективного мира у челове­ка развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Сознание человека способно правдиво отра­жать окружающую действительность. Образы пред­метов — это своеобразные копии их, сами не являю­щиеся объектами и явлениями. Путь к познанию истины сложен, процесс отражения действительно­сти не сводится к простому фотографическому от­ражению. Это процесс формирования, образования понятий, познания законов и т. п.

Психические процессы, являющиеся своеоб­разными формами отражения, проявляются в актив­ном общении человека с действительностью, в про­цессе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения пси­хикой человека окружающего мира, достигается по­знание объективной истины.

Все многообразие форм отражения можно разделить на три основные группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы включают в себя явле­ния, связанные с непосредственной познавательной деятельностью, — ощущения, восприятия, мышле­ние, речь, память, воображение.

Различные психические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми явля­ются знания,умения и навыки,служат основой, на которой формируется психологический облик лич­ности конкретного человека. Особенности личнос­ти проявляются в психических свойствах: направ­ленности, темпераменте, характере, способностях.

Рассмотренные стороны психического отраже­ния, все психические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Поэтому вычленение отдельного процес­са, состояния, свойства личности из всех остальных есть лишь способ глубже познать каждый из них.

Методы психологии

Психология, изучая психические процессы, закономерности формирования психологии лично­сти, применяет различные методы исследования. Используя конкретные способы и приемы изучения, психологическая наука постоянно обогащается но­выми фактами. Для того чтобы любая наука разви­валась успешно, необходимо применение научно обоснованных методов. Научность обоснования ме­тодов психологии требует, чтобы они отвечали ряду условий.

Важнейшее условие — объективность изучения психических явлений. Это означает, что любой пси­хический процесс, любое проявление психической жизни следует рассматривать такими, какие они есть на самом деле, в действительности. В свою очередь, это предполагает изучение психических явлений в тесной взаимосвязи с внешней средой, с теми внеш­ними условиями жизни и деятельности человека, которые его окружают. Объективность метода исследования психики дает возможность ответить на вопрос: почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы, состояния и свойства личности?

Объективное изучение психической жизни требует, чтобы психические явления исследовались в процессе деятельности человека и его общения с другими людьми, когда ярко проявляются психиче­ские состояния и свойства его личности.

Важным условием построения психологичес­кого исследования является изучение психического явления, процесса в развитии. Окружающий нас мир находится в постоянном движении и изменении. Естественно, что и отражение действительности не может быть статичным, застывшим.

Выяснение развития психического явления в движении помогает наметить дальнейшие пути це­ленаправленного формирования психического об­лика конкретной личности. Особенно это необхо­димо при изучении психологии личности школьни­ка. Повышение эффективности обучения и воспи­тания школьников, успешное развитие учащихся требует выяснения не только психических особен­ностей личности школьника, сложившихся к данно­му моменту, но и тех психических свойств, проявле­ний, которые определяют перспективу его дальнейше­го развития.

Необходимым условием научно обоснованно­го психологического исследования является рассмо­трение любого психического процесса, явления в неразрывной связи с другими психическими явле­ниями, процессами. Это условие вытекает из того факта, что вся психическая деятельность человека представляет собой единое целое и осуществляется единым мозгом, что все разнообразные проявления психических процессов, состояний, свойств в ком­плексе характеризуют определенную личность. От­сюда следует, что изучение отдельных сторон лич­ности, особенностей ее психики изолированно от других не даст желаемого результата, не раскроет глубоко и всесторонне исследуемое психическое яв­ление. Необходимо постоянно учитывать взаимные связи и взаимообусловленность психических явле­ний, процессов. Изучение любого психи­ческого явления во всей сложности его взаимоотно­шений и взаимосвязи с другими позволит объектив­но и всесторонне рассмотреть изучаемое явление.

В психологии применяются различные мето­ды исследования психической жизни человека, способы и приемы изучения закономерностейпсихологических явлений, процессов, свойств личности. Ис­пользование одного из них или сразу нескольких, как правило, определяется конкретными задачами, поставленными перед исследователем, но в любом случае необходимо соблюдать условия, указанные выше.

Наиболее широкое распространение в психо­логии получили такие методы, как наблюдение, экс­перимент, беседа, анализ продуктов и процесса дея­тельности, биографический метод, анкетный метод.

Метод наблюдения заключается в изучении пси­хической деятельности человека в обычных условиях жизни.

При помощи наблюдения исследуются психи­ческие процессы (восприятие, мышление, речь, па­мять, воображение), психические состояния (вни­мательность, настроения, аффекты и т. п.), психи­ческие свойства личности (направленность, темпе­рамент, характер, способности). В процессе той или иной деятельности человека (игровой, учебной, тру­довой) наблюдается формирование у него соответ­ствующих умений и навыков.

Наблюдение должно проводиться целенаправ­ленно, т. е. наблюдатель должен понимать, что он будет наблюдать и для чего наблюдать. Целенаправ­ленность требует, чтобы наблюдение проводилось по определенному плану или программе. Такая про­грамма наблюдения обеспечивает успешное изуче­ние тех процессов, явлений, фактов, которые зара­нее были намечены как объекты наблюдения. Отсут­ствие планов, программы наблюдения не позволяет всесторонне изучить наблюдаемое психическое яв­ление, раскрыть динамику того или иного психиче­ского процесса, и наблюдение превращается в по­верхностную констатацию фактов.

Для объективности изучения явления, процес­са наблюдение необходимо проводить систематиче­ски, а не отрывочно. Обычно психологическое на­блюдение требует продолжительного времени. Про­должительность наблюдения обеспечивает накопле­ние большого количества фактов, более глубокое изучение наблюдаемого. Например, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так как только целый ряд наблюдений позволит объек­тивно изучить истинное, соответствующее действи­тельности проявление эмоций у школьника. Задача изучения особенностей мыслительной деятельнос­ти, и в частности соотношение анализа и синтеза у того же школьника в процессе рисования, требует не меньше времени для наблюдения, поскольку для объективного изучения данного вопроса необходи­мо исследовать аналитико-синтетическую деятель­ность мозга в разных условиях выполнения графи­ческого изображения (в условиях длительного рисо­вания и в условиях быстрого рисования — набросков и зарисовок; в условиях рисования простого по форме и конструкции предмета и в условиях слож­ного по форме и конструкции предмета; в условиях приема рисования одними линиями и в условиях приема рисования тоном, завершением рисунка штриховкой и т.д.). Результаты наблюдения систе­матически записываются в специальные дневники или оформляются в виде психологических характе­ристик. Кроме того, результаты наблюдения могут фиксироваться на кинопленке, в фотографиях.

Таким образом, преимуществом метода наблю­дения является то, что изучение психических про­явлений человека протекает в естественных услови­ях, без нарушения естественности протекания пси­хических явлений, процессов у человека.

Однако метод наблюдения имеет и отрицатель­ные стороны. Во-первых, находясь в позиции на­блюдателя, исследователь вынужден ждать, когда он снова сможет наблюдать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематич­ность наблюдения.

И во-вторых, метод наблюдения не позволяет с необходимой точностью установить причину конкретного психического явления, по­скольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения наблюдаемого психического яв­ления с другими, нельзя учесть самые разнообраз­ные факторы, воздействующие на развитие, форми­рование того или иного психического процесса, свойства личности.

Метод эксперимента предполагает искусствен­ное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, раз­вивающегося в этой ситуации.Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызы­вает его. Создавая специальные условия для экспе­римента, обеспечивающие проявление психическо­го процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с раз­ными испытуемыми в одинаковых условиях, устано­вить возрастные и индивидуальные особенности раз­вития исследуемых психических процессов. По сво­ему усмотрению экспериментатор может менять ус­ловия эксперимента, что открывает широкие воз­можности для нахождения и обоснования наи­более эффективных приемов в учебно-воспитатель­ной работе с детьми.

Применяются два вида эксперимента: лабора­торный и естественный. Лабораторный экспе­римент проводится в специальных лабораторных условиях с применением различной аппаратуры, фиксирующей особенности внешних воздействий и ответов человека в форме различных психических процессов, состояний. Кроме того, различные, подчас очень сложные (например, электронные) уста­новки дают возможность с большой точностью фик­сировать даже быстро протекающие процессы (на­пример мгновенный акт восприятия), что позволя­ет изучить особенность, структуру этих процессов.

Таким образом, с помощью лабораторного экс­перимента можно получить точные данные о про­текании, развитии психических процессов в кон­кретных условиях. Однако необычность, искусствен­ность обстановки в условиях лаборатории, как пра­вило, влияет на проявление психических процессов, свойств личности, что затрудняет их объективное изучение. Поэтому лабораторный эксперимент очень часто сочетается с другими методами изуче­ния психических явлений.

Особенностью естественного экспе­римента (впервые предложенного русским уче­ным А.Ф. Лазурским в 1910 г.) является то, что он сочетает в себе положительные качества метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Во время естественного эксперимента сохраняется естественность протекания психических явлений, процессов, так как исследование проводится в ус­ловиях, близких к обычным, и вместе с тем вво­дятся точная фиксация результатов, активность исследования, обеспечивающие научную точность естественного эксперимента.

Например, с помощью естественного экспери­мента, проводимого в форме специально организо­ванного урока, внеклассного занятия, мероприятия, можно исследовать возрастные и индивидуальные закономерности мышления, речи, внимания, памя­ти, воображения школьников, особенности их лич­ности – интересы, характер, темперамент. Данные эксперимента фиксируются с помощью магнитофо­на, кино- и фотосъемки. Очень часто эти техничес­кие средства маскируются, чтобы не отвлекать уча­щихся и не нарушать условий естественного экспе­римента.

Организуя естественный эксперимент, иссле­дователь подбирает такие условия эксперимента, вводит в действие такой план исследования, кото­рые обеспечивают наиболее яркое проявление изуча­емой психической деятельности, наиболее ярко рас­крывают динамику психического процесса, явления.

Совершенствование метода эксперимента, и прежде всего естественного эксперимента, привело к появлению такой разновидности психологическо­го эксперимента, как психолого-педагогиче­ский развивающий эксперимент. Особен­ностью психолого-педагогического развивающего эксперимента является то, что вначале исследуют­ся те или иные психические процессы, свойства лич­ности школьника, а затем, на основе результатов исследования, организуется специальное обучение (иногда в нескольких вариантах), которое предпо­лагает новую, более высокую ступень развития изу­чаемых психических процессов, качеств.

С помощью психолого-педагогического разви­вающего эксперимента не просто констатируется определенный уровень развития внимания, мышле­ния, памяти и других психических явлений, процес­сов, свойств личности школьника, а исследуются и устанавливаются пути и средства, обеспечивающие успешное психическое и умственное развитие лич­ности ребенка под влиянием обучения и воспитания. Таким образом, данный метод исследования позво­ляет одновременно раскрыть психологические зако­номерности развития школьника в конкретный мо­мент его обучения и определить дальнейшие пси­хологические условия его успешного обучения и вос­питания, определить эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображе­ния, способностей. Психолого-педагогический раз­вивающий эксперимент является ведущим методом в педагогической психологии.

Метод беседызаключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собира­ются в процессе непосредственного общения экспери­ментатора с испытуемым.

Чтобы беседа дала положительные результаты, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из них: предварительно четко намечаются цель беседы и основные вопросы. Заранее продумываются и наме­чаются также дополнительные вариативные вопро­сы с целью всестороннего и глубокого изучения ис­следуемой стороны психической деятельности.

Второе условие: вопросы должны быть четки­ми и понятными испытуемым.

Необходимым условием успеха беседы являет­ся непринужденная, дружеская обстановка, которая позволяет испытуемому давать искренние, правдивые ответы на поставленные перед ним вопросы.

Следующее условие: результаты беседы по­дробно и точно записываются. Метод беседы ши­роко используется при изучении учителем лично­сти школьника и внешних воздействий на формирование характера, поведения учащегося. Во вре­мя беседы учитель узнает о фактах из прошлой жизни школьника, о домашних условиях жизни ребенка, о его товарищах, интересах, склонностях, идеалах. Все это помогает учителю более глубоко понять общий психологический склад личности учащегося и на этой основе наметить эффектив­ные пути дальнейшего развития психических сто­рон его личности, определить пути дальнейшего формирования интересов, мировоззрения, убеж­дений школьника.

Недостатком метода беседы является то, что умозаключения о психологических закономерностях исследователь делает на основе ответов самих испы­туемых, что не всегда дает объективную картину изу­чаемого.

Метод психологического анализа процесса и про­дуктов деятельности позволяет проследить за течени­ем, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Примером такого исследования может быть изучение процесса изображения в рисовании по ме­тоду срезов, разработанному психологом Е.И.Игна­тьевым . Метод срезов можно успешно использовать и в черчении. В настоящее время последовательность процесса изображения в рисунке и черчении все чаще фиксируют фото- и киноаппараты, позволяю­щие получить значительно большее количество по­этапных изображений.

Анализ продуктов деятельности человека поз­воляет проследить особенности многих процессов, свойств, характерных для психики конкретной лич­ности. Так, анализ, сравнение рисунков школьника (с натуры, на темы) дает возможность выявить осо­бенности взаимоотношения анализа и синтеза в процессе рисования с натуры, роль зрительной па­мяти в создании тематических композиций, опре­делить уровень овладения графическими умения­ми и навыками, уровень развития творческого во­ображения.

Биографический метод представляет собой изу­чение психологии человека на основании его биогра­фических данных.

Например, учитель, когда ему поручают руко­водство новым классом, начинает с того, что выяс­няет биографические данные учеников своего клас­са — кто избирался старостой класса, кто занимает­ся в каком-либо кружке и т.д. В результате учитель делает вывод о способностях, склонностях, интере­сах учащихся, их увлечениях, моральном облике.

С помощью анкетного метода изучаются различ­ные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса.

Как правило, анкетный метод дает богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию (испытуемые могут дать неправильные ответы). Поэтому обычно метод анкет используется одновременно с другими методами психологии.

Задания для самоконтроля

 

Задание № 1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась:

а) в V в. до нашей эры;

б) в XVII в.;

в) во второй половине XIX в.;

г) в XX в.

2. Первым этапом в становлении психологии как науки было:

а) изучение и объяснение феномена «души»;

б) применение метода интроспекции в психологии;

в) исследование сферы бессознательного;

г) исследование природы психического.

3. Предметом психологии является:

а) высшая нервная деятельность;

б) «душа»;

в) процесс активного отражения человеком объективной ре­альности;

г) переживание человека.

4. Основным предметом изучения советской психологии высту­пило:

а) сознание;

б) психика;

в) «душа»;

г) поведение.

Задание № 2. Проведите соответствие между авторами и их научными достижениями.

Становление отечественной психологии связано с именами уче­ных, которые были основоположниками:

а) метода естественного эксперимента;

б) экспериментальной психологии в России;

в) первого в России Психологического института;

г) культурно-исторической теории развития психики человека;

д) научных основ изучения темперамента.

1. Л. С. Выготский

2. А. Ф. Лазурский

3. Н. Н. Ланге

4. Б. М. Теплов

5. Г. И. Челпанов


Задание № 3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Аристотель в своих трактатах:

а) делает акцент на знание и мудрость;

б) считает «душу» сущностью тела, наделенного жизнью;

в) ставит целью познание царящего во вселенной порядка;

г) защищает догматы христианской религии.

2. Декартова концепция человека:

а) механистична;

б) дуалистична;

в) отвергает идею «души» как сущности человека;

г) опирается на разум, освященный верой.

3. Представления Платона о «душе» соответствуют следующим
высказываниям:

а) «душа» (дух) обитает в теле человека и направляет его напряжение всей жизни, а после смерти покидает его, от­правляясь в мир идей;

б) «душа» выступает как самостоятельная субстанция;

в) тело является «могилой души».

Задание № 4. Проанализируйте текст. В чем вы видите причину «непоследовательности» В. Вундта?

Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как наука эксперимен­тальная. Для В. Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы: ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и иная психология — психоло­гия народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, тра­диции, обычаи, мифы и др., использующая другие — неэксперимен­тальные методы.

Задание № 5. Сопоставьте научные принципы отечественной психологии с их содержанием:

а) психика определяется образом жизни и изменяется с измене­нием внешних условий;

б) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека;

в) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности;

г) необходимость исследования всех индивидуально- и социаль­но-психологических особенностей человека.

1. Принцип личностного подхода.

2. Принцип единства сознания и деятельности.

3. Принцип детерминизма.

4. Принцип развития.

Задание № 6. Определите, относительно каких методов спра­ведливо данное высказывание.

И. П. Павлов писал о методе так: «Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо­вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та­лантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гени­альный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

Задание № 7. Выберите правильный вариант ответа.

1. Гуманистическая психология:

а) является ветвью экзистенциализма;

б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможно­стей человека;

в) сделала целью воспитания личностный рост.

2. Классический психоанализ:

а) опирался на практику лечения истерических неврозов;

б) определил либидо как энергию, соответствующую потреб­ности в самореализации личности;

в) сделал предметом бессознательные влечения человека.

3. Гештальтпсихология — направление в психологии, при кото­ром:

а) предметом психологии являются образы восприятия;

б) гештальт выступает как форма, структура, целостная кон­фигурация;

в) интеллект трактуется как поведение.

г) гештальты выступают как элементы сознания;

4. Бихевиоризм — направление в психологии, при котором:

а) психология превратилась в «психологию без психики»;

б) была заложена идея программированного обучения;

в) была введена идея установки.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.027 с.)