ТОП 10:

Диагностические материалы к семинарскому занятию № 11



Методика определения уровня мотивации достижения успеха

Ход выполнения задания

Мотивация достижений, по мнению Г. Меррея, выражается в по­требности преодолевать препятствия и добиваться высоких пока­зателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовать свои таланты и тем самым повышать са­моуважение. Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремление к успеху и избежание неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Опрос­ник имеет две формы: мужскую (А) и женскую (Б).

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснение, но так, чтобы испытуе­мый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Опросник состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 — полностью согласен;

+2 — согласен;

+ 1 — скорее согласен, чем не согласен;

0 — нейтрален;

-1 — скорее не согласен, чем согласен;

-2 — не согласен;

-3 — совершенно не согласен.

Прочтите утверждения опросника и оцените степень своего со­гласия или несогласия. При этом напротив номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия.

Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Опросник (форма А)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне за­дание, то я предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем тру­диться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смо­гу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряже­ния, в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо опре­делены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неуда­чи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее освою развлекательные игры, известные большинст­ву людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и из­вестны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развле­кательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники примерно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь иг­рой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и раз­влечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю
нужным, пусть даже с 50 % -м риском ошибиться, чем де­лать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы рабо­ту, в которой начальная зарплата будет 1000 рублей и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в
которой начальная зарплата равна 300 рублей и есть гарантия, что не позднее чем через полгода я буду получать 2500 рублей.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один с секундомером в руке.

17. Я скорее предпочитаю работать не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройден­ному материалу вопросам, требующим для ответа высказыва­ния своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая веро­ятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но сущест­венно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло»,чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то ж выходит, я лучше обращусь к кому-ни­будь за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь все более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать искать выход.

25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я ско­рее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-либо руководством, чем ко­гда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое зада­ние, чем знакомое задание, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ста­вят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удо­вольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Опросник (форма Б)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряже­ния и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко опреде­лены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом не­удачи, чем надеждой на успех.

8. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра. Я предпочла бы трудное дело, где вероятность неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее освою развлекательные игры, известные большинст­ву людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и из­вестны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собиралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размыш­лений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь скорее более собранной и энер­гичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает вол­нение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить при­вычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным,
чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате, и мы бы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама орга­низовать ее, чем чтобы это сделала какая-то другая девушка.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое зада­ние, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка результатов

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «да» в ключе) приписы­ваются баллы:

ответы могут располагаться в диапазоне от - 3 до + 3:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3;

каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл: 1 2 3 4 5 6 7.

Ответам испытуемых на обратные пункты (отмеченные знаком «нет» в ключе) приписываются баллы:

ответы могут располагаться в диапазоне от - 3 до + 3:

-3 -2- 1 0 +1 +2 +3;

каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

7 6 5 4 3 2 1

Ключ к форме А:

да: 1, 3, 5, 7, 8,10, 13,14,17, 19, 21, 24, 28, 31;

нет: 2, 4, 6, 9, 11,12,15, 16,18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32.

Ключ к форме Б:

да: 1, 2, 4, 7, 8, 10, 14, 17,19, 21, 23, 26, 28;

нет: 3, 5, 6, 9, И, 12, 13,15, 16, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30.

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех ис­пытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные груп­пы: верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % — мотивом избегания неудачи.


Диагностические материалы к семинарским занятиям № 12 – 13:

Определение стратегии поведения в конфликте.Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К.Томасом и Р.Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конф­ликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противопо­ложной стороны. Можно самостоятельно ответить на вопросы опросника К.Томаса.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности — «а» и «б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите один из ответов «а» или «б». Долго над выбором не раздумывайте.

Перед началом работы возьмите чистый лист бумаги, проставьте в столбик цифры (от 1 до 30) и против каждой запишите выбран­ное «а» или выбранное «б».

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого чело­века и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей,

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться дру­гого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно­шения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­жения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят
все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со вре­менем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру­гому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргумен­там другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно могли добиться успеха.

Оценка результатов. Тест выявляет формы социального поведения, используемого в ситуациях конфликта.

Ключ к опроснику

1. Соперничество:6Б, 8А, 9Б. 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 28Б, 30 Б.

3. Компромисс: 2А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26Б, 29А.

4. Избегание: 1А, 3А, 4А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 15Б, 17Б, 19Б, 21А, 23Б, 26А, 27А, 29Б.

5. Приспособление: 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.02 с.)