Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самосознание и уровень притязаний. Самооценка личности
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я». Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я». Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение положения человека в общественной, трудовой, личной жизни изменяет не только его деятельность, но и отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание. В самосознании человека можно выделить следующие компоненты: 1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. 2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2—3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам». 3. Сознание своих психических свойств, которое происходит 4. Социально-нравственное самосознание, способность к Задумываясь над своим внутренним миром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «образ-Я» как своеобразная установка по отношению к самому себе. Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанные с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий, т.е. практическое отношение к себе. С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я». Существенной стороной самосознания, от которой зависит степень адекватности оценки себя и окружающих, является са мооценка. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет, доволен человек собой или нет.
Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми. Оценка окружающих — важный источник формирования оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать собственные оценки результатов деятельности. Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих. Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной). В основе уровня притязаний личности лежит самооценка как способность человека осознавать и оценивать себя. Притязание — это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе — соответственно снижается. Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успеху в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения. Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям — одно из условий гармоничного развития личности. А несоответствие — источник возникновения разных конфликтов ребенка как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности.
Совокупность всех представлений человека о себе («образ-Я»), оценка самого себя (самооценка) и потенциальные поведенческие реакции, вызванные «образом-Я» и самооценкой, формируют «Я-концепцию» личности. «Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. Особенности развития и формирования личности художника Развитие личности художника, как и любой другой личности, определяют общественные отношения. Для того чтобы выбирать актуальные темы, уметь разбираться в сложных явлениях жизни, художник должен много знать и постоянно обогащать свой ум знаниями из различных областей науки и практики. Формирование личности художника представляет собой постоянное усвоение им новых знаний, умений, навыков и на этой основе успешное развитие его личности. О пользе и необходимости общего образования для художника указывали многие выдающиеся мастера изобразительного искусства. Так, И.Н. Крамской не один раз повторял, что он, к сожалению, не получил достаточного образования и старался по возможности восполнить этот пробел чтением самой разнообразной литературы, общением с людьми различных профессий. В одном из писем он признавался: "Повесть моя будет не окончена, если я не прибавлю, что никогда и никому я так не завидовал (в самом широком смысле этого слова), как человеку действительно образованному". Специфика творческой деятельности художника требует постоянного обогащения художника новыми знаниями, заставляет художника быть "вечным учеником". И.Н.Крамской подчеркивал, что в деле искусства и старые, и молодые – всегда ученики; одни – успевшие больше, другие – меньше. Художник постоянно учится у жизни, усваивая весь комплекс сложных взаимоотношений предметов и явлений действительности. Подобно губке, он впитывает в себя весь огромный запас впечатлений, которые получает от соприкосновения с окружающим миром. Так, в процессе формирования личности художника, под воздействием условий практической деятельности развиваются высшие духовные потребности, возникают стойкие интересы, которыми и руководствуется художник в своей деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.) |