ТОП 10:

Семинарское занятие № 2. Проблема человека в психологии.



Мозг и психика. Понятие о сознании и подсознании (2 часа)

Цель - познакомить студентов с основными понятиями по теме, создать представление о психике, сознании, взаимодействии структур подсознания и сознания. Сформировать представление об особенностях проявления собственных психических защит.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определения понятиям:

активность, лабильность, стимул, раздражимость, инстинкт, интеллект, навык, нейропсихология, онтогенез, филогенез, рецептор, чувствительность, сознательное, бессознательное.

2. Как при помощи отражающей и регулирующей функции психики создается картина мира?

3. По каким признакам можно определить доминирование лево-правополушарной ориентации?

4. Дайте характеристику функций мозга, свойств мозга.

5. Каковы основные особенности становления сознания в онтогенезе? Раскройте роль труда и языка в развитии сознания человека.

6. Раскройте содержание следующих механизмов психических защит. Приведите примеры из жизни, используя свои наблюдения: отрицание, вытеснение, проекция, регрессия, реактивные образования, рационализация, замещение.

Практическое задание: Выполнить тест на определение выраженности своих психических защит. Дать характеристику особенностям проявления психических защит.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Общая психология / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро­шевского. - 2-е изд. – М., 2001.

5. Практикум по психологии / под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 1997.

6. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

7. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.

 


Семинарское занятие № 3. Направленность человека

и ее психологические проявления (2 часа)

Цель - сформировать у студентов понятия «мотивация», «потребности личности». Рассмотреть различные подходы к пониманию мотивационной и потребностной сферы личности в отечественной и зарубежной психологии. Выявить собственную направленность личности.

Вопросы для обсуждения

1. Используя материалы лекции и учебника, определите сущность, роль и основные подходы к пониманию человеческих потребностей.

2. Как потребности соотносятся с мотивами личности? Раскройте понятия «групповая внушаемость», «конформизм», «интерес».

3. Охарактеризуйте различные подходы к пониманию потребностей в отечественной и зарубежной психологии.

4. Что такое притязания личности, какую роль они играют в формировании поведения. Можно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то как?

 

§ Как называется явление, проявившееся в эксперименте:

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требовавшим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

a) стресс,

b) сверхмотивация,

c) фрустрация.

Практическое задание: Провести тест на определение направленности личности. Написать самохарактеристику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Практикум по психологии / под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 1997.

5. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

6. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.


7. Семинарские занятия № 4 - 7. Познавательная сфера личности (8 часов)

Цель - сформировать у студентов представление о познавательной сфере личности, взаимодействии психических процессов. Научить выявлять особенности проявления психических процессов с помощью диагностических методик.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте понятия «ощущение», «восприятие». Сходство и различие этих процессов.

2. Раскройте свойства ощущений и восприятия. Приведите примеры иллюзии восприятия.

Практические задания:

§ Подберите диагностические методики, изучающие особенности ощущений и восприятия детей и подростков.

§ Ознакомьтесь на практике, как проявляются иллюзии восприятия (иллюзия излома прямой, искривления горизонтальных линий, искажения формы, смещения). Дайте объяснения этим явлениям. Приведите свои примеры.

§ Рассмотрите особенности структурности восприятия на примере «двойственных изображений».

 

3. Дайте определение внимания, физиологического механизма, его видов и свойств. В чем отличие этого процесса от остальных?

Практические задания:

§ Разбейтесь на пары. Проведите исследование концентрации и устойчивости внимания, объема внимания. Сделайте выводы об особенностях внимания партнера (см. диагностические материалы к теме «Внимание»).

.

 

4. Понятие о памяти. Процессы памяти, виды памяти. Индивидуальные особенности (закономерности) и типы памяти.

Практические задания:

§ Провести исследование логической и механической памяти, особенностей узнавания диагностического материала. Сделайте выводы (см. диагностические материалы к теме «Память»).

§ Подберите упражнения, помогающие улучшать память.

§ Сформулируйте рекомендации для родителей, помогающие ребенку лучше запоминать материал.

 

5. Мышление и воображение как высшие формы познавательной деятельности. Сходство и различие этих процессов.

6. Виды мышления. Мыслительные операции, формы мышления.

7. Виды и формы воображения.

8. Понятие о языке и речи. Функции речи. Виды речи.

Практические задания:

§ Провести исследование особенностей своего мышления (ригидность –пластичность) на изучение быстроты мышления, логики. Сформулировать психологические рекомендации для улучшения особенностей собственного мышления.

§ Выявить экспериментальным путем особенности собственного воображения:

– используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. В качестве критериев используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, необычность концовки;

– тест «Нарисуй дом» (см. диагностические материалы к теме «Воображение»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.


Семинарское занятие № 8. Эмоциональная сфера личности (2 часа)

Цель - сформировать представление об эмоционально-потребностной сфере человека. Рассмотреть понятие тревожности и определить взаимосвязь уровня тревожности и личностных особенностей человека.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте характеристику понятий «эмоции», «чувства». Раскройте их различие.

2. Дайте характеристику функций и форм эмоций.

3. Дайте характеристику понятия «высшие чувства человека». Приведите примеры.

4. Понятие воля и волевые действия в психологии. Психологическая структура волевого акта. Психологические характеристики волевых проявлений личности.

Практические задания:

§ Проведите исследование собственного уровня тревожности. Сделайте выводы о результатах и, при необходимости, сформулируйте рекомендации для снижения уровня тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.


Семинарские занятия № 9-10. Индивидуально-психологические особенности личности (4 часа)

Цель - изучить основные психологические подходы к определению способностей человека. Дать представление о темпераменте и характере человека. Сформировать представление об акцентуациях характера.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика способностей. Природа развития человеческих способностей. Уровни развития способностей.

2. История возникновения учения о темпераменте в психологии. Современный подход к понятию темперамента.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

4. Понятие о характере, отличительные признаки характера, теории характера в психологии.

5. Понятие об акцентуациях характера в отечественной и зарубежной психологии.

 

Задание для самостоятельной работы:

§ Провести исследование особенностей собственного темперамента. Привести примеры, как это проявляется в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими. Результаты исследования обсудить на занятии.

 

Практическое задание:

§ Провести тест на определение акцентуаций характера. Сделать выводы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.


Семинарское занятие № 11. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности (2 часа)

Цель - сформировать у студентов понятие о деятельности, ее структуре, значении деятельности в развитии личности. Научиться определять мотивацию деятельности, использовать эти знания при организации педагогического процесса.

Вопросы для обсуждения

1. Общее понятие о деятельности. Строение деятельности.

2. Основные виды деятельности и их характеристика

3. Умения, навыки, привычки и их особенности.

Практическое задание:

§ Провести исследование выраженности мотивации достижения успеха. Сделать выводы.

§ Сформулировать рекомендации для родителей и педагогов, способствующие формированию мотивации успеха у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

2. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

4. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.

5. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 1995.


Семинарские занятия № 12 - 13. Общение.

Межличностные отношения (4 часа)

Цель - сформировать у студентов представление об особенностях и структуре общения, его функциях. Рассмотреть понятие конфликта в психологической литературе. Овладеть методикой исследования особенности реагирования в конфликтной ситуации.

Вопросы для обсуждения

1. Общение и его структура. Функции общения.

2. Конфликт. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта.

3. Использование социометрического метода при исследовании межличностных отношений в группе.

 

Задание для самостоятельной работы:

§ Используя тест Томаса, провести диагностику собственного поведения в конфликтной ситуации. Обсудить результаты на семинарском занятии.

Практическое задание:

§ Ознакомиться с методикой проведения социометрического исследования на практике. Сделать выводы о достоинствах и недостатках данной методики.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. Е.В. Андриенко. - М, 2002.

2. Андриенко, Е.В.Социальная психология. Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий / Е.В. Андриенко. - Новосибирск, 2006.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.

4. Ахвердова, О.А.. Практикум по социальной психологии / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М., 2006.

5. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

6. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


7. Семинарские занятия № 14 - 15. Группа как социально-психологический феномен (4 часа)

Цель - сформировать представление у студентов о группах, механизмах взаимодействия в группе, влиянии группы на развитие личности. Научить определять социально-психологический климат группы с помощью специальных методик исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Определите признаки и границы малой группы. Классификация малых групп по Г.М. Андреевой.

2. Понятие роли и ролевого поведения личности в группе.

3. Способы и механизмы группового воздействия. Поведение человека в ситуации группового давления (конформизм) .

4. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету (эксперимент С. Милграм).

5. Понятие о лидерстве, стилях лидерства.

6. Социально-психологический климат в группе. Его влияние на процесс общения и развития личности.

Практические задания по микрогруппам:

Используя методики, приведенные в приложении, оцените атмосферу в вашей группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. Е.В. Андриенко. - М, 2002.

2. Андриенко, Е.В.Социальная психология. Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий / Е.В. Андриенко. - Новосибирск, 2006.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.

4. Ахвердова, О.А.. Практикум по социальной психологии / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М., 2006.

5. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

6. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


Семинарское занятие № 16. Этнопсихология (2 часа)

Цель - познакомить студентов с этнопсихологией как междисциплинарной отраслью знаний, с проблемами человека и группы в различных культурах и этносах, рассмотреть вопросы психологии межэтнических отношений.

Вопросы для обсуждения

1. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний:

– этнос как психологическая общность;

– культура как психологическое понятие.

2. Человек и группа в культурах и этносах:

– влияние культуры на развитие ребенка;

– культурная вариативность регуляторов социального поведения.

3. Психология межэтнических отношений:

– межэтнические отношения и когнитивные процессы;

– механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

Практическое задание:

Изучение обобщенных представлений лю­дей о людях другой этнической принадлежности.

Сначала вам надо решить, какие две этнические группы вы будете исследовать (всей группой или индивидуально). Каж­дый студент должен обратиться, по крайней мере, к двум лю­дям и попросить их принять участие в исследовании, посвя­щенном формированию впечатлений. Если вы будете выпол­нять это задание всей группой, то обсудите со своими товарищами, какие этнические группы вы хотите изучать. По­просите тех, кто согласится участвовать в работе, представить себе образ представителя определенной этнической группы, а затем оценить его по приведенным далее шкалам. Пусть поло­вина испытуемых опишет представителя одной из выбранных вами этнических групп, а другая половина — представителя другой этнической группы. Объединив данные, собранные все­ми студентами, можно сравнить, как испытуемые восприни­мают человека в зависимости от его национальности.

Образец бланка для ответов

Человек, которого вы себе представили, по национальности _________.

Опишите, пожалуйста, этого человека с помощью сле­дующих оценочных шкал (см. табл. 1).

 

1. Что в первую очередь приходит вам на ум, когда вы думаете об этой этнической группе?

2. Какие качества наиболее характерны для представите­лей этой группы?

3. Какие качества для них совершенно не характерны? Чего вы от них не ожидаете, что бы вас в них удивило?

Ваш возраст________________________

Ваш пол___________________________

Ваша национальность ____________________

 


Таблица 1.

 

  Доминантный Сердечный Нечестолюбивый Глупый Чистоплотный Не нравится окружающим Уравновешенный Неагрессивный Нечувствительный Активный     Уступчивый Холодный Честолюбивый Умный Нечистоплотный Нравится окружающим Неуравновешенный Агрессивный Чувствительный Пассивный

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. Е.В. Андриенко. - М, 2002.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.

3. Ахвердова, О.А.. Практикум по социальной психологии / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М., 2006.

4. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М., 2004.


Семинарские занятия № 17-18. Проблемы личности в социальной психологии (4 часа)

Цель - знакомство студентов с социально-психологическим пониманием личности, типологиями личности, понятием самосознания и самооценки и их влиянием на восприятие другого человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика социально-психологического понимания личности в отличие от общей психологии и социологии.

2. Типологии личности.

3. Образ «Я» и «Я-концепция». Влияние самосознания и самооценки на восприятие другого.

4. Понятие социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Основные этапы социализации.

5. Понятие о социальном поведении личности в социальной психологии:

– потребности, мотивы, интересы, ценности, социальные установки и их роль в психической регуляции социального поведения;

– значение исследований Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок;

– функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

Практические задания

– Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие.

В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъяв­лялись специально изготовленные фотографии самих испытуе­мых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные — несколько суженные или рас­ширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, об­наруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.

При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения.

При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фото­графий родителей — расширенные. Испытуемые 16 лет выбира­ли свои портреты в расширенном варианте, а портреты родите­лей — в суженном.

– Объясните, для каких возрастных этапов характерно вклю­чение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы са­мооценки личностную окраску или они универсальны?

 

И.С. Кон выделил такие механизмы самооценивания:

— усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ори­ентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного дру­гого);

— социальное сравнение (индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми);

— самоатрибуция (индивид оценивает себя и свои внут­ренние состояния, наблюдая свое поведение в различ­ных ситуациях).

 

– Определите, о каком психическом феномене идет речь в публикуемых далее примерах. Какой уровень развития са­мосознания они отражают?

– Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: «Бабуш­ка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»

– Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям.

– Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: «Бррр... За­кройте окна, тут так холодно!»

– Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем.

 

– Оцените разные способы осмысления «Я». Прокоммен­тируйте их с точки зрения возможной поведенческой реа­лизации. Какая из формулировок отражает ваше собствен­ное восприятие своего «Я» и почему?

* «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история». (Г. Гейне.)

* «Я ничто. Этот малый промежуток не способен отделить меня от небытия, куда мне надлежит идти. Я пришел лишь затем, чтобы составить множество; больше нечего было сделать из меня». (Епископ Боссюэ.)

* «Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слы­шит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему — слабая и отдаленная». (Торо.)

* «Все мы жертвы... Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов». (Г.Л. Дитрих.)

* «Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полно­стью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем про­буждении мы как будто рождаемся заново». (3. Фрейд.)

* «Бог есть неограниченное Все, человек есть только ограничен­ное проявление Бога. Или лучше так: Бог есть то неограниченное Все, от чего человек сознает себя ограниченной частью. Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в человеке (жизнь) соединяется с проявлением (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жиз­нями других существ совершается любовью...». (Л.Н. Толстой.)

* «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть». (Ж.П. Сартр.)

* «Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины...» (И. Ньютон.).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. Е.В. Андриенко. - М, 2002.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996.

3. Ахвердова, О.А.. Практикум по социальной психологии / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М., 2006.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.032 с.)