Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое обследование детей 5-7 лет

Поиск

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,

КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Перед проведением психолого-педагогического обследо­вания ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зри­тельного и слухового анализаторов.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

• присутствие родителей (или лиц, их заменяющих);

• налаживание доброжелательного контакта взрослого с ребенком в целях создания особых, доверительных отношений между ними;

• предложение заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

• в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребен­ку необходимо оказать помощь, а затем предложить ряд заданий с учетом его возможностей.

Для проведения обследования предлагаются следующие задания (см. табл. 9).

Таблица 9

Задания для обследования детей 5—7 лет

№ п/п   Наименование задания  
  Включение в ряд (методика А. А. Венгер)  
  Коробка форм  
  Построй из палочек (лесенка)  
  Сложи разрезную картинку (из четырех частей)  
  Сгруппируй картинки (по цвету и форме)  
  Количественные представления и счет  

 

1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер).

Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый берет шестисостав-ную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и соби­рая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая меж­ду ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает од­ну из матрешек и выравнивает интервал между оставши­мися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимание на принцип построе­ния ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрос­лый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действо­вать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матреш­ку без учета основного признака (величины), взрослый ис­правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз 01

 

предлагает поиграть и убирает за экраном другую мат­решку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезя­ми — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигу­рами, основание каждой из которых соответствует по фор­ме одной из прорезей

 

 

Проведение обследования: на стол перед ребенком ста­вят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.

Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.

Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно при­кладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нуж­ное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ре­бенком, используя практическую ориентировку — целе­направленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка). Задание направле­но на выявление уровня развития конструктивных спо­собностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показы­вают, как построить лесенку из десяти пало­чек, и просят запомнить. Затем взрослый за­крывает лесенку экраном и предлагает ребен­ку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлага­ют выполнить по образцу. В тех случаях, ког­да ребенок не справляется с заданием, прово­дится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.

4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития цело­стного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки {мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четы­ре части по диагонали.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 31, 32.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четы­ре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку*.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый сначала по­казывает целую картинку, а затем просит сложить раз­резную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. По­сле чего ребенку предлагают выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание ус­ловий задания; способы выполнения; обучаемость; отно­шение к результату; результат.

5. СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ (по цвету и форме). Зада­ние направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, пере­ключаться с одного принципа группировки на другой, объ­яснять принцип группировки).

Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники

и прямоугольники четырех цветов — красные, синие, зе­леные, желтые).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 33—56.

Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточ­ки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объ­екты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответст­вии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточ­ки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточ­ки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники — всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит по­ложить ее правильно. Если ребенок кладет карточку не­верно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот» (ука­зывая жестом по очереди на все ряды).

Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания — группи­ровку по форме. Взрослый говорит: *Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребен­ку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяс­нить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот».

Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три ви­да помощи.

Первый вид помощи: взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре кар­точки.

Второй вид помощи: если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый мол­ча передвигает их в соответствии с образцами. Так вы­кладывают восемь штук.

 

Третий вид помощи: взрослый вычленяет принцип груп­пировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо

положить все карточки красного цвета, сюда — все жел­тые». И т. д.

Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т. е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задания (принцип группировки по цвету); умение работать по образцу; умение переключаться с од­ного принципа группировки на другой; умение словесно объяснить принцип группировки.

б. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание направлено на выявление уровня развития количествен­ных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образно­го и элементов логического мышления).

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цве­та, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пе­ресчитать и запомнить их количество, после чего закры­вают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнима­ет три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрос­лый показывает две палочки, кладет их за экран к пре­дыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а осталь­ные — синие. Сколько синих карандашей лежало в ко­робке?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предло­жить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воз­душных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по пред­ставлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи.

7. СРАВНИ (сюжетные картинки «Летом»). Задание на­правлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления (восприятия целостной ситуации, изобра­женной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на кар­тинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изо­бражено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, оде­тые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, неда­леко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некото­рые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое раста­яло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 57, 58.

Проведение обследования: перед ребенком кладут пер­вую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, за­тем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рас­сказать о различиях.

Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, акти­визирующие восприятие и понимание целостной ситуа­ции, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило ле­том? Что девочки держат в руках? Что случилось? Поче­му девочки не съели мороженое?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; понимание ребенком ситуации и событий, изобра­женных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.

8. НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА. Задание направлено на выяс­нение уровня сформированное™ представлений о време­нах года (развитие наглядно-образного мышления).

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение обследования: перед ребенком раскладыва­ют четыре картинки, на которых изображены четыре вре­мени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обу­чение Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изоб­ражением только двух времен года — лета и зимы и за­дают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Най­ди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень сформированности временных представле­ний; умение объяснить свой выбор.

9. НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления, сформированности предметного рисунка.

Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка — неваляшка (одна картинка раз­резана), бумага и карандаши (фломастеры).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 63, 64.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ре­бенком части разрезной картинки с изображением нева­ляшки и просит его нарисовать целую. Картинку пред­варительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.

Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предла­гают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок за­трудняется, то взрослый помогает ему, затем снова пред­лагает выполнить рисунок.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение нарисовать предмет по разрезной картин­ке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

10. РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Утро маль­чика»). Задание направлено на выявление умений опреде­лять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-об­разного мышления).

Оборудование: четыре картинки с изображением ситуа­ций, знакомых детям из каждодневного опыта. На пер­вой картинке — мальчик, проснувшись, сидит на посте­ли, недалеко от него лежит его одежда; на второй — он умывается; на третьей — сидит на стуле и одевается; на четвертой — одетый мальчик сидит за столом и завтра­кает.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 65—68.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и про­сят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все кар­тинки по порядку: что мальчик делал сначала, что по­том, чем завершились его действия».

Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый пока­зывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Маль­чик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае за­труднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умения понять временную последовательность со­бытий; объяснить сущность изображенного события.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.011 с.)