ТОП 10:

Диагностические материалы к семинарским занятиям № 14-15



 

 

§ Формирование навыков работы с методикой «Определение индекса группкой сплоченности по Сишору»

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный пара­метр, показывающий степень интеграции группы, ее спло­чения в единое целое. Ее можно определить с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими ва­риантами ответов на каждый. Ответы оцениваются в баллах по приведенным в скобках значениям (максимальная сум­ма — 19 баллов, минимальная — 5).

Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

 

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

 

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (3).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

 

Какие у вас взаимоотношения с руководством?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2.Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4.Не знаю (1).

Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1.Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2.Примерно такое же, как и в большинстве коллективов (2).

3.Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4.Не знаю (1).

5.

 

§ Оценка основных проявлений психологического климата коллектива с помощью карты-схемы А.Н. Лутошкина.

Психологический климат на эмоциональном уровне от­ражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, ха­рактер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.

Для общей оценки некоторых основных проявлений пси­хологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой А..Н. Лутошкина. На ней в левой части листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — каче­ства коллектива с явно неблагоприятным климатом. Сте­пень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение сле­ва, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Оценки означают:

+3 – свойство, указанное слева, проявляется в коллек­тиве всегда;

+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа; свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

-3 – свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата боль­шей или меньшей степени благоприятности.

 

 

Положитель­ные особенности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Отрицатель­ные особенности
Преобладает бодрое и жизне­радостное на­строение               Преобладает подавленное настроение, пессимистиче­ский тон
Преобладают доброжелатель­ность во взаи­моотношениях, взаимные сим­патии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группи­ровками внутри коллектива су­ществует взаим­ное расположе­ние и понима­ние                 Группировки конфликтуют между собой
Членам коллек­тива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить сво­бодное время               Члены коллекти­ва проявляют безразличие к более тесному общению, выра­жают отрица­тельное отноше­ние к совместной деятельности
Успехи или не­удачи отдельных членов коллектива вызывают сопе­реживание, уча­стие всех членов коллектива               Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равно­душными остальных, а иногда вы­зывают зависть и злорадство  
Преобладают одобрение и под­держка, упреки и критика выска­зываются с доб­рыми побужде­ниями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов  
Члены коллекти­ва с уважением относятся к мне­нию друг друга               В коллективе каждый считает свое мнение главным и не­терпим к мнени­ям товарищей  
В трудные для коллектива мину­ты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных слу­чаях коллектив «раскисает», появляется рас­терянность, воз­никают ссоры, взаимные обви­нения  
Достижения или неудачи коллек­тива пережива­ются всеми как свои собствен­ные                 Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив уча­стливо и добро­желательно от­носится к новым членам, старает­ся помочь им освоиться               Новички чувст­вуют себя лиш­ними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив акти­вен, полон энер­гии               Коллектив пас­сивен, инертен
Коллектив бы­стро откликает­ся, если нужно сделать полез­ное дело               Коллектив не­возможно под­нять на совме­стное дело, каж­дый думает только о собст­венных интере­сах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддержи­вают слабых, выступают в их защиту               Коллектив под­разделяется на «привилегиро­ванных» и «пренебрегаемых», здесь презри­тельно относят­ся к слабым, высмеивают их
У членов кол­лектива прояв­ляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

 

Однако возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т.п. При этом используются следующие цвета: красный – восторженное настроение; оранжевый – радостное; желтый – светлое, приподнятое; зеленый – спокойное, уравновешенное ; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – уныние, полное разочарование, упадок сил.

Задание: представьте общую картину психологического климата школьного класса или студенческой группы.

 

 

§ Оценка психологической атмосферы в студенческой группе

Замерять психологическую атмосферу в группе, т.е. ди­намичную составляющую психологического климата, мож­но с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик над черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между пара­ми, кодируются по 9-балльной шкале слева направо по схе­ме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1.

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

 

Положитель­ные особенности Отрицатель­ные особенности
Дружелюбие                   Враждебность
Согласие                   Несогласие
Удовлетворенность                   Неудовлетворенность
Увлеченность                   Равнодушие
Продуктивность                   Непродуктивность
Теплота                   Холодность
Сотрудничество                   Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка                   Недоброжелательность
Занимательность                   Скука
Успешность                   Неуспешность

 

Оцените психологическую атмосферу в вашей студенческой группе.

 


Раздел IV. Методические материалы к практическим заданиям

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.006 с.)