Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы кадровой политики организации: сущность, значение, цели, задачи, принципы.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таблица 8.2 - Технология проведения кадрового аудита
Методы проведения кадрового аудита. Методы проведения кадрового аудита три основные группы методов: Организационно-аналитические методы, предполагающие проверку документации и отчетности, анализ трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деятельности организации и ее персонала. При этом из общего числа трудовых показателей следует выделить только те, которые в наибольшей степени влияют на эффективность (прибыльность) организации, среди них показатели использования рабочего времени, качества труда, производительности труда, оплаты труда и др. Источниками данной информации служат документация и отчетность организации, в том числе баланс трудовых ресурсов организации, описание работ и спецификации, должностные инструкции, данные об издержках на наем, увольнение, обучение и переподготовку кадров, анкеты и тесты кандидатов на вакантные должности (рабочие места), уровень профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, текучести и т.д. Социально-психологические методы, заключающиеся в проведении самостоятельных социологических опросов, анкетирования, индивидуальных и коллективных бесед, интервьюирования работников различных уровней и категорий. Данная группа методов наиболее результативна для оценки удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций и т.д. Экономические методы, позволяющие путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними или лучшими в отрасли (группе аналогичных организаций) показателями оценить: конкурентоспособность организации на рынке труда; эффективность функционирования служб управления персоналом; эффективность самого аудита персонала. Таблица 8.2 - Технология проведения кадрового аудита
Технология кадрового аудита непосредственно связана с его практической реализацией. Технология предполагает последовательность действий по подготовке, организации и проведению аудита персонала, а технологическая карта включает описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Стратегии кадровой политики
Под стратегией понимают - в широком смысле - видение будущего и способ его приближения, в прикладном значении - некое важное целеполагание на относительно длительный период времени. Кадровая стратегия - это совокупность основных принципов, функций и методов деятельности по управлению кадрами/персоналом, применяемых в течение определенного времени для достижения заданной цели. Это процесс управления развитием организации специфическими способами кадровой работы. Богдан Н.Н. в становлении стратегического управления персоналом выделяет следующие фазы [36]: 1) хаотическое реагирование в кадровой работе на постоянные изменения во внешней среде организации; 2) стратегическое планирование в узком смысле: предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка стратегий ответных кадровых действий; 3) управление стратегическими возможностями: выявление внутреннего потенциала организации для адаптации к быстро меняющейся среде; 4) управление стратегическими задачами в реальном времени: разработка и реализация постоянно корректируемой кадровой программы; 5) стратегическое управление развитием персонала. Прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем. Кадровая стратегия должна основываться на общей стратегии развития организации (Таблица 6.3). На практике в организации наблюдается использование руководством элементов различных кадровых стратегий в разных направлениях деятельности, при этом одна кадровая стратегия берется за основу. Выделяются следующие типы стратегий: - потребительская. У сотрудника и организации отсутствуют общие цели и ценности, но имеют место интересы: у организации к работнику как «рабочей силе», а сотрудник использует возможности организации для удовлетворения своих потребностей (в месте работы, зарплате и т. д.); - партнерская. У сотрудника и организации цели и ценности согласованы, имеют место взаимовыгодные партнерские отношения, развитие сотрудника обеспечивается организацией, а сотрудник, в свою очередь, увеличивает свой вклад в ее деятельность; - идентификационная. При данной стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации и, наоборот, организация развивается, если развивается каждый сотрудник; Возможен деструктивный вариант стратегии, когда сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы; развитие происходит независимо, может принимать негативный характер, когда сотрудник и организация подрывают репутацию друг друга [36]. Таблица 6.3 - Взаимосвязь кадровой стратегии и стратегии развития организации
Этапы процесса выработки кадровой стратегии: 1-й этап – планирование количественной и качественной потребности в персонале. Проводится по категориям работников с учетом внешних и внутренних факторов, таких как: стратегия развития организации, количество производимой продукции/услуг, применяемые технологии, динамика рабочих мест и т. д. При этом помимо количественных показателей должны быть выявлены профессионально-квалификационные требования и способности, необходимые работникам для реализации стратегии развития организации. 2-й этап – анализ наличия необходимого персонала, рационализация численности. При анализе наличия необходимого персонала устанавливается фактический избыток или дефицит численности работников, проводится выбор вариантов высвобождения или привлечения персонала; определяются методы рационализации численности, оптимизации соотношения внутреннего (перемещения) и внешнего (прием новых сотрудников) методов привлечения персонала. 3-й этап – планирование профессионального развития и карьеры работников; обеспечение уровня квалификации, соответствующего возможностям и производственной необходимости; определение принципов и форм оценки персонала. Проводится планирование профессионального развития персонала и карьеры работников с целью обеспечения такого уровня квалификации работников, который соответствует их возможностям и производственной необходимости. 4-й этап – выработка принципов и системы оплаты труда определение особенностей оплаты труда отдельных категорий работников. Предусматривает определение ее особенностей для отдельных категорий работников, установление стимулирующих выплат, так как в стимулировании персонала система оплаты труда занимает лидирующее место. Оптимально сформированная система оплаты труда служит не только способом контроля работы персонала, но также фактором развития организации. 5-й этап – планирование затрат на персонал; определение потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения социальных гарантий и компенсаций работникам. На пятом этапе необходимо планировать затраты на персонал. Практически здесь должна быть решена задача бюджетирования управления персоналом. Теоретические основы кадровой политики организации: сущность, значение, цели, задачи, принципы. Сущность управления кадровой политикой раскрывается при помощи таких понятий как: человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, персонал, кадры. Человеческие ресурсы – это совокупность различных качеств людей, определяющих трудоспособность, а также обобщающий показатель человеческого фактора развития производства. Трудовые ресурсы – физически развитая часть населения, владеющая умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народной хозяйстве. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Кадры – это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы организации, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие «кадры» включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т. е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными организациями [4]. В отличие от персонала, включающего постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных, понятие «кадры» включает в себя постоянных и квалифицированных работников. Для понятия «кадры» принципиально важными являются: во-первых, наличие специальных, приобретенных качеств – профессиональных способностей. Они формируются как в процессе специального обучения, так и в процессе длительной специализации в конкретном виде деятельности; во-вторых, наличие постоянного статуса в организации в соответствии с предписанной социальной ролью (должностью), рабочим местом. Первый признак характеризует качественную сторону кадров организации, а второй – статус человека в организации [1]. Политика в самом общем смысле – это деятельность и отношения, обусловленные интересами и целями субъекта управления (тогда кадровая политика в широком смысле – это деятельность и система отношений субъекта управления по отношению к кадрам, кадровому потенциалу). В узком смысле политика рассматривается как деятельность и отношения по поводу удержания власти или борьбы за власть. Власть субъекта управления – это его возможности (потенциальные или реальные) побуждать к действию других или воздействовать на других (тогда в узком смысле кадровая политика – это деятельность и система отношений субъекта управления к кадрам по поводу удержания власти или борьбы за власть)[5]. Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации – ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Однако словосочетание «кадровая политика» в отечественной социологии управления и практике управления имеет и более широкий, деполитизированный смысл – целенаправленная система деятельности субъекта управления по отношению к кадрам или кадровому потенциалу. Таким образом, кадровая политика – это система принципов, идей, требований, определяющих основные направления работы с персоналом, их формы и методы [5]. Кадровая политика определяет направление и основы работы с кадрами, общие и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками организации, высшим руководством, кадровой службой. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствие с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда [2]. Объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями. Наиболее широким из них является термин «человеческий фактор», обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким – «кадры», под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал». Предметом кадровой политики является система управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем. Подсистема управления трудовыми ресурсами обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов путем организации:–управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, брачность, улучшение положения женщин, забота о семье и детях); –управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, последипломное образование, повышение квалификации, переподготовка) и профессиональной ориентацией;– управления социальным развитием (расширение непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания, социальная работа и др.). Принципы кадровой политики – это основополагающие правила, подходы к решению кадровых вопросов организации. Принципы кадровой политики определяют:– особенности и содержание кадровых программ (наем, развитие персонала и т.д.), позволяющие концентрировать ресурсы предприятия на наиболее важных для этого момента аспектах кадровой работы; – специфику реализации направлений кадровой работы; – методы и стиль работы с персоналом; – документальное обеспечение работы с персоналом; – систему регулирования и регламентирования внутриорганизационных трудовых отношений. В современных условиях наиболее актуальными принципами кадровой политики организации являются [5]: – справедливость; – последовательность; – соблюдение трудового законодательства; – равенство; – отсутствие дискриминации по полу, возрасту, религии; – научность; – комплексность; – системность; – эффективность. На основе общих принципов кадровой политики разрабатываются частичные принципы, регламентирующие работу руководителей отдельных направлений деятельности (в сфере найма, оценивания, развития, адаптации, стимулирования персонала и т.д.). На их основе создаются правила, каких должен придерживаться персонал, непосредственно связанный с реализацией определенных функций (например, правила, регламентирующие порядок набора персонала, продолжительность найма и т.п.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.109.38 (0.009 с.) |