Поиграй с цветными кубиками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиграй с цветными кубиками.



1 балл — ребенок не различает цвета даже после обу­чения.

2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделя­ет цвет по слову даже после обучения; безразличен к ко­нечному результату.

3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по сло­ву; проявляет интерес к результату.

4 балла — ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конеч­ном результате.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.

1 балл — ребенок после обучения действует неадек­ватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).

2 балла — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразли­чен; самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла — ребенок сразу понимает задание, но скла­дывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что ко­нечный результат положительный.

4 балла — ребенок понимает задание; самостоятель­но складывает разрезную картинку; заинтересован в ко­нечном результате.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.

1 балл — ребенок после обучения продолжает дейст­вовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.

2 балла — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конеч­ному результату безразличен.

3 балла — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок правильно выполняет предложен­ное задание по образцу; заинтересован в конечном резуль­тате.

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится

достичь цели.

2 балла — ребенок пытается достать рукой цель; по­сле нескольких неудачных попыток отказывается от вы­полнения задания.

3 балла — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает резуль­тата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла — ребенок сразу находит правильное реше­ние и выполняет задание; заинтересован в конечном ре­зультате.

НАРИСУЙ.

1 балл — ребенок не использует карандаш для чер-кания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; рече­вую инструкцию не выполняет.

2 балла — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными преры­вистыми линиями без определенного направления; пони­мает конечный результат своих действий; определена ве­дущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла — ребенок выполняет задание соответствен­но речевой инструкции; заинтересован в конечном резуль­тате (в большинстве случаев это прямая непрерывная ли­ния); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Многолетний опыт нашей работы по обследованию де­тей раннего возраста с использованием представленных методик показывает, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной де­ятельности и в ее составляющих. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Примерные данные о выполнении заданий детьми и их балловая оценка приведены в таблице 2.

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, кото­рые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подра­жания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глу­боком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с тру­дом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отме­чается стремление достигнуть определенного искомого ре­зультата, поэтому для них характерными оказываются ха­отичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выпол­нить задание по подражанию, многие из них справляют­ся. Однако после обучения самостоятельно выполнить за­дание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

 

Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования дру­гих методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, кото­рые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сра­зу же принимают задание, понимают его условие и стре­мятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполне­ния и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятель­ности.

Таблица 2

 

Результаты обследования детей с разным уровнем познавательного развития

№ п/п   Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Наименование задания Оценка в баллах по группам
                                 
  Поймай шарик +         +         +         +
  Спрячь шарики +         +         +         +
  Разбери и сложи матрешку   +         +         +       +
  Разбери и сложи пирамидки   +         +         +       +
  Найди парные картинки +         +           +       +
  Поиграй с цвет­ными кубиками +         +         +         +
  Сложи разрезные картинки +         +         +         +
  Построй из палочек +         +         +         +
  Достань тележку +         +         +         +
  Нарисуй +         +       +         +  
  Общий балл        

 

Детей первой группы необходимо учить понимать эле­ментарную инструкцию, выполнять действие в соответст­вии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие; учить детей понимать цель дей­ствия; формировать у них действия хватания двумя рука­ми, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом перемещающегося предмета.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить фи­зические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражне­ния, направленные на укрепление мышц спины, коорди­нацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, под­ражание.

Второй группе детей необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрос­лым на основе, с одной стороны, эмоционального контакта взрослого с ребенком, а с другой — правильного опреде­ления способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно научить детей подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую ин­струкцию и указательный жест, работать по образцу и по словестной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, уме­ний и физических качеств, на развитие интереса к раз­личным доступным ребенку видам двигательной деятель­ности.

При этом внимание надо уделять совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованнос­ти действий обеих рук, а также развитию мелких движе­ний кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей яв­ляется формирование ориентировочно-познавательной дея­тельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания, а затем и зрительного соот­несения. Важно помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отноше­ния к их восприятию на основе образа, а затем и к фик­сации образа в слове, т. е. к появлению образа-представ­ления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ори­ентировочно-познавательной деятельности должна быть на­правлена на формирование взаимосвязи между основными

компонентами мыслительной деятельности: действием, сло­вом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими де­тьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных заня­тиях, где решаются специфические задачи: развитие об­щения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятель­ности и предпосылок к продуктивным видам деятельно­сти: рисованию, конструированию.

У детей надо вызывать интерес к дидактическим и сю­жетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе.

Необходимо помнить, что у всех этих детей надо фор­мировать правильное поведение с учетом определенной си­туации, а также -такие качества личности, как взаимопо­мощь и отзывчивость. Это возможно только тогда, когда создан положительный микроклимат в дошкольном уч­реждении и семье ребенка.

При обучении детей третьей группы необходимо изна­чально уточнить характер первичного нарушения. Но не­зависимо от него у всех детей нужно формировать актив­ный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). И особое внимание уделять становлению продуктивных видов дея­тельности: лепке, аппликации, рисованию, конструирова­нию.

Важным направлением коррекционной работы являет­ся формирование у детей представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимо­действиях между людьми. Важно подвести детей к пони­манию того, что поведение и деятельность человека зави­сят от природных условий.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекци­онная работа по развитию речи. В зависимости от пер­вичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Таким образом, предложенное психолого-педагогиче­ское обследование позволяет выявить у детей раннего воз­раста отклонения в познавательном развитии. Рекомен­дации, описанные для каждой категории детей, помогут психологам и педагогам-дефектологам наметить пути кор­рекционной работы с каждым из обследуемых с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.015 с.)